Судья Черкасова О.В. Дело № 33-7530/2022
Докладчик Илларионов Д.Б. (№ 2-261/2022)
54RS0023-01-2022-000032-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего судьи Белик Н.В.
судей Илларионова Д.Б., Рукавишникова Е.А.
при секретаре Тишаевой Д.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 09 августа 2022 года гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика ОПФР по Новосибирской области – Анцуповой Л.В., истца Соколовой Елены Валерьевны на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 13 апреля 2022 года по исковому заявлению Соколовой Елены Валерьевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о включении периодов работы в стаж для досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Илларионова Д.Б., пояснения истца Соколовой Е.В., представителя ответчика Силарина Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соколова Е.В. обратилась в суд с иском Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о включении периодов работы в стаж для досрочной страховой пенсии, просила включить в страховой стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В обоснование искового заявления требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ Соколова Е.В. работала в санатории «Д.» П. объединения предприятий «Карагандаэнергоуголь» в должности медицинской сестры по массажу, уволена ДД.ММ.ГГГГ.
Стаж работы на этом месте составил 3 года 9 месяцев 13 дней.
С ДД.ММ.ГГГГ она работает в АНО «Клиника НИИТО» в должности медицинской сестры по массажу.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий стаж работы истца составляет 33 года 2 месяца 1 день.
Истец полагает, что она как медицинский работник она имеет право выхода на пенсию на льготных условиях, в связи с чем обратилась в ПФР с заявлением о назначении льготной пенсии и получила ответ об отказе в назначении ей пенсии досрочно, так как по имеющимся документам на дату обращения отсутствует требуемая продолжительность стажа работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Истец считает действия ПФР незаконными, поскольку в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в учреждениях здравоохранения, занимает должность медицинской сестры по массажу, выполняет медицинские манипуляции в соответствии с должностной инструкцией, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Соколовой Е.В. удовлетворены частично, суд постановил обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области включить в стаж на соответствующих видах работ Соколовой Е.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы в должности медицинской сестры по массажу санаторию «Д.» П. объединенного предприятия «Карагандаэнергоуголь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иска в удовлетворении исковых требований было отказано.
С решением суда не согласен представитель ответчика ОПФР по Новосибирской области – Анцупова Л.В., просит решение Коченевского районного суда Новосибирской области, отменить, вынести новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении выслуги лет применял до 01.11.1999г. – Список профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета М. Р. от 06.09.1991г. №.
Указанный список не конкретизировал перечень учреждений здравоохранения, но основанным условием является факт работы медицинского работника в учреждении осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения.
Апеллянт полагает, что законодательством определена единственная организационно-правовая форма – учреждение, санаторий Д. находится в составе Государственный холдинговой компании «Карагандауголь» которое не является учреждением здравоохранения и не представлены документы, подтверждающие осуществление лечебной деятельности.
С решением суда не согласилась истец Соколова Е.В., просит решение Коченевского районного суда Новосибирской области, отменить части, включить в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы медицинской сестры по массажу АНО «Клиника НИИТО» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Апеллянт не согласна с решением суда в части не включения в специальный стаж период работы в АНО «Клиника НИИТО» в должности медицинской сестры по массажу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы). Согласно п.2.1 Устава АНО «Клиника НИИТО» следует, что основной целью создания и деятельности организации является оказание медицинских услуг, в том числе травматологии, ортопедии, неврологии и нейрохирургии. Апеллянт полагает, что право на получение пенсии не может быть постановлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой мною осуществлялась лечебная деятельность. Указывает, что в спорный период времени работала медицинской сестрой по массажу в лечебном учреждении, осуществляющего медицинскую длительность.
Проверив материалы дела на основании ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Соколова Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочно страховой пенсии по старости. Из решения ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Соколовой Е.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом, пенсионным фондом в стаж на соответствующих видах работ включены периоды работы истца общей продолжительностью 17 лет 05 месяцев 19 дней, величина ИПК составила 62,247.
Согласно решению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области истцу не были засчитаны в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью периоды ее работы в должности медицинской сестры по массажу в санатории «Д.» П. объединенного предприятия «Карагандауголь», в связи с тем, что в Список должностей и учреждений № от ДД.ММ.ГГГГ санатории включены в перечень только строго определенного профиля, а также в должности медицинской сестры по массажу в АНО «Клиника»,, так как данная организация не предусмотрена Списком.
Из копии трудовой книжки Соколовой (Юдиной, Бакураевой) Е.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность медсестры по массажу в санаторий «Д.» П. объединенного предприятия «Карагандауголь», уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, Соколова Е.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением периодов без сохранения заработной платы, у нее проставлен код льготы ЗП81ГД.
Согласно архивной справке о подтверждении стажа от ДД.ММ.ГГГГ. выданной АО «АрселорМитталТемиртау», по документам Санатория Ж. П. объединенного предприятия Карагандауголь значится Бакураева Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ – медсестра по массажу лечебного корпуса, с ДД.ММ.ГГГГ предприятие выкуплено АО Испат Кармет и переименовано в П. управление Энергоуголь Угольного департамента АО Испат Кармет, приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ уволена п собственному желанию, ст.32 КЗоТ РК, приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ. За проработанное время Бакураевой Е.В. были предоставлены отпуска без содержания: с 29.01 по ДД.ММ.ГГГГ, с 05.03 по ДД.ММ.ГГГГ, с 08.04 по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 21.05 по ДД.ММ.ГГГГ.
Из архивной справки объединенного архива Угольного департамента АО АрселорМиттал Темиртау Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании Указа Президента Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе управления угольной промышленности» Кабинет М. Республики Казахстан постановляет: преобразовать Карагандинское П. объединение «Карагандауголь» в Государственную холдинговую компанию «Карагандауголь», в составе которого находится санаторий Д. П. объединенного предприятия Карагандауголь. Согласно Постановлению Правительства Республики, Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации структуры Государственной холдинговой компании «Карагандауголь» на базе компании было создано Республиканское государственное предприятие «Карагандашахтуголь», в составе которого находится Санаторий Д. П. объединенного предприятия Карагандауголь. Согласно протоколу тендерной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по продаже имущественного комплекса, 13 вспомогательных предприятий, обслуживающих Карагандинский угольный бассейн, и контракта от ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Республики Казахстан и Акционерным обществом «Испат Кармет» о приватизации предприятий, Правительство Республики Казахстан передало Акционерному обществу «Испат Кармет» право собственности на данные предприятия, в том числе и П. объединенное предприятие Карангандаэнергоуголь, которое приказом Угольного департамента АО Испат Кармет от ДД.ММ.ГГГГ № переименовано в Санаторий Ж. П. управления Энергоуголь.
Согласно архивной справке Филиала по личному составу угольной отрасли коммунального государственного учреждения «Государственный архив Карагандинской области» управления культуры, архивов и документации Карагандинской области от ДД.ММ.ГГГГ, в документах архивного фонда П. объединенное предприятие «Карагандаэнергоуголь» имеются документы Санатория «Д.»: Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №к о приеме Бакураевой Е. В. медсестрой по массажу, с окла<адрес> тенге, с ДД.ММ.ГГГГ. Из ведомостей по начислению заработной платы выявлено: Бакураевой Е.В. заработная плата начислялась по декабрь 1995 года включительно. Предоставить сведения о дальнейшей работе и увольнении Бакураевой Е. В. не имеют возможности, документы санатория «Д.» сданы в архив по декабрь 1995 года включительно. Также имеются отпуска без содержания: с 10 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 10 по ДД.ММ.ГГГГ, с 20 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Частично удовлетворения исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период работы Соколовой Е.В. в должности медицинской сестры по массажу санаторию «Д.» П. объединенного предприятия «Карагандаэнергоуголь» действовало Постановление Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464, в соответствии с которым работа в должности медицинских сестер санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения,
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении периода работы истца в АНО «Клиника НИИТО», суд первой инстанции исходил из того, что автономная некоммерческая организация не является учреждением здравоохранения, при этом не подтвержден факт работы истца в структурных подразделениях, указанных в пункте 6 Правил от ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ. Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с ч.1 ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, следовательно, по записям, внесенным в трудовую книжку, устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, с которым связывается предоставление работнику определенных льгот и преимуществ в соответствии с законами.
Исходя из ч.2 ст.11 Закона следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками СНГ, включая Республику Казахстан и Российс��������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????�����������??????????�??????????�??????????�??????????�??????????�??????????�??????????�????h?????�??????????�??????????�??????????�??????????�????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�L�?�?
Согласно ст.3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
В силу п.2 ст.6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего С. за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Поскольку после подписания международного договора - Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Казахстан является независимым и самостоятельным государством, то возможность включения в специальный стаж периодов работы после ДД.ММ.ГГГГ может быть урегулирована только законодательными актами Российской Федерации либо международным договором.
При установлении пенсии в рамках названного Соглашения с бывшими республиками С. территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий.
Законом Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ N 675-ХП «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» предусматривалось право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников народного образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Согласно ст.37 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет (по перечню учреждений, организаций и должностей, утверждаемому Правительством Республики Казахстан) имели врачи и другие медицинские работники, непосредственно занятые на лечебной работе, - при стаже работы по специальности: мужчины не менее 30 лет, женщины не менее 25 лет.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, утвержден постановлением Кабинета М. К. ССР от ДД.ММ.ГГГГ N 555.
Вместе с тем, Законом Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ N 32-1 действие ст. 37 Закона «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» от ДД.ММ.ГГГГ N 675-ХП приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ указанный закон утратил силу, и вступил в действие Закон Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ N 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», которым не предусмотрено право лиц, осуществляющим лечебную деятельность, на досрочное назначение пенсии по старости.
Как верно отмечено судом первой инстанции, поскольку в спорный период работы истца в должности медицинской сестры по массажу санаторию «Д.» П. объединенного предприятия «Карагандаэнергоуголь» действовало Постановление Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464, в соответствии с которым работа в должности медицинских сестер санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения, применение к спорному периоду работы истца в санатории «Д.» Списка № от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что применительно к данному периоду работы истца следует исходить из единственно возможной организационно-правовой формы организации – учреждение основан на неправильном толковании норм Постановления Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464.
Номенклатура учреждений здравоохранения, в соответствии с которой к лечебно-профилактическим учреждениям относятся санатории-профилактории.
Санатории-профилактории в качестве лечебно-профилактических учреждений поименованы также в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1000.
Согласно пункту 1.17 Приказа Минздрава С. "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства и транспорта" от ДД.ММ.ГГГГ N 12, М. здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными и городскими отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Мособлисполкома и Ленгорисполкома поручено разработать и осуществить совместно с хозяйственными и профсоюзными организациями мероприятия по развитию сети санаториев-профилакториев, укомплектованию их квалифицированными врачами, оснащению медицинским оборудованием, а также по созданию необходимых условий для обеспечения реабилитации трудящихся.
В соответствии с пунктом 1 Типового положения о санатории-профилактории профессиональных союзов, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 9-5, санаторий-профилакторий профсоюзов является лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначенным для проведения лечебной и оздоровительной работы среди рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, совхозов, колхозников, в основном без отрыва от их трудовой деятельности.
Санаторий-профилакторий обслуживает рабочих и служащих одного или нескольких предприятий, участвующих в оборудовании и содержании этого учреждения, находится в ведении фабричного, заводского или местного комитета профсоюза и администрации предприятия (организации), правления колхоза и работает под их руководством.
Согласно пункту 1.1 Положения о санатории-профилактории организации (предприятия) Методические рекомендации, утвержденного Минздравом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2510/4827-96-29 в период действия Списка от ДД.ММ.ГГГГ N 464 санаторий-профилакторий является лечебно-профилактическим учреждением санаторно-курортного типа, находящимся на балансе и в ведении организации (предприятия), независимо от формы собственности, предназначенным для лечения и предупреждения заболеваний работников предприятия и членов их семей, с учетом условий их труда, быта и особенностей производства.
Из смысла вышеприведенных норм в их совокупности следует, что в период действия Перечня, утвержденного Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, а также Списка, утвержденного Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464 санатории-профилактории относились к лечебно-профилактическим учреждениям, работа в которых, в должности медицинской сестры предоставляло право на досрочную пенсию как лицу, осуществляющему лечебную деятельность.
При этом данное право не зависело от нахождения санатория - профилактория на балансе и в ведении предприятия и организации.
Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ правовому регулированию (Постановление Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 Постановления Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С ДД.ММ.ГГГГ был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464.
В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 464, право на пенсию за выслугу лет предусмотрено в отношении врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Применительно к периоду работы истца в должности медицинской сестры по массажу санаторию «Д.» П. объединенного предприятия «Карагандаэнергоуголь», вид организационно-правовой формы лечебного учреждения, принадлежность его имущества, в чьем ведении оно находилось, само по себе не предполагает различий в условиях и характере профессиональной деятельности работника и не свидетельствуют о существовании таких различий.
Таким образом, согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ правовому регулированию работа в должности медицинских сестер санатория включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения.
Доводы апелляционной жалобы о не включении судом в специальный стаж периодов работы в АНО «Клиника НИИТО» не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно сведениям трудовой книжки, в период с ДД.ММ.ГГГГ истец работает медицинской сестрой по массажу в Автономной некоммерческой организации «Клиника травматологии, ортопедии и нейрохирургии НИИТО».
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Согласно Списку должностей и учреждений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в спорный период) стаж работы, дающий на право на досрочное назначение пенсии предусмотрен исключительно работникам учреждений независимо от формы собственности учреждения. Работники организаций, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, правом на досрочную пенсию не пользуются, за исключением работников некоторых структурных подразделений организаций независимо от организационно-правовой формы, перечисленных в п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, которым право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется наравне с работниками учреждений.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, работа, предполагающая наличие врачебной профессии, специальности, при отсутствии предусмотренных законом условий (занятие определенной должности, в определенных учреждениях здравоохранения, определенных структурных подразделениях) права на досрочное пенсионное обеспечение не дает. Как установлено судом первой инстанции, при подаче индивидуальных сведений в пенсионный орган работодатель не квалифицировал спорный период работы как работу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, что подтверждается Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Как следует из уставов АНО «Клиника НИИТО» в редакции от 2008, 2012, 2014, 2017, 2018, 2020, 2021 годы, организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (раздел 3 Устава).
Из пункта 2.1 Уставов следует, что основной целью создания и деятельности организации является оказание медицинских услуг, в том числе травматологии, ортопедии, неврологии и нейрохирургии.
В соответствии со ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно ст.123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
С учетом изложенного, главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления.
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
Автономная же некоммерческая организация близка по своей природе к фонду, также является унитарной, создается по такому же принципу, но в сравнении с фондом с более узкими целями - предоставление услуг в сферах некоммерческой деятельности.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации следует вывод о том, что выделение учреждений и автономных некоммерческих организаций в качестве самостоятельных видов некоммерческих унитарных организаций основано на существенных различиях правового статуса, объясняющихся, в частности, особенностями их создания, закрепления имущества, и как следствие пределами ответственности некоммерческих организаций, в связи с чем, автономная некоммерческая организация не может являться учреждением.
В абзаце первом п.17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Соколова Е.В. в спорный период была трудоустроена в АНО «Клиника НИИТО».
За указанное время изменений организационно-правовой формы работодателя не происходило.
Доводы апеллянта тождественности ее работы в АНО «Клиника НИИТО» работе в государственных учреждениях, и наличии оснований для включения спорного периода в льготный стаж основаны на ошибочном применении норм материального права, поскольку истица в спорный период осуществляла трудовую деятельность в АНО «Клиника НИИТО», которое не относится к учреждению здравоохранения, и спорный период не подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ.
В разделе «Наименование учреждений» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, автономная некоммерческая организация не предусмотрена.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что из представленных доказательств не подтверждается то обстоятельство, что АНО «Клиника НИИТО» является учреждением здравоохранения, не подтвержден факт работы истца в структурных подразделениях, указанных в пункте 6 Правил от ДД.ММ.ГГГГ, не подтверждена работа истца в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню.
Доводы апелляционных жалоб не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы правильные выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права, иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность судебного постановления не влияют, оснований для его отмены по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 27 апреля 2022 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя ответчика ОПФР по Новосибирской области – Анцуповой Л.В. – без удовлетворения.
Апелляционную жалобу истца Соколовой Елены Валерьевны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: