Решение по делу № 2а-4646/2022 от 15.03.2022

УИД 11RS0001-01-2022-004431-57 Дело № 2а-4646/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

с участием представителя административного истца Размыслова Д.Г., заинтересованных лиц Каневой Т.И., Поляковой М.И., Леушко В.Э., Чесноковой В.Ф., Пименовой Л.В.,

рассмотрев 25 июля 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Чикилёвой Валерии Васильевны к администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», начальнику УЖКХ администрации МОГО «Сыктывкар» Гонтарь Александру Геннадьевичу о признании срока для сноса аварийного многоквартирного дома в требовании от 11.02.2022 № 01-04/25 незаконным, об обязании установить срок сноса до 11.02.2023,

установил:

Чикилёва В.В. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании срока для сноса аварийного многоквартирного дома в требовании от 11.02.2022 № 01-04/25 незаконным, об обязании установить срок сноса до 11.02.2023.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого помещения № 8, расположенного в многоквартирном доме .... Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 05.08.2021 № 8/2374 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. 11.02.2022 в адрес административного истца администрация направила требования о сносе дома за свой счет, срок для добровольного сноса дома установлен до 05.08.2024. Поскольку имеется угроза разрушения дома, административный истец полагает срок, установленный в требовании о добровольном сносе дома – до 05.08.2024, неразумным.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков руководитель Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», начальник УЖКХ администрации МОГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г., в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники и наниматели жилых помещений указанного многоквартирного дома.

В судебном заседании представитель административного истца Размыслов Д.Г. на требованиях настаивал.

Заинтересованные лица Канева Т.И., Полякова М.И., Леушко В.Э., Чеснокова В.Ф., Пименова Л.В. требования поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав представителя административного истца, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

На основании ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в п. 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

Материалами дела установлено, что административный истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. ...

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 05.08.2021 № 8/2374 многоквартирный дом № ..., признан аварийным и подлежащим сносу, пунктом 2 которого постановлено администрации МО ГО «Сыктывкар» принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях указанного многоквартирного дома, в срок до 2028 года. Согласно пункту 3 постановления предусмотрено, что Комитету жилищной политики администрации МОГО «Сыктывкар» необходимо направить гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Пунктом 4 постановления предусмотрено, что Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» необходимо направить собственникам помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, требование о сносе такого многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.

11.02.2022 администрацией МО ГО «Сыктывкар» в адрес собственников жилых помещений в многоквартирном доме ..., в том числе административному истцу, направлены требования о добровольном сносе многоквартирного дома в срок до 05.08.2024. О принятом решении предложено сообщить в администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 05.05.2022. Не направление ответа в установленный срок будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 30.06.2021 № 329 на основании технического заключения по результатам обследования ООО «...» от 17.05.2021 выявлены основания для признания многоквартирного дома № ..., аварийным и подлежащим сносу, поскольку состояние несущих и ограждающих конструкций здания является аварийным, имеется значительный физический износ, многочисленные дефекты и повреждения.Полагая, что срок для сноса дома собственникам, установленный в требовании, является неразумным, так как спорный многоквартирный дом представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и может прекратить свое существование как объект недвижимости, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с техническим заключением по результатам обследования ООО «...» от 17.05.2021, на основании которого межведомственной комиссией МО ГО «Сыктывкар» принято заключение о признании многоквартирного дома ... аварийным и подлежащим сносу, физический износ здания составляет 67%, состояние конструкций здания и фундаменты здания находятся в аварийном состоянии. Материалы несущих и ограждающих конструкций здания не соответствуют требованиям действующих норм и правил. Требуемое сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций здания не обеспечивается. Многоквартирный дом не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 и не пригоден для проживания.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным требований администрации МО ГО «Сыктывкар» от 11.02.2022 в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г... в части установления срока для сноса многоквартирного дома до 11.02.2023, суд при оценке фактических обстоятельств, руководствуясь тем, что соблюдение установленной в части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений расположенного на данном земельном участке многоквартирного дома, является обязательной, учитывает следующее.

Как следует из материалов дела, требованиями от 11.02.2022 администрация МО ГО «Сыктывкар» установила собственникам жилых помещений по адресу: ... – срок для добровольного сноса многоквартирного дома – до 05.08.2024.

Также в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО «Сыктывкар» будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Административный истец не согласна с установленным указанным в требовании сроком, считает его не разумным.

В силу закона единственным предусмотренным законом способом принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о сносе дома является проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Частью 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник, иное лицо, указанное в данном Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

В силу установленного порядка процедура созыва общего собрания предусматривает необходимость установления собственников всех помещений многоквартирного дома.

Основные требования к процедуре сноса многоквартирного жилого дома, как объекта капитального строительства, предусмотрены статьями 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно частям 2 и 4 статьи 55.30 указанного Кодекса, по общему правилу, в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

Согласно части 1 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче таких условий от застройщика, исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения.

В силу части 3 указанной статьи в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с частью 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ, по общему правилу, работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Частями 9 и 10 установлен порядок подачи в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства и требования к содержанию такого уведомления и прилагаемым к нему документам.

Таким образом, снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу уполномоченным на то специалистом на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда.

Принимая во внимание вышеизложенное законодательство, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом требование принято администрацией МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса РФ порядка.

Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» срок для добровольного сноса многоквартирного дома 5 по ул. Лесозаводская г.Сыктывкара, не является разумным суду не представлено.

С учетом изложенного, суд при вынесении решения исходит из разумности срока для добровольного сноса дома собственниками – до 05.08.2024, который к настоящему времени не истек. Возможность соблюдения административным ответчиком предусмотренной законом процедуры изъятия земельного участка, занятого домом № ..., и жилых помещений в нем не утрачена. Какого-либо неправомерного бездействия по принятию решения об изъятии земельного участка и жилых помещений ответчиком не допущено.

Аварийность дома как условие невозможности проживания в нем, не исключает обязанности по соблюдению установленной в статье 32 Жилищного кодекса РФ процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений, требующей при необходимости соблюдения процедурных моментов, большего, чем указано в исковом заявлении времени.

При оценке обоснованности заявленных требований суд считает необходимым указать, что в силу пункта 3.1. статьи 95 Жилищного кодекса РФ гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть представлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.

С учетом изложенного, требования административных истцов о признании незаконными требований администрации МО ГО «Сыктывкар» от 11.02.2022, выставленных собственникам, в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... и установлении иного срока, удовлетворению не подлежат, поскольку само по себе установление срока сноса принадлежащего административному истцу помещения до 05.08.2024, права и законные интересы административного истца не нарушает.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Чикилёвой Валерии Васильевны к администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», начальнику УЖКХ администрации МОГО «Сыктывкар» Гонтарь Александру Геннадьевичу о признании срока для сноса аварийного многоквартирного дома в требовании от 11.02.2022 № 01-04/25 незаконным, об обязании установить срок сноса до 11.02.2023 - отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Прилепова

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2022 года.

2а-4646/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Чикилева Валерия Васильевна
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Казакова Александра Олеговна
Плосков Алексей Михайлович
ГАПОНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Острякова Александра Ивановна
Ермолина Тамара Александровна
Чугаева Альбина Геннадьевна
Романов Семен Иванович
Канева Татьяна Ивановна
Макарова Лия Александровна
Лапшина Кристина Владимировна
Чеснокова Елена Владимировна
Догарь Аурелия Ивановна
Чугаев Владимир Владимирович
Тютина Виктория Викторовна
Парфенова Ксения Викторовна
Гапонов Александр Витальевич
Полякова Мария Ильинична
Фадеев Павел Валерьевич
Макаровой Анне Ивановне
Худяковой Жанна Александровна
Казаков Олег Николаевич
Стонкус Ольга Витальевна
Верещагина Елена Николаевна
Казакова Екатерина Олеговна
Остряков Артем Викторович
Острякова Ольга Викторовна
Чугаева Светлана Владимировна
Савельева Есения Ильинична
Николаева Екатерина Николаевна
Медведская Нина Михайловна
Острякова Анастасия Ивановна
Гаврикова Елена Александровна
Рудаков Вадим Владиславович
Попова Карина Владимировна
Полева нелли Владимировна
Казакова Оксана Вениаминовна
Агафонова Валентина Тимофеевна
Макаровой Татьяне Ивановне
Леуко Виктор Эйнович
Коданев Артур Андреевич
Гапонова Татьяна Геннадьевна
Пименова Людмила Владимировна
Гапонов Андрей Александрович
Парфенова Диана Викторовна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
15.03.2022Регистрация административного искового заявления
16.03.2022Передача материалов судье
18.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2022Судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
10.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Судебное заседание
25.07.2022Судебное заседание
25.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее