УИД 11RS0008-01-2021-001457-56 Дело № 2а-21/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2022 года г. Сосногорск, Республика Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Попковой Е.Н.,
при секретаре Ксендзовой О.Б., с участием:
административного истца Белаша А.Е.,
представителя административных ответчиков Осташовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белаша АЕ к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Белаш А.Е. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (далее – СИЗО-2), в котором просил признать незаконными действия (бездействие) ответчика, выразившиеся в нарушении условий его содержания в следственном изоляторе, взыскать в его пользу 2 000 000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что содержался в СИЗО - 2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в карцерах, условия в которых, по мнению истца, являются бесчеловечными, причиняющие страдания. Камера карцера № оборудована туалетной дыркой, слева от входа раковиной, столом со скамейкой, справа пристегивающееся спальное место; окно в камере находилось на высоте 2 м. от пола, размером 1х0,3м.; на окнах установлены решетки, за ними два ряда форточек и мелкая сетка из тонких прутьев металла, доступа для открывания окна не имелось; из-за грязных окон и большого числа решеток дневной свет практически не поступал, чтобы открыть окно приходилось просить администрацию учреждения; чтобы посмотреть в окно приходилось вставать на стол и батарею; стол приварен к скамейке, общая длина конструкции 0,8 м., столешница 0,5х0,45м., сиденье 0,2х0,4 м на 80% состоит из железа, в связи с чем было холодно сидеть; слева в камере туалет - самодельная ванночка с дыркой в канализацию, которая находится на бетонной возвышенности, имеет перегородку 1х0,5м., отверстие в туалете не закрывается, в связи с чем в камерах стоял запах канализации; туалет не огорожен и находится рядом с дверью, в связи с чем испытывал чувство неловкости и неполноценности, когда справлял нужду, т.к. могли посмотреть в глазок или открыть окно в двери, приходилось терпеть до вечера чтобы сходить в туалет; раковина в карцере железная, вся в слизи, постоянно течет, тряпки для уборки не выдают, поэтому в камере сырость и холод; в камере отсутствует питьевая вода, вода из крана желтого цвета, воняет ржавчиной, в связи с чем, испытывал постоянную жажду, поскольку пил только во время приема пищи; санитарные условия в камере не надлежащие, дезинфекция в камере не проводится.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании Белаш А.Е., участвуя посредством видеоконференц-связи, на удовлетворении требований настаивал, пояснил, что считает ненадлежащими условия его содержания во всех карцерах в СИЗО – 2, условия содержания в камерах не оспаривает. Дополнительно просил принять во внимание выявленные прокуратурой нарушения в части отсутствия приточно-вытяжной вентиляции в карцерах, а также перегородок кабин санузла на всю высоту камеры.
Представитель административных ответчиков Осташова Ю.Е. в судебном заседании против иска возражала, ссылаясь на отсутствие нарушений условий содержания в СИЗО-2, просила отказать в удовлетворении требований.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В порядке подготовки по делу, с учётом ограниченных возможностей административного истца в собирании доказательств и представления их суду, судом запрошена информация, относящаяся к рассматриваемому делу. Запрошенные судом сведения и документы были представлены административным ответчиком и исследованы в судебном заседании.
Установлено, что Белаш А.Е. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (г.Сосногорск, п. Лыаёль, 13) в период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о движении по камерам, камерной карточке Белаш А.Е. за время нахождения в учреждении содержался в карцерах №.
Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту также Федеральный закон №103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Согласно подп. 17 п. 60 наставления Министерства юстиции Российской Федерации от 4.09.2006 N 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» для одиночного содержания лиц, к которым применена соответствующая мера воздействия, используется карцер (специально оборудованное камерное помещение СИЗО). Как правило, карцер размещается в изолированном отсеке режимного корпуса (в здании дисциплинарных камер). Окна карцеров снаружи оборудуются металлической решеткой, а с внутренней - отсекающей решеткой. Карцеры оборудуются тумбами или скамейками для сидения и столом, прикрепленными к полу, и откидными койками с запорными устройствами.
Согласно приложению 4.4 к Наставлению, с внутренней стороны оконных проемов карцерных помещений устанавливается решетка, которая состоит из рамы и открывающегося полотна. Рама из стального уголка сечением 63x6х5 мм. Обрамление полотна из стального уголка сечением 50x50x5 мм, решетчатое заполнение из круглой стали диаметром 12 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна 50x50 мм. Полотно оборудовано двумя врезными замками.
Кроме того оборудования следственных изоляторов оконными решетками предусмотрено и Каталогом «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2007 N 407 (далее – Каталог специальных (режимных) изделий).
Согласно СП 15-01, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 N 161-дсп., карцер должен иметь естественное освещение, а окно размером 0,9x0,6 м необходимо располагать у потолка.
Из представленной СИЗО – 2 информации, в т.ч. справки инспектора ОКБИ ХО ФКУ СИЗО -2 УФСИН России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что во всех карцерах окно имеет размеры 0,9х0,6м с отсекающей решеткой, которое расположено у потолка. Решетка оконная камерная состоит из рамы и открывающегося решетчатого полотна. Рама обеспечивает выступ открывающегося полотна на расстоянии 250мм от стены и выполнена из стального уголка сечением 50х50х5 мм. Оформление полотна – из стального уголка сечением 40х40х4мм. Решетчатое заполнение из стального прутка диаметром 10 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна (в свету) – 50х50мм. Для исключения противоправных действий, содержащимися в камерах лиц (порча оконного блока, перебросы, совершение побега и т.д.) со стороны помещения устанавливается рама из металлического уголка по периметру оконного проема, к которой закрепляется оцинкованная сетка «Рабица» с ячейкой размерами не более 50х50 мм. В отсекающей решетке предусмотрено отверстие для непосредственного доступа к форточке для открывания и закрывания с использованием специального механизма открывания/закрывания окна. Остекление не повреждено.
Таким образом, оборудование оконных проемов в карцерах СИЗО-2 соответствуют СП 15-01, Наставлениям Министерства юстиции Российской Федерации от 4.09.2006 N 279, приложению к нему, Каталогу Специальных (режимных) изделий, а также приложению 8а, утв. Приказом Министерства Юстиции РФ от 03.11.2005 №204 дсп «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторов и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». Нарушений в указанной части не установлено.
Оборудование карцеров организованно в соответствии с разделом V приложения 3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода», подп. 17 п. 60 наставления Министерства юстиции Российской Федерации от 4.09.2006 N 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».
Довод административного истца об отсутствии в карцерах бака для питьевой воды судом отклоняется, осколку оборудование карцеров баками для питьевой воды не предусмотрено. Оборудование карцера скамейками из металлического каркаса соответствует требованиям Каталога Специальных (режимных) изделий.
Отсутствие нарушений в части оборудования карцеров подтверждается материалами надзорного производства №, представленного Прокуратурой Республики Коми, в т.ч. ответом от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод административного иска о ненадлежащем качестве питьевой воды также не нашел своего подтверждения.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что обеспечение холодной водой в СИЗО-2 централизованное, осуществляется от собственной артезианской скважины. Согласно протоколам № от ДД.ММ.ГГГГ и №.691 от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа питьевой воды, проведенного ООО «Лабораторный центр «ИКОС», оценке соответствия результатов исследований № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ вода в учреждении соответствует требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода», в т.ч. и по таким показателям, как: цветность, запах, мутность, вкус и т.д.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 N 245/пр утвержден и введен в действие Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24.05.2016, имеет номер СП 247.1325800.2016 (далее - Свод правил СП 247.1325800.2016).
В силу п. 10.7 СП 247.1325800.2016 камеры, за исключением камер для временной изоляции подозреваемых, обвиняемых или осуждённых, у которых произошёл нервный срыв, следует оборудовать преимущественно антивандальными (из нержавеющей стали) унитазами со сливными бачками и умывальниками. Во всех камерах унитазы следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Перегородки кабин следует выполнять кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры. В дверном проёме кабины устанавливается полноразмерный дверной блок. Умывальник размещается за пределами кабины.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в нарушение п. 10.7 СП 247.1325800.2016 в помещениях карцера отсутствуют перегородки кабин на всю высоту камеры, что подтверждается фото карцера №, а также информацией Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, по мнению суда, отсутствие ограждения санитарного узла в условиях содержания Белаша А.Е. в одиночной камере при отсутствии иных лиц, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов административного истца. Согласно представленных фото, место размещения санузла через глазок в двери просматривается в том объеме, который обеспечивает приватность при отправлении естественных надобностей, зона унитаза не просматривается. Кроме того, согласно информации административного ответчика проверяющий сотрудник перед открыванием двери или форточки предупреждает о своих действиях, тем самым приватность не нарушается. Оснащение карцера напольными чашами «Генуя» не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца, поскольку подобное устройство используется по прямому назначению.
Согласно информации административного ответчика выдача инвентаря для уборки карцера и чистящих средств производится по устному или письменному обращению к администрации учреждения. Веники, совки, чистящие средства для уборки мусора для всех помещений и объектов приобретаются учреждением в соответствии с п. 7 Приложения 1 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода». В соответствии с приложением № 1 к Приказу Минюста России от 14.10.2005 N 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел, проводить уборку камер и других помещений.
Из представленной информации следует, что Белаш А.Е. с письменными либо устными заявлениями по вопросу выдачи уборочного инвентаря, с жалобами на ненадлежащие санитарно-бытовые условия не обращался, что подтверждается выкопировками из журналов № и №.
Кроме того, между ФКУ СИЗО-2 и ФГУП «Дезинфекция» ежегодно заключаются государственные контракты, проводятся профилактические дератизационные работы, обследование и обработка, что подтверждается представленной суду информацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (ст. 10).
Следовательно, на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.
Таким образом, у суда не имеется оснований не доверять представленным в соответствии с положениями приведенной ст. 62 КАС РФ доказательствам.
Вместе с тем, заслуживают внимание доводы об отсутствии в помещениях карцеров приточно-вытяжной вентиляции, о чем указано Ухтинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ответе по результатам проведенной проверки по обращению Белаша А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, п. 19.13 Свода правил СП 247.1325800.2016 установлено, что в помещениях зданий СИЗО в зависимости от их назначения, как правило, следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением. Температура воздуха в карцерах должна быть не ниже 20 градусов, кратность обмена воздуха в 1ч. – по расчету на ассимиляцию СО2, но не менее 36 куб.м/ч. на одного человека. При этом обязательное оборудование камер вентиляцией с механическим побуждением (принудительной вентиляцией) не предусмотрено.
Согласно справке должностного лица, температурный режим в карцерах поддерживается на уровне 19-22 градусов, радиаторы системы центрального отопления функционируют исправно.
Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих, что приточно-вытяжная вентиляция в карцерах находится в исправном состоянии, акты проверки работоспособности воздухоотводов вентиляции, очистки вентиляционных отверстий, надлежащего микроклимата и работы естественной вентиляции, административными ответчиками, не представлено.
Таким образом, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ, административными ответчиками каких-либо допустимых доказательств, опровергающих указанные доводы административного истца об отсутствии либо недостаточности вентиляции в периоды содержания в карцерах, не представлено.
Данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении и является достаточным основанием для взыскания судом в пользу истца денежной компенсации за нарушение условий его содержания в СИЗО-2.
В остальной части заявленных требований оснований для признания условий содержания ненадлежащими суд не усматривает.
Определяя размер денежной компенсации, суд учитывает, что он должен отвечать принципам справедливости и разумности. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
Принимая во внимание характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца, их кратность (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержание в карцере более 12 раз, в общей сложности около 120 дней), значимость их последствий для него, суд считает необходимым взыскать денежную компенсацию в размере <данные изъяты> руб., находя определенную к взысканию сумму компенсации соотносимой с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, продолжительность и последствия, обоснованной и справедливой, а также способствующей восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания прав административного истца.
В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, денежная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.
В этой связи, оснований для взыскания компенсации за ненадлежащие условие содержания Белаша А.Е. под стражей с ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Белаша АЕ в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Белаша АЕ компенсацию за нарушение условий содержания в размере 12 000 рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Белаша АЕ, по указанным в его заявлении банковским реквизитам:
<данные изъяты>
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н Попкова
Мотивированное решение составлено 29 апреля 2022 года.
Верно, судья Е.Н. Попкова