Решение по делу № 2-401/2023 от 18.05.2023

Дело № 2-401/2023

10RS0006-01-2023-000474-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия      08 ноября 2023 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Нефедовой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Лахденпохского муниципального района, ООО «Карельский экологический оператор», ООО «Автоспецтранс» о понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением по тем основаниям, что является собственником . За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за истцом числится задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг «обращение с ТКО» в размере 4087,35 рублей, в том числе пени в размере 688,45 рублей. С указанной задолженностью истец не согласен ввиду того, что мусорными контейнерами не пользуется, а ближайшие к его дому расположены на расстоянии более, чем 500 метров. Кроме этого, в пределах 500 метрах от дома истца контейнерных площадок не имеется, таким образом, выставление счета по оплате жилищно-коммунальных услуг «обращение с ТКО» является незаконным, так как услуга не отвечает установленным к ней законом требованиям.

Ссылаясь на положения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20, истец просит:

- обязать ООО «Карельский экологический оператор» произвести перерасчет задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг «обращение с ТКО» <адрес> <адрес> <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4087,35 рублей, в том числе пени в размере 688,45 рублей, исключив данные суммы;

- обязать Администрацию Лахденпохского муниципального района (далее – АЛМР) установить контейнерные площадки для сбора и хранения ТКО для обслуживания <адрес> <адрес> Республики Карелия в соответствии с установленными требованиями;

- запретить ООО «Карельский экологический оператор» выставлять счета за пользование жилищно-коммунальной услугой «обращение с ТКО» для обслуживания по <адрес> Республики Карелия в соответствии с требованиями вышеуказанного постановления.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены АО «Единый расчетный центр Республики Карелия» и ФИО5 соответственно.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Автоспецтранс».

Стороны по делу при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали.

Ранее в судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что ближайшие мусорные контейнеры расположены на расстоянии 900 метрах от его дома, на <адрес>, куда они и вывозят мусор. На расстоянии 200 метрах от его дома имеется возможность для установки мусорной площадки, на земельном участке, собственником которого является ФИО5, мать истца.

Представитель ответчика – АЛМР, по доверенности ФИО4, ранее в судебном заседании пояснила, что контейнерная площадка установлена у <адрес> обследования от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что семья истцов готова предоставить земельный участок с КН <адрес> для установки контейнерной площадки.

Ответчики - ООО «Карельский экологический оператор», ООО «Автоспецтранс», при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали, возражений не представили.

Третье лицо ФИО5 в судебном заседании отсутствовала, ранее указала, что является собственником земельного участка с КН <адрес>, часть которого готова предоставить для обустройства контейнерной площадки.

Примирительная процедура, предоставленная судом по ходатайству сторон, с целью внесудебного урегулирования спора между сторонами, результатов не принесла, стороны не пришли к внесудебному урегулированию настоящего спора.

Исследовав материалы дела, с учетом позиции сторон, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома, по адресу: <адрес>.

Из выписки ЕГРН следует, что здание с кадастровым номером , поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет местоположение: <адрес>, площадь – <адрес> кв.м., назначение – жилое, наименование – жилой дом, расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером <адрес>.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, который имеет местоположение: <адрес>, <адрес>, Земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала <адрес>, площадь <адрес> кв.м., отнесен к категории земель – земли населенных пунктов и виду разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство, собственником является ФИО1

Сторонами не оспаривается, что ближайшая контейнерная площадка для сбора мусора расположена у <адрес>, то есть от дома истца на расстоянии примерно 900 метрах.

Рассматривая требование истца об обязании АЛМР установить контейнерные площадки для сбора и хранения ТКО для обслуживания <адрес> Республики Карелия в соответствии с требованиями СанПиН, суд исходит из следующего.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ) определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Понятие регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) дано как оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1).

Статья 24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Статья 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.

Согласно п. 3 названных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

Исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм права, полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктами 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки) (п. 3 СанПиН 2.1.3684-21).

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 СанПиН 2.1.3684-21).

Вместе с тем, судом установлено, что контейнерная площадка расположена от дома истца на расстоянии более, чем 900 метров, что противоречит нормам действующего законодательства.

Доказательств невозможности оборудования контейнерной площадки для сбора ТКО на расстоянии менее 200 метров АЛМР не представлено. От проведения судебной экспертизы представитель АЛМР отказался.

Кроме того, из представленного АЛМР Акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что семья ФИО6 предложила место для установки площадки ТКО на земельном участке с КН на границе с земельным участком с КН вдоль стены существующей постройки, которое будет соответствовать вышеперечисленным нормам и правилам.

Учитывая положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а также то, что зона ответственности исполнения коммунальной услуги «обращение с ТКО» региональным оператором ООО «Автоспецтранс» определена с мест (площадок) накопления ТКО, установленных органами местного самоуправления в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, требования истца об обязании Администрации Лахденпохского муниципального района установить контейнерную площадку для сбора и хранения ТКО для обслуживания жильцов дома № по <адрес> Республики Карелия, подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, требования истца в части возложения на ООО «Карельский экологический оператор» обязанности произвести перерасчет задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг «обращение с ТКО» д. № по <адрес> <адрес> за период с 01.01.2022 по 30.04.2023 в размере 4087,35 рублей, в том числе пени в размере 688,45 рублей, исключив данные суммы из задолженности, и запретить выставлять счета за услугу «обращение с ТКО», удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия является ООО «Карельский экологический оператор» по Соглашению об организации деятельности по обращению с твердым коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному договору Региональный оператор имеет право заключать договоры на сбор, транспортирование, обезвреживание, обработку ТКО с операторами по обращению с отходами.

Из представленной ООО «Карельский экологический оператор» информации следует, что на территории Лахденпохского района Республики Карелия транспортирование твердых коммунальных отходов с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет оператор ООО «Автоспецтранс».

Начисление, выставление и сбор платы по услуге «обращение с ТКО» осуществляет АО «ЕРЦ РК» согласно условиям агентского договора об организации расчетов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, от ДД.ММ.ГГГГ (ранее действовал агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ на сопровождение расчетов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями услуг, осуществление деятельности по приему платежей и ведение претензионно-исковой работы в редакции протокола разногласии от ДД.ММ.ГГГГ) на территории Республики Карелия.

На имя ФИО1 в отношении жилого <адрес>, расположенного по <адрес> <адрес>, открыт лицевой счет <адрес>.

На основании ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Члены семьи нанимателя жилого помещения имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с пунктом 13 Правил № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.

Согласно пункту 2 Правил № 1156 под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО. Под погрузкой ТКО - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.

Потребителем согласно п. 2 Правил № 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с п. 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

При этом в силу п. 15 Правил № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Из изложенных норм следует, что действующим законодательством предусмотрена обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, предусмотренных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).

По лицевому счет <адрес> на имя ФИО1 имеется задолженность в размере 3630,54 рубля, что подтверждается представленной АО «ЕРЦ РК» выпиской из финансового лицевого счета за период с мая 2018 года по июль 2023 года.

Учитывая, что доказательств самостоятельной утилизации твердых коммунальных отходов, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности истца и его семьи, а также данных о заключении истцом договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, истцом не представлено, также не представлено сведений об отказе истца от исполнения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором ООО «Автоспецтранс», оснований для освобождения истца от задолженности по оказанной услуге у суда не имеется.

Кроме того, как пояснил сам истец, он и его семья постоянно используют мусорные контейнеры, расположенные возле <адрес>, для утилизации отходов, в связи с чем довод истца о незаконности начисления платы по услуге «обращение с ТКО», ничем не подтвержден, является голословным.

Нахождение контейнерной площадки на расстоянии 900 метров от дома истца, не свидетельствует о неоказании либо ненадлежащем оказании услуги по вывозу мусора со стороны регионального оператора.

При этом суд учитывает, что сведений об обращениях истца к ответчикам по вопросу ненадлежащего оказания услуг по вывозу мусора либо по вопросу установки контейнерной площадки, материалы дела не содержат.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части перерасчета задолженности, а также требований об обязании ООО «Карельский экологический оператор» и ООО «Автоспецтранс» запрета на выставление счетов за услугу «обращение с ТКО» в настоящее время.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования к администрации Лахденпохского муниципального района удовлетворить.

Обязать Администрацию Лахденпохского муниципального района в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу установить контейнерную площадку для сбора и хранения ТКО для обслуживания жильцов <адрес> по <адрес> в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В удовлетворении требований к ООО «Карельский экологический оператор» и ООО «Автоспецтранс» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Сущевская

Мотивированное решение принято 15.11.2023

2-401/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Петухов Александр Вячеславович
Ответчики
Администрация Лахденпохского муниципального района
ООО "Карельский Экологический Оператор"
ООО "Автоспецтранс"
Другие
АО "Единый расчетный центр Республики Карелия"
Петухова Елена Олеговна
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
lahdenpohsky.kar.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2023Передача материалов судье
25.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.07.2023Предварительное судебное заседание
04.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2023Дело оформлено
21.12.2023Дело передано в архив
08.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее