Решение по делу № 2а-989/2018 от 25.01.2018

К делу № 2а-989/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

РіРѕСЂРѕРґ Сочи    12 марта 2018 РіРѕРґР°

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению Резниченко Т.А. к администрации города Сочи о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Резниченко Т.А. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к администрации города Сочи о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В административном иске Резниченко Т.А. просила: признать незаконным отказ администрации г. Сочи в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес>, на кадастровом плане территории для земельного участка общей площадью 5000 кв.м., в кадастровом квартале №, изложенный в письме Департамента Архитектуры, Градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №; считать «Схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для центра обслуживания, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи в Центральном районе в районе <адрес>», выполненную кадастровым инженером Волковой А.В. (квалификационный аттестат кадастрового инженера № от ДД.ММ.ГГГГ.) по договору № от ДД.ММ.ГГГГ - согласованной и утвержденной; обязать Управление Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить без согласия правообладателя земельного участка и без согласования границ со смежными землепользователями государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 5000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для центра обслуживания, по адресу: <адрес>, на основании межевого плана, выполненного в соответствии со сведениями, указанными в «Схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для центра обслуживания, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи в Центральном районе в районе ул. Голенева», выполненной кадастровым инженером Волковой А.В. (квалификационный аттестат кадастрового инженера № от ДД.ММ.ГГГГ.) по договору № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию города Сочи зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанный земельный участок общей площадью 5 000 кв.м., в кадастровом квартале №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для центра обслуживания, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес> и предоставить в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи указанный земельный участок Резниченко Т.А. в аренду путем заключения с ней договора аренды.

В обоснование заявленных требований Резниченко Т.А. указала на то, что она с целью дальнейшего приобретения в аренду земельного участка площадью 5000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале № категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для центра обслуживания, по адресу: <адрес>, в зоне «ОД-1» - зона многофункциональной общественно-деловой застройки, за свой счет подготовила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. ДД.ММ.ГГГГ истцом было подготовлено и направлено в администрацию города Сочи заявление об утверждении вышеуказанной схемы расположения земельного участка. Между тем, в ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ из Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи истцом был получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка мне отказано по причине отсутствия в администрации г. Сочи финансирования данного вида деятельности. Считает, что бездействием административного ответчика существенным образом нарушены ее права и законные интересы, которые могут быть восстановлены лишь в судебном порядке. Ответчиком не представлено иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, кроме отсутствия финансирования для этой цели. В то же время истец выполнил вышеуказанный документ за счет собственных средств, что допускается названной нормой закона, в связи с чем ответчик был обязан лишь выполнить свою распорядительную функцию: утвердить схему или отказать, указав на недостатки. Следовательно, полученный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, основанный на отсутствии финансирования, лишает административного истца возможности на приобретение указанного земельного участка в аренду, что существенно нарушает ее права и законные интересы, учитывая, что данная возможность гарантирована Конституцией Российской Федерации, гражданским и земельным законодательством. Поскольку обжалуемый отказ не обусловлен законными основаниями, а является лишь следствием ненадлежащего выполнения административным ответчиком своих функций, то данное бездействие нарушает вышеуказанное конституционное право административного истца.

В судебное заседание административный истец Резниченко Т.А. не явилась, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещена надлежащим образом, для участия в деле направила своего представителя Стаховскую О.Е., которая действует на основании соответствующей доверенности.

В судебном заседании Стаховская О.Е. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации города Сочи – Богодухова В.В., действующая на основании доверенности, административный иск не признала, возражала против его удовлетворения, просила суд в удовлетворении отказать по основания, изложенным в отказе.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Новойдарская А.В., действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения административного иска.

Заслушав доводы и пояснения сторон, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, административный истец Резниченко Т.А. с целью дальнейшего приобретения в аренду земельного участка площадью 5000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для центра обслуживания, по адресу: <адрес>, подготовила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подготовлено и направлено в администрацию города Сочи заявление об утверждении вышеуказанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для центра обслуживания по адресу г. Сочи, Центральный район, <адрес>.

Письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ № Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Резниченко Т.А. разъяснено, что схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для центра обслуживания по адресу г<адрес>, не представляется возможным.

Указанным письмом административному истцу разъяснено, что по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, предлагаемый к образованию земельный участок площадью 5000 кв.м. находится в кадастровом квартале № на землях неразграниченной государственной собственности, в границах населенного пункта.

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в рамках своих полномочий осуществляет формирование земельных участков

Согласно постановлению администрации города Сочи от 23.12.2015 N°3627 «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Обеспечение разработки градостроительной и землеустроительной документации муниципального образования город - курорт Сочи», финансирование не предусмотрено.

При доведении дополнительных лимитов ассигнований бюджетных обязательств выполнение работ по формированию земельных участков и их постановке на государственный кадастровый учет займет более 6 месяцев.

Административный истец считает, что бездействием административного ответчика существенным образом нарушены ее права и законные интересы, поскольку ответчиком не представлено иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, кроме отсутствия финансирования для этой цели. В то же время истец выполнил вышеуказанный документ за счет собственных средств, в связи с чем ответчик был обязан лишь выполнить свою распорядительную функцию: утвердить схему или отказать, указав на недостатки. Следовательно, полученный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, основанный на отсутствии финансирования, лишает административного истца возможности на приобретение указанного земельного участка в аренду, что существенно нарушает ее права и законные интересы. Административный истец просит суд признать незаконным отказ администрации г. Сочи в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в городе Сочи по <адрес>, на кадастровом плане территории для земельного участка общей площадью 5000 кв.м., в кадастровом квартале №, изложенный в письме Департамента Архитектуры, Градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

На основании п. 1 ст. 5 Земельного Кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются, в частности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3).

При этом, на основании п. 5 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

Таким образом, положения пункта 3 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ не распространяется на случаи образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, в том числе при образовании испрашиваемого административным истцом земельного участка.

Согласно части 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Учитывая изложенное, в силу требований пунктов 3 и 5 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения испрашиваемого административным истцом земельного участка, расположенного в городе Сочи по <адрес>, на кадастровом плане территории для земельного участка общей площадью 5000 кв.м., в кадастровом квартале №, должна обеспечиваться органом местного самоуправления, на что и было административному истцу в отказе Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в рамках своих полномочий осуществляет формирование земельных участков.

С 2016 года работы по формированию земельных участков организовываются согласно постановлению администрации города Сочи от 23.12.2015 года № 3627 «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Обеспечение разработки градостроительной и землеустроительной документации муниципального образования город-курорт Сочи», при наличии необходимых лимитов бюджетного финансирования в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако, согласно постановлению администрации города Сочи от 23.12.2015 года № 3627 «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Обеспечение разработки градостроительной и землеустроительной документации муниципального образования город - курорт Сочи», финансирование не предусмотрено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для центра обслуживания, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией города Сочи не представлялось возможным.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных Резниченко Т.А. требований.

Отказ администрации г. Сочи в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в городе Сочи по <адрес>, на кадастровом плане территории для земельного участка общей площадью 5000 кв.м., в кадастровом квартале №, изложенный в письме Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, основан на нормах действующего законодательства и им не противоречит, а доводы, приведенные административным истцом, не являются основанием для признания данного отказа незаконным.

Также суд учитывает, что остальные требования административного истца об обязании Управления Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить без согласия правообладателя земельного участка и без согласования границ со смежными землепользователями государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 5000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для центра обслуживания, по адресу: <адрес> а также об обязании администрации города Сочи зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанный земельный участок общей площадью 5 000 кв.м., в кадастровом квартале №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для центра обслуживания, расположенного по адресу: г. <адрес> и предоставить в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи указанный земельный участок Резниченко Т.А. в аренду путем заключения с ней договора аренды суд также оставляет без удовлетворения, поскольку с указанными требованиями Резниченко Т.А. администрацию города Сочи не обращалась, данные требования административным ответчиком не рассматривались. Доказательств, подтверждающих обратное, а также подтверждающих, что административному истцу в удовлетворении данных требований незаконно и необоснованно было отказано, суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Резниченко Т.А. к администрации города Сочи о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ    Рќ.РЎ. Шевелев

Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 16.03.2018 года.

«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»

"Согласовано"

2а-989/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Резниченко Т. А.
Ответчики
Администрация
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Судья
Шевелев Николай Сергеевич
Дело на сайте суда
sochi-centralny.krd.sudrf.ru
25.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2018[Адм.] Судебное заседание
20.02.2018[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.03.2018[Адм.] Судебное заседание
16.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее