Решение по делу № 33-9569/2023 от 16.10.2023

УИД 22RS0033-01-2023-000209-98

Судья Жежера О.В.                         №33-9569/2023

(№ 2-205/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 ноября 2023 года                             город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Диденко О.В.,

судей Ромашовой Т.А., Сухаревой С.А.

при секретаре Пахомовой Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах А.Н.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, Единому офису клиентского обслуживания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости

по апелляционной жалобе истца А.Н.С. на решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 24 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Диденко О.В., пояснения истца А.Н.С., прокурора Б.Н.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Мамонтовского района Алтайского края обратился в суд в интересах А.Н.С. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, Единому офису клиентского обслуживания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе А.Н.С. в установлении пенсии от 03.03.2023 *** и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 08.12.2022 в соответствии с положением п.1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как одному из родителей инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста восьми лет.

В обоснование требований указано на то, что решением пенсионного органа от 03.03.2023 *** истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, не учтен стаж по уходу за ребенком инвалидом И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, до достижения ею восьми лет. Истец полагает, что ответчиком незаконно отказано во включении в стаж работы спорного периода, поскольку инвалидность ребенку установлена 17.12.1990, когда порядок признания ребенка инвалидом регулировался положениями приказа Минздрава СССР от 14.12.1979 *** «О прядке выдачи медицинского заключения на детей инвалидов с детства в возрасте до 16 лет», согласно которому врач районной больницы оформлял медицинское заключение, которое предоставлялось в районный отдел социального обеспечения по месту жительства родителей ребенка. Факт наличия у ребенка инвалидности подтверждается записями в медицинской карте на имя И.Е.Ю. от ДД.ММ.ГГ.

Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от 24.08.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе А.Н.С. просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что амбулаторной картой, медицинской картой стационарного больного, выпиской из истории болезни подтверждается, что И.Е.Ю. являлась инвалидом с детства. Порядком выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида с детства в возрасте до 16 лет, утвержденным приказом Минздрава СССР от 14.12.1979 №1265 предусмотрено, что медицинское заключение законному представителю ребенка не выдавалось, а направлялось в районный отдел социального обеспечения. Истец не имеет возможность представить медицинское заключение, так как оно находится в распоряжении органов власти. Показаниями свидетеля также подтверждается инвалидность И.Е.Ю. То обстоятельство, что в федеральном реестре инвалидов отсутствуют сведения о наличии у И.Е.Ю. инвалидности обусловлено тем, что ведение такого реестра предусмотрено Федеральным законом от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» и на момент установления ребенку инвалидности такой реестр отсутствовал. Назначение и выплата страховой пенсии по старости является государственной услугой, предоставление которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В законе не содержится указания на то, что заявитель обязана представлять документы, подтверждающие сведения об установлении инвалидности, поскольку такой документ находится в распоряжении государства, утрата документа органом власти не может расцениваться как препятствие для получения страховой пенсии. Судом неправильно применены нормы, регулирующие спорные правоотношения. В период присвоения ребенку инвалидности действовали положения постановления Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от 12.09.1990 №369/16-52, который не содержал конкретный перечень документов, подтверждающих факт наличия у ребенка инвалидности.

В письменных возражениях на жалобу ответчик просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец А.Н.С. просила жалобу удовлетворить.

Прокурор Б.Н.С. полагала решение суда законным и обоснованным.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела исключительно в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, А.Н.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, является матерью И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения.

30.11.2022 А.Н.С., ДД.ММ.ГГ года рождения (в 52 года) обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Решением фонда от 03.03.2023 ***, с учетом решения от 31.03.2023 *** о внесении изменений, в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано. Из решения следует, что заявителем не представлено медицинское заключение об установлении инвалидности ребенку.

По состоянию на 30.11.2022 страховой стаж А.Н.С. составил 24 года 5 месяцев 2 дня.

16.02.2023 А.Н.С. (в 52 года) обратилась в фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Решением фонда от 20.02.2023 *** отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с обращением ранее срока, указанного в п. 13 Правил №546н. В решении указано, что право на страховую пенсию по старости у А.Н.С. в соответствии со ст. 8 Федерального закона №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» наступит 08.12.2030.

Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения поскольку не представлено доказательств наличия у дочери истца И.Е.Ю. статуса «ребенок-инвалид».

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, находя их соответствующими нормам права, обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон «О страховых пенсиях»), в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названому Федеральному закону).

В действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 года редакции ст. 8 Закона № 400-ФЗ предусматривала возникновение права на страховую пенсию по старости для мужчин, достигших возраста 60 лет, для женщин, достигших возраста 55 лет.

Исходя из ст. 35 Закона № 400-ФЗ содержащей переходные положения, право на страховую пенсию для женщин, 1970 года рождения, возникнет по достижении 60 лет.

Ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается на основании п.1 ч.1 ст.32 Закона № 400-ФЗ при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Аналогичное положение содержалось в п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.11.2009 № 1365-0-0 указал, что необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке.

Норма права, устанавливающая право одного из родителей ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

На момент обращения истца за назначением досрочной пенсии действует приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В пункте 12 названного Перечня указано, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы (сведения) подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.

Согласно пункту 80 Перечня данные о том, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, является (являлся) инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности подтверждается сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов.

В ранее действовавшем Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденном постановлением Секретариатв Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 12.09.1990 ***, было предусмотрено, что время ухода за инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, престарелым, достигшим 80-летнего возраста, устанавливается на основании: документов, удостоверяющих нахождение на инвалидности (для инвалидов 1-й группы и детей-инвалидов) и возраст (для престарелых и детей-инвалидов). В качестве документов, подтверждающих нахождение на инвалидности, могут приниматься: выписка из акта освидетельствования во ВТЭК, медицинское заключение, пенсионное удостоверение, удостоверение получателя пособия, справка отдела социального обеспечения и др. (п. 12).

В спорный период, порядок выплаты пособия на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет установлен Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23.05.1979 № 469 «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства».

На основании и во исполнение приведенного Постановления Министерством здравоохранения СССР был издан Приказ от 14.12.1979 № 1265 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет», согласно п.п. 2 и 3 которого врачи, имеющие на учете детей и подростков с заболеваниями и патологическими состояниями, предусмотренными «Перечнем медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет», а также при выявлении их вновь, обязаны представить больного с медицинской документацией на врачебно-консультационную комиссию, а при ее отсутствии - главному врачу лечебно-профилактического учреждения или заместителю главного врача по медицинской части. На основании решения комиссии подготовить медицинское заключение по установленной форме.

Медицинское заключение в 3-дневный срок направляется в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или опекуна ребенка. На руки родителям (опекуну) выдается справка, подтверждающая, что медицинское заключение на их ребенка-инвалида направлено в отдел соцобеспечения.

При решении вопроса о выдаче медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет необходимо в каждом случае учитывать особенности функционального состояния организма, характер и течение патологического процесса, степень развития компенсации, а такжестепень социальной дезадаптации (п. 4).

В зависимости от заболевания и патологического состояния медицинское заключение оформляется каждые 2 года или однократно (п.п. 5 и 6).

Приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 04.07.1991 № 117 был утвержден Порядок выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, который утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.05.2000 № 161.

Пункт 4 названного Порядка предусматривал, что медицинское заключение по установленной форме оформлялось, в том числе, детскими городскими поликлиниками и больницами, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, на основании коллегиального решения специалистов в соответствии с «Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом».

Медицинское заключение оформлялось за подписью главного врача лечебно-профилактического учреждения или заместителя главного врача по медицинской части и лечащего врача соответствующего профиля, представившего ребенка на инвалидность, заверялось круглой печатью и в 3-дневный срок направлялось в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или опекуна ребенка. На руки родителям (опекуну) выдавалась справка, подтверждающая, что медицинское заключение на их ребенка - инвалида направлено в отдел соцобеспечения.

Таким образом, в период с рождения у истца ребенка И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, и до достижения ею 8 лет, действующими правилами было предусмотрено оформление ребенку инвалидности на основании медицинского заключения, оформленного лечебно-профилактическим учреждением. При этом в подтверждение такого заключения на руки родителю выдалась справка, подтверждающая, что медицинское заключение на ребенка-инвалида направлено в отдел соцобеспечения.

Истец, в подтверждения наличия у ее ребенка И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, инвалидности ссылается на медицинские документы.

Так, согласно выписке из истории болезни И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, Кардиологического отделения Алтайской краевой клинической детской больницы от 11.04.1990, записи в амбулаторной карте от ДД.ММ.ГГ у ребенка выявлено сердечно-сосудистое заболевание, установлен диагноз: <данные изъяты><данные изъяты>.

В амбулаторной карте с записью от 17.12.1990 указано, что И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, оформляется на инвалидность с детства; заполнено медицинское заключение.

Также в медицинской карте в записи от 02.04.1992 указано, что ребенок инвалид детства.

Вместе с тем, представленные истцом медицинские документы указывают лишь на то, что оформлялись документы на инвалидность и не свидетельствует о том, что эти документы были оформлены и ребенку была установлена инвалидность, а также о направлении их в соответствующий орган для выплат пособия.

Доказательств, безусловно подтверждающих установление ребенку инвалидности, истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Как следует из сообщения КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» от 17.08.2023 ***, медицинская карта на И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, уничтожена в связи с истечением срока хранения.

КГБУЗ «Мамонтовская центральная районная больница» сообщила о том, что в медицинском архиве имеется медицинская карта стационарного больного И.Е.Ю., возраст 2 года 2 месяца, находилась на лечении с 02.04.1992 по 13.06.1992, журнал регистрации выдачи медицинских заключений на инвалидов детства до 16 лет за 1990-1998 год не сохранился, иных медицинских документов, в том числе сведений о врачебной комиссии для установления инвалидности не имеется. В настоящее время И.Е.Ю. инвалидом не является.

КГКУ «Управление социальной защиты населения по Мамонтовскому району» сообщило о том, что не располагает сведениями о поступлении заключения медицинской комиссии о признании И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, ребенком инвалидом и назначении пособия по инвалидности.

В архивном отделе администрации Мамонтовского района Алтайского края также отсутствуют сведения о создании и функционировании врачебных комиссий в Мамонтовской Центральной районной больнице, документы о начислении и выплате пособия по инвалидности И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, в архив не поступали.

Также отсутствует информация о выплате пособий по инвалидности И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, в АО Почта России Мамонтовский почтамт УФПС Алтайского края.

При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствуют доказательства, подтверждающие признание И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, ребенком инвалидом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований.

Само по себе наличие у ребенка медицинского диагноза, позволяющего по своим характеристикам присвоить ребенку статус инвалида, не является безусловным основанием для удовлетворения требований и не свидетельствует о том, что инвалидность ребенку была установлена, в том числе в течении периода времени по достижению ребенком 8 лет.

Ссылка в жалобе на показания свидетеля К.О.Н., которая в спорный период работала районным педиатром и наблюдала детей истца, не свидетельствует о том, что у ребенка И.Е.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения была установлена инвалидность до 8 лет, поскольку она познакомилась с истцом только в 1986 году и об установлении ребенку инвалидности и получении пособия по инвалидности ей известно со слов А.Н.С.

Указание на то, что к спорным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором не предусмотрена обязанность заявителя предоставлять документы, подтверждающие сведения об установлении ребенку инвалидности, является несостоятельной, так как вопрос о назначении страховой пенсии, порядке обращения граждан с заявлением о назначении страховой пенсии, регулируется специальными нормами.

На основании изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными и не влекут отмену в апелляционном порядке обжалуемого решения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права и направлены на переоценку выводов суда по обстоятельствам дела.

Процессуальных нарушений, которые в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 24 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца А.Н.С. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 ноября 2023 года.

УИД 22RS0033-01-2023-000209-98

Судья Жежера О.В.                         №33-9569/2023

(№ 2-205/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

8 ноября 2023 года                             город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Диденко О.В.,

судей Ромашовой Т.А., Сухаревой С.А.

при секретаре Пахомовой Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах А.Н.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, Единому офису клиентского обслуживания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости

по апелляционной жалобе истца А.Н.С. на решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 24 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Диденко О.В., пояснения истца А.Н.С., прокурора Б.Н.С., руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 24 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца А.Н.С. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9569/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Артеменко Н.С.
Прокурор Мамонтовского района
Ответчики
Единый офис клиентского обслуживания ОФП и СС РФ по Алтайскому краю в с. Мамонтово
ОФП и СС Российской Федерации по Алтайскому краю
Другие
Администрация Мамонтовского района
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
17.10.2023Передача дела судье
08.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2023Передано в экспедицию
08.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее