Решение по делу № 3а-357/2021 от 28.09.2021

Дело № 3а-357/2021

                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2021 года                             г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего Ишимова И.А.,

при секретаре         Агатаевой А.С,

с участием прокурора Колотушкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Александра Васильевича к избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконным постановления,

установил:

Лебедев А.В. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии Челябинской области о признании:

- незаконным постановления избирательной комиссии Челябинской области № 137/1175-6 от 27 марта 2020 года «Об особенностях проведения заседаний избирательной комиссии Челябинской области в период сложной эпидемиологической ситуации»;

- необоснованным проведение заседаний избирательной комиссии Челябинской области в режиме ВКС в период проведения избирательной кампании;

- нарушающим его права, как заявителя и избирателя, проведение заседаний избирательной комиссии Челябинской области.

Также Лебедев А.В. просил обязать избирательную комиссию Челябинской области проводить заседания согласно действующему законодательству.

Требования мотивированы тем, что Лебедев А.В. по состоянию на 26 августа 2021 являлся членом избирательной комиссии Челябинской области с правом совещательного голоса, а также является активным избирателем, неоднократно подававшим жалобы в избирательную комиссию Челябинской области. 27 марта 2020 административным ответчиком принято оспариваемое постановление № 137/1175-6 «Об особенностях проведения заседаний избирательной комиссии Челябинской области в период сложной эпидемиологической ситуации», которое нарушает законодательство и ограничивает права Лебедева А.В. при проведении заседаний. Так, определением Конституционного Суда РФ от 05 марта 2013 года № 322-О обозначен принцип личного участия в заседаниях избирательной комиссий. Участие в заседаниях комиссии накладывает на Лебедева А.В., как заявителя и члена комиссии, дополнительные ограничения и требования, а именно наличие оборудования (телефона, компьютера), наличие свободного места на устройстве для программ, оплату интернета для участия в заседании комиссии, а также обеспечение стабильного сигнала. Также при проведении заседаний с использованием технологии Zoom невозможно вести фото/видеосъемку заседания, увидеть кто и как из членов комиссии голосует, невозможно исключить возможное давление на членов комиссии, невозможно подтвердить свое участие и расписаться в листе регистрации участников заседания, как того требует регламент, невозможно ознакомиться со всеми документами, на основании которых принимается решение. Кроме того, законодательством о выборах не предусмотрена возможность проводить заседания избирательной комиссии онлайн с использованием американской системы. Поскольку выборы в реальном режиме проходят с участием тысяч человек, то заседание избирательной комиссии в составе 14-20 человек явно не содержит больше опасности, чем голосование на выборах. Зал заседания избирательной комиссии позволяет проводить заседания с соблюдением социальной дистанции. Другие органы государственной власти, в том числе суды после незначительного периода приостановки своей работы в связи с короновирусной инфекций вернулись к обычному режиму работу. Санитарная обстановка с короновирусом в России благополучная, следовательно, не имеется оснований для проведения заседаний избирательной комиссии в онлайн-формате. Сервис Zoom запретил использовать данное приложение государственным органам России, а на сайте Госзакупок не найдено информации по проведению закупок по лицензионному использованию данного сервиса избирательной комиссией Челябинской области. Безопасность американского сервиса Zoom вызывает сомнения ввиду отсутствия по умолчанию сквозного шифрования при видеовызовах, отсутствия ограничений на количество попыток ввода пароля. Использование данного сервиса ставит под угрозу государственную безопасность.

Определением судьи Челябинского областного суда от 01 сентября 2021 года административное исковое заявление Лебедева А.В. было возвращено.

Апелляционным определением судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2021 года определение судьи Челябинского областного суда от 01 сентября 2021 года отменено. Административный материал возвращен в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления Лебедева А.В. в части требования о признании незаконным постановления избирательной комиссии Челябинской области от 27 марта 2020 года № 137/1175-6 «Об особенностях проведения заседаний избирательной комиссии Челябинской области в период сложной эпидемиологической ситуации». В принятии административного искового заявления Лебедева А.В. о признании необоснованным проведения заседаний избирательной комиссии Челябинской области в режиме ВКС в период проведения избирательной кампании, признании нарушающим его права, как заявителя и избирателя, проведение заседаний избирательной комиссии Челябинской области, обязании избирательной комиссии Челябинской области проводить заседания согласно действующему законодательству отказано.

Административный истец Лебедев А.В. в суд не явился, извещен надлежащим образом, в ходатайстве от 13 октября 2021 года просил рассмотреть дело без его участия, поддержал заявленное требование.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии Челябинской области в суд не явился, извещен надлежащим образом, в ходатайстве от 13 октября 2021 года просил рассмотреть дело без его участия, выразил несогласие с административным иском.

Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Колотушкина А.В., полагавшего административный иск, не подлежащий удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 27 марта 2020 года избирательной комиссией Челябинской области принято постановление № 137/1175-6 «Об особенностях проведения заседаний избирательной комиссии Челябинской области в период сложной эпидемиологической ситуации». Настоящее постановление размещено на сайте избирательной комиссии Челябинской области (л.д. 23, 75-76).

В соответствии с указанным постановлением избирательная комиссия Челябинской области в целях принятия мер по предупреждению рисков для здоровья граждан, связанных со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также с учетом необходимости осуществления полномочий избирательной комиссии, на основании п. 6 постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 27 марта 2020 года № 245/1817-7 «Об особенностях проведения заседаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в период сложной эпидемиологической ситуации», руководствуясь ст. 30 регламента избирательной комиссии Челябинской области постановила:

1. Установить, что по решению Председателя избирательной комиссии Челябинской области заседания избирательной комиссии Челябинской области (далее – заседание Комиссии) могут проводиться с использованием систем видеоконференцсвязи.

2. Член избирательной комиссии Челябинской области с правом решающего голоса в случае его участия в заседании Комиссии с использованием систем видеоконференцсвязи считается присутствующим на соответствующем заседании Комиссии.

3. Заседание Комиссии не может быть проведено с использованием систем видеоконференцсвязи в случае, если в повестку соответствующего заседания Комиссии включен вопрос, по которому должно проводиться тайное голосование, и (или) вопрос, связанный с подписанием протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, голосования и сводных таблиц.

4. Установить, что положения пунктов 1-3 настоящего постановления действуют до принятия избирательной комиссией Челябинской области отдельного решения по данному вопросу.

5. Поручить информационному управлению избирательной комиссии Челябинской области (В.Г. Кондратенков) обеспечить возможность использования систем видеоконференцсвязи в целях проведения заседаний Комиссии.

6. Рекомендовать территориальным избирательным комиссиям Челябинской области при наличии соответствующих условий принять аналогичные меры по вопросам организации своей деятельности.

7. Разместить настоящее постановление на сайте избирательной комиссии Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с ч. 4 ст. 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Частью 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав) также установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом (ч. 1 ст. 20 названного Закона).

Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации закреплены в ч. 10 ст. 23 упомянутого выше Закона, в частности избирательная комиссия осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции, осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации (пп. «а», «в», «м»).

Компетенцию избирательной комиссии Челябинской области, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий, порядок их деятельности в течение срока полномочий, их полномочия при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, Губернатора Челябинской области, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также при решении иных вопросов, отнесенных федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами Челябинской области к компетенции избирательных комиссий определяет Закон Челябинской области от 26 октября 2006 года № 70-ЗО «Об избирательных комиссиях в Челябинской области».

В силу чч. 2, 3 ст. 6 указанного Закона Челябинской области избирательная комиссия Челябинской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Избирательная комиссия Челябинской области состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса.

Исходя из ст. 30 Регламента избирательной комиссии Челябинской области, утвержденного постановлением избирательной комиссии Челябинской области от 14 ноября 2019 года № <данные изъяты>, комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию.

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2020 года № 285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года № 146-рп «О введении режима повышенной готовности» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Челябинской области, рекомендовано активизировать внедрение дистанционных способов проведения собраний, совещаний и иных мероприятий с использованием сетей связи общего пользования.

27 марта 2020 года ЦИК России приняло постановление № 245/1817-7 «Об особенностях проведения заседаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в период сложной эпидемиологической ситуации», которым в целях принятия мер по предупреждению рисков для здоровья граждан, связанных со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также с учетом необходимости осуществления полномочий ЦИК России установлено, что: по решению Председателя ЦИК России заседания ЦИК России могут проводиться с использованием систем видеоконференцсвязи (п. 1); член ЦИК России с правом решающего голоса в случае его участия в заседании Комиссии с использованием систем видеоконференцсвязи считается присутствующим на соответствующем заседании Комиссии (п. 2); заседание Комиссии не может быть проведено с использованием систем видеоконференцсвязи в случае, если в повестку соответствующего заседания Комиссии включен вопрос, по которому должно проводиться тайное голосование, и (или) вопрос, связанный с подписанием протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, голосования и сводных таблиц (п. 3). В пункте 6 постановления избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации рекомендовано при наличии соответствующих условий принять аналогичные меры по вопросам организации своей деятельности.

Как усматривается из содержания оспариваемого постановления избирательной комиссии Челябинской области от 27 марта 2020 года № 137/1175-6 оно вынесено в целях принятия мер по предупреждению рисков для здоровья граждан, связанных со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также с учетом необходимости осуществления полномочий избирательной комиссии, на основании п. 6 постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 27 марта 2020 года № 245/1817-7 «Об особенностях проведения заседаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в период сложной эпидемиологической ситуации», а также в соответствии со ст. 30 Регламента избирательной комиссии Челябинской области.

В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона Челябинской области «Об избирательных комиссиях в Челябинской области» заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. В порядке чч. 14, 15 данной статьи Закона отдельные решения избирательной комиссии, указанные в ч. 14, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, а остальные – большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Согласно ч. 17 этой же статьи Закона решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Аналогичные положений также содержатся чч. 11, 13, 14, 16 ст. 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав.

Согласно ст. 29 Регламента избирательной комиссии Челябинской области заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее восьми членов Комиссии с правом решающего голоса.

Из протокола заседания избирательной комиссии Челябинской области от 27 марта 2020 года № <данные изъяты> следует, что на заседании комиссии присутствовали: председатель комиссии – ФИО1., заместитель председателя комиссии – ФИО2. секретарь комиссии – ФИО3., члены комиссии на постоянной (штатной) основе – Романов ФИО4., ФИО5. и члены комиссии с правом решающего голоса – ФИО7., ФИО9., ФИО8., ФИО10., ФИО11., ФИО12., ФИО13., ФИО14., ФИО15., всего 14 членов с правом совещательного голоса. На повестке дня стоял вопрос об утверждении постановления «Об особенностях проведения заседаний Избирательной комиссии Челябинской области в период сложной эпидемиологической ситуации». Единогласным решением членов избирательной комиссии прилагаемое постановление было утверждено, текст постановления подписан председателем и секретарем избирательной комиссии и опубликован в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (л.д. 76-77).

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление вынесено избирательной комиссией Челябинской области, как уполномоченным органом, в соответствии с рекомендацией вышестоящей избирательной комиссии, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования постановления, согласуется с федеральным и региональным законодательством.

Вынесение данного постановления было объективно обусловлено сложившейся в Челябинской области санитарно-эпидемиологической обстановкой, являлось вынужденной мерой в целях снижения угрозы распространения коронавирусной инфекции, оправдано конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья граждан, в частности членов избирательной комиссии и других лиц, принимающих участие в заседаниях избирательной комиссии, соразмерно реальной угрозе распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

06 апреля 2020 года председателем избирательной комиссией Челябинской области было вынесено распоряжение № <данные изъяты> «Об особенностях проведения заседаний избирательной комиссии Челябинской области в период действия на территории Челябинской области режима повышенной готовности». Данным распоряжением указано, о необходимости проведения заседаний Комиссии с использованием систем видеоконференцсвязи в период действия на территории Челябинской области режима повышенной готовности. В пункте данного распоряжения указано, что заседание комиссии не может быть проведено с использованием систем видеоконференцсвязи в случае, если в повестку соответствующего заседания Комиссии включен вопрос, по которому должно проводиться тайное голосование, и (или) вопрос, связанны с подписанием протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, голосования и сводных таблиц.

Из извещения о проведении заседания от 28 июля 2021 года № <данные изъяты> следует, что Лебедеву А.В. посредством телефонного звонка и электронного письма было направлено извещение о предстоящем запланированном 29 июля 2021 года в 10-30 ч. заседании избирательной комиссии Челябинской области, проводимом в режиме видеоконференц-связи (далее – ВКС) по вопросу рассмотрения обращения Лебедева А.В. В извещении указано, что за 10-15 минут до начала заседания в режиме ВКС на указанный Лебедевым А.В. электронный адрес будет выслана ссылка и идентификатор для подключения через программное обеспечение Zoom (л.д. 81).

Согласно протоколу заседания избирательной комиссии Челябинской области от 29 июля 2021 года № <данные изъяты> Лебедев А.В. присутствовал на заседании. В ходе заседания были заслушаны обращение Лебедева А.В. и его мнение, при этом каких-либо замечаний или возражений относительно проведения заседания в формате ВКС от него не поступило. По результатам заседания избирательной комиссии единогласным решением членов избирательной комиссии принято постановление от 29 июля 2021 года № <данные изъяты> «Об обращении Лебедева А.В.» (л.д. 82-85).

При указанных обстоятельствах суд отклоняет, как необоснованный, довод административного истца о нарушении оспариваемым постановлением его права на личное участие в заседаниях избирательной комиссии, дополнительных ограничениях, возлагаемых на него в связи с необходимостью наличия оборудования (телефона, компьютера), свободного места на устройстве для программ, оплату интернета для участия в заседании комиссии, а также обеспечение стабильного сигнала.

Указание административного истца о невозможности подтвердить свое участие в заседании избирательной комиссии Челябинской области посредством ВКС через сервис Zoom опровергается материалами дела.

Также из извещения о проведении заседании от 25 августа 2021 года № <данные изъяты> усматривается, что члену избирательной комиссии Челябинской области с правом совещательного голоса Лебедеву А.В. от Всероссийской политической партии «Родина» посредством телефонного звонка и электронного письма было направлено извещение о том, что 26 августа 2021 года в 10-00 ч. запланировано проведение заседания избирательной комиссии Челябинской области в режиме ВКС. В извещении указано, что за 10-15 минут до начала заседания в режиме ВКС на указанный Лебедевым А.В. электронный адрес будет выслана ссылка и идентификатор для подключения через программное обеспечение Zoom (л.д. 86).

Согласно протоколу заседания избирательной комиссии Челябинской области от 26 августа 2021 года № <данные изъяты> Лебедев А.В. на заседании не присутствовал. На повестке заседания стояло 9 вопросов, в том числе о члене избирательной комиссии Челябинской области с правом совещательного голоса, назначенном политической партией «Всероссийская политическая партия «Родина» Лебедеве В.А. По всем повесткам заседания были приняты постановления (л.д. 87-90).

Поскольку на заседании избирательной комиссии Челябинской области 26 августа 2021 года Лебедев А.В. не присутствовал, то телефонограммой от 26 августа 2021 года в 11-42 ч. и электронным письмом от 26 августа 2021 года в 11-44 ч. ему сообщено, что некоторые материалы к заседанию содержат персональные данные, поэтому предложено ознакомиться с ними 26 августа 2021 года с 16-30 ч. до 17-30 ч. Также отмечено, что в дальнейшем в случае необходимости возможно ознакомиться с материалами к заседаниям с 16-30 до 17-30 часов за день до проведения заседаний (л.д. 91).

Таким образом, Лебедев А.В. как член комиссии с правом совещательного голоса по состоянию на 26 августа 2021 года имел право, в том числе выступать на заседании, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, требовать проведения по данным вопросам голосования, задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу, знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, получать копии этих документов и материалов.

О заседании избирательной комиссии Челябинской области на 26 августа 2021 года Лебедев А.В. был своевременно извещен как телефонограммой, так и электронной почтой. 26 августа 2021 года в 09-20 ч. Лебедеву А.В. была направлена ссылка для подключения к заседанию на 26 августа 2021 года 10-00 ч., но своим правом на личное участие в заседании комиссии посредством ВКС он не воспользовался.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что проведение заседания комиссии посредством ВКС вопреки утверждению административного истца не свидетельствует об ограничении его прав предоставленных ему Законом об основных гарантиях избирательных прав. Иных данных свидетельствующих об ограничении его прав, как члена комиссии с правом совещательного голоса, не представлено.

Дополнительно суд отмечает, что на законодательном уровне запрета на использование сервиса Zoom на территории Российской Федерации, в том числе государственными учреждениями, не установлено. Мнение административного истца об угрозе государственной безопасности при использовании сервиса Zoom, возможном давлении на членов комиссии суд находит надуманным, не имеющим подтверждения.

Также не соответствует действительности указание административного истца о благополучной санитарной обстановке с короновирусом в России. Согласно открытым источникам информации число заболевших короновирусом как в целом по России, так и в Челябинской области постоянно растет.

В силу ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Лебедева Александра Васильевича к избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконным постановления избирательной комиссии Челябинской области от 27 марта 2020 года № 137/1175-6 отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий

3а-357/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лебедев Александр Васильевич
Прокуратура Челябинской области
Ответчики
Избирательная комиссия Челябинской Области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Ишимов Иван Андреевич
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
28.09.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
29.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее