Дело № 2а-520/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 12 февраля 2018 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Сивковой Е.Е., с участием представителя истца - заместителя Кирово-Чепецкого городского прокурора Хлебниковой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права на управление транспортным средством,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ФИО1 А.В. о прекращении действия права на управление транспортным средством. В обоснование административных исковых требований указано, что ФИО1 А.В., *** года рождения, имеющий водительское удостоверение, выданное ***, имеет медицинские противопоказания к осуществлению водительской деятельности, поскольку состоит на учете у врача-нарколога ФБУЗ «МСЧ ***» ФИО1 с *** по настоящее время с диагнозом «употребление канабиноидов с вредными последствиями» (код по МКБ-10 – F 12.1). С 2015г. уклоняется от посещения врача-нарколога. Управление транспортными средствами противопоказано. Просит суд прекратить действие права на управление транспортным средством ФИО1 А.В., имеющего водительское удостоверение *** от ***, категории «В,В1», выданное РЭО ГИБДД МО МВД «Кирово-Чепецкий».
В судебном заседании представитель административного истца - заместитель Кирово-Чепецкого городского прокурора Хлебникова Т.О. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Врач-нарколог МСЧ-52 *** ФИО5 в судебном заседании пояснила, что ФИО1 А.В. состоит на учете с *** с диагнозом «Употребление каннабиоидов с вредными последствиями» (F12.1). С 2015 года врача-нарколога не посещает. Ходатайствует о приобщении копии медицинской амбулаторной карты ФИО1 А.В.
Представитель заинтересованного лица - РЭО ГИБДД МВД ФИО1 «Кирово-Чепецкий» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, дело рассмотрено без участия их представителя.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абз.4,5HYPERLINK consultantplus://offline/ref=68B38611B9392EF106702DD937680C53549339D0646EB7EA81594B5836C7350DA3CD870F67D312B1T3t2K п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 ст.1 КАС РФ, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, прокурором заявлены требования, подлежащие рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
На основании п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1079 ГК РФ установлено, что одним из источников повышенной опасности является использование транспортного средства.
Статьей 8 «Конвенции о дорожном движении» (заключенной в г. Вене 08.11.1968), ратифицированной Указом президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу абзаца 9 ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии п.1 ст.28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст. 45 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией. Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» утвержден перечень медицинских противопоказаний. Одним из противопоказаний являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Код заболевания F10 – F16.
Согласно ч.5 ст.46 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля регламентируется приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно приказу Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, а за лицами, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания, организуется профилактическое наблюдение.
Таким образом, диспансерный учет и профилактическое наблюдение являются формами диспансерного наблюдения.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 №704 диспансерному учету подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. В случае выполнения больными всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие срок диспансерного учета:
Б) больных наркоманиями и токсикоманиями – 5 лет.
Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, – 1 год.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Судом установлено, что ФИО1 А.В., *** года рождения, имеет водительское удостоверение 4323079563 от ***, категории «В,В1», выданное РЭО ГИБДД МО МВД «Кирово-Чепецкий».
Согласно сообщению ФБУЗ «МСЧ ***» ФИО1 А.В. с *** состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом «употребление канабиноидов с вредными последствиями» (код по МКБ-10 – F 12.1). С 2015 года уклоняется от посещения кабинета. Имеются противопоказания к управлению транспортом.
Исходя из вышеизложенного, одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителя медицинских противопоказаний. Управление транспортным средством – источником повышенной опасности – лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, создает угрозу жизни, здоровья граждан, их прав и законных интересов.
Учитывая, что имеющееся у административного ответчика заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), то его право на управление транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и может повлечь причинение в будущем вреда жизни, здоровью граждан, а также их имуществу, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, в силу ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО2, *** года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения *** от ***, категории «В,В1», выданного РЭО ГИБДД МО МВД «Кирово-Чепецкий».
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Судья А.В. Шишкин