в„– 2Р°-863/18
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
07 мая 2018 года г. Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Челюк Д.Ю.,
при секретаре Колеватовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Синяговского О.С. к военному комиссариату г. Магнитогорска Челябинской области, военному комиссариату Челябинской области, военному комиссару, председателю призывной комиссии Скарлыгину С.Р. о признании решения о призыве на военную службу незаконным,
РЈ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Синяговский О.А. с учетом окончательных исковых требований обратился в суд с административным иском к военному комиссариату г. Магнитогорска Челябинской области, просил признать незаконным решение о призыве истца на военную службу, отраженное в протоколе № от 23 ноября 2017 года.
В обоснование иска указал, что 24 ноября 2017 г. истец явился в помещение военного комиссариата г. Магнитогорска для предоставления в рамках медицинского освидетельствования результатов обязательных диагностических исследований, предусмотренных п. 14 Положения «О военно - врачебной экспертизе». В этот же день истцу вручена повестка с указанием о явке 26 ноября 2017 г. для отправки к месту прохождения военной службы. Однако, 23 ноября 2017 г. состоялось решение призывной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области, отраженное в протоколе № от 23.11.2017, в соответствии с которым истец был призван на военную службу и признан годным к военной службе по категории «Б», показатель предназначения «3». На заседание призывной комиссии истец не вызывался, повестку не получал. Оспариваемое решение принято с нарушением установленной процедуры, не в полном составе комиссии. Полагает, что указанное решение является незаконным, на момент его принятия призывная комиссия не располагала результатами диагностических исследований в отношении истца и соответственно не могли определить категорию годности истца к военной службе.
В судебном заседании представитель административного истца Чернов А.В. (действующий по доверенности от 28.11.2017 г., представивший диплом о высшем юридическом образовании) поддержал исковые требования.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: военный комиссар г. Магнитогорска Челябинской области, военный комиссариат Челябинской области, председатель призывной комиссии Скарлыгин С.Р.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Челябинской области: Севостьянова В.В. (по доверенности от 09.01.2018 г., представившая диплом о высшем юридическом образовании) исковые требования не признала, указала, что порядок призыва на военную службу Синяговского О.С. не нарушен, кроме того, истцом пропущен установленный законом срок для обращения с административным иском в суд, так как выписку из оспариваемого решения он получил 11 декабря 2017 г., с административным иском обратился 20.03.2018 г. то есть по истечении 3-х месячного срока, установленного законом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Синяговского О.С.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе") призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 2 Положения "О военных комиссариатах", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 г. N 1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 4, 9 Положения "О военных комиссариатах" установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района. Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Согласно пунктам 2, 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу пункта 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
На основании пункта «в» статьи 59, графы I Расписания болезней, (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 565 от 4 июля 2013 года истец Синяговский О.С. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б-3»).
РР· личного дела призывника РЎРёРЅСЏРіРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рћ.РЎ., заведенного 19.02.2014 Рі. отделом военного комиссариата РїРѕ Рі. Магнитогорску Челябинской области следует, что 19.11.2017 Рі. РЎРёРЅСЏРіРѕРІСЃРєРёР№ Рћ.РЎ. обратился СЃ письменным заявлением Рє военному комиссару Рѕ предоставлении отсрочки РѕС‚ призыва РЅР° военную службу РїРѕ учебе, ему также была выдана повестка Рѕ СЏРІРєРµ РІ комиссариат РЅР° 21.11.2017.
РР· объяснительной РЎРёРЅСЏРіРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рћ.РЎ. РѕС‚ 21.11.2017 Рі. следует, что РїРѕ повестке РѕРЅ РЅРµ явился, так как РЅРµ получил результаты анализов, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Магнитогорске СЃ 14.11.2017 РїРѕ 20.11.2017 Рі.
Указанное обстоятельство опровергает доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении, а также представителя истца, о том, что Синяговскому О.С. не вручалась повестка.
23.11.2017 г. вынесено оспариваемое истцом решение о призыве на военную службу Синяговского О.С. отраженное в протоколе № от 23 ноября 2017 года.
Между тем, как следует из материалов личного дела призывника, указанное решение отменено 25.12.2017 года призывной комиссией.
Таким образом, на день рассмотрения дела, отсутствует предмет рассмотрения, так как оспариваемое решение отменено самим органом, до обращения Синяговского О.С. с административным иском в суд, следовательно, отсутствует и нарушение прав истца.
Кроме того, суд учитывает, что истцом пропущен установленный законом срок, для обращения с административным иском в суд.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая, что выписка из оспариваемого решения получена истцом 11 декабря 2017 г., с административным иском обратился 20.03.2018 г. то есть по истечении 3-х месячного срока, установленного законом.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В иске Синяговскому О.С. к военному комиссариату г. Магнитогорска Челябинской области, военному комиссариату Челябинской области, военному комиссару, председателю призывной комиссии Скарлыгину С.Р. о признании решения о призыве на военную службу отраженное в протоколе № от 23 ноября 2017 года незаконным,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: