Дело № 5-374/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 03 марта 2022 года
Судья Василеостровского районного суда города Санкт-Петербурга Земцовская Т.Ю.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – Лопаткиной ФИО9.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ в отношении
Лопаткиной ФИО10, XX.XX.XXXX года рождения, уроженки ...а ..., зарегистрированной и проживающей по адресу: ..., не работающей (пенсионер по возрасту), на иждивении несовершеннолетних детей не имеющей, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Вину Лопаткиной ФИО7 в участии в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте, не являющемся публичным мероприятием, повлекшее нарушение санитарных норм и правил, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно:
XX.XX.XXXX в 19-00 часов Лопаткина ФИО8 принимала участие в массовом одновременном пребывании граждан, не являющемся публичным мероприятием, в количестве около 100 человек, в общественном месте пр-кт Невский ..., собравшихся с целью выражения своего мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «Война на Украине», в нарушение санитарных норм и правил, а именно п. 6.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» (в редакции от 27.07.2020 года), в соответствии с которым гражданам необходимо соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественном транспорте, за исключение случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, п. 4.4 постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", предписывающего соблюдать всеми физическими лицами социальную дистанцию от 1,5 до 2 метров. Участники данного массового одновременного пребывания по адресу: г. Санкт-Петербург, пр-кт Невский, д. 35, находились на расстоянии менее 1 метра друг от друга, чем создали угрозу распространения случаев, заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
В судебном заседании Лопаткиной ФИО11 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, права понятны, отводы составу суда не заявлены.
В ходе рассмотрения материала Лопаткина ФИО12А. вину не признала, с протоколом об административном правонарушении ознакомлена, не согласна. Пояснила, что XX.XX.XXXX она вышла из метро и оказалась на середине пустого пространства, на расстоянии не менее 3-х метров от других людей, в ту же минуту ее грубо схватили «люди в черном» и увели в автозак; никаких объявлений и предупреждений она не слышала.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к выводу, что вина Лопаткиной ФИО13. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ в полной мере подтверждается совокупностью доказательств, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от XX.XX.XXXX № АП 001919 в отношении Лопаткиной ФИО14 по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, и из которого усматривается, что в нем подробно приведено событие административного правонарушения, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, при этом, права привлекаемого лица соблюдены, положения ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ ей разъяснены, с протоколом об административном правонарушении она ознакомлена, выразила свое с ним несогласие;
- рапортами сотрудников УМВД России по ... Санкт-Петербурга ФИО3 и ФИО4 от XX.XX.XXXX, в которых изложены обстоятельства задержания Лопаткиной ФИО15 XX.XX.XXXX в 19 часов 00 минут по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Невский ... доставления ее в 16 отдел полиции УМВД России по ... Санкт-Петербурга;
- письменными объяснениями сотрудников УМВД России по ... Санкт-Петербург ФИО3 и ФИО4 от XX.XX.XXXX, которые будучи предупрежденными об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, указали, что в ходе исполнения служебных обязанностей XX.XX.XXXX в 19-00 часов была задержана Лопаткина ФИО19 которая принимала добровольное участие в одновременном массовом пребывании граждан в общественном месте, по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Невский, ..., организованном с целью выражения своего мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «Война на Украине» и повлекшем нарушение санитарных норм и правил, предписывающих соблюдение дистанции до других граждан не менее 1 метра, а так же соблюдение физическими лицами социальную дистанцию от 1,5 до 2 м. В проводимой акции «против войны с Украиной» участвовало около 100 человек, расстояние между участниками составляло менее 1 метра;
- письменными объяснениями инспектора ОООП УМВД России по ... Санкт-Петербург ФИО5 от XX.XX.XXXX, из которых следует, что XX.XX.XXXX с 18-00 до 19-00 часов по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Невский, ..., находясь на службе по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан, посредством громко-усиливающей аппаратуры неоднократно публично уведомил посетивших массовое мероприятие граждан, целью которых было выражение своего мнения на тему «Война на Украине», в том числе Лопаткину ФИО16 о недопустимости массового одновременного пребывания граждан в общественном месте и потребовал прекратить данные противоправные действия. Лопаткина ФИО17 не выполнившая законное требование в разумное время и не покинувшая мероприятие была задержана и доставлен в 16 отдел полиции;
- протоколами о доставлении лица, совершившего административное правонарушение и о задержании от XX.XX.XXXX, согласно которым Лопаткина ФИО18 была доставлена в 16 отдел полиции УМВД России по ... Санкт-Петербурга для составления протокола об административным правонарушении в связи с совершением правонарушения по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ;
- ответом заместителя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности ФИО6 о том, что в Комитет уведомлений на XX.XX.XXXX о проведении публичных мероприятий на территории Санкт-Петербурга не подавалось и не согласовывалось;
- видеозаписью места административного правонарушения, из которой следует факт нахождения по указанному адресу, лиц количеством около 100 человек, не соблюдающих установленную санитарными нормами и правилами дистанцию.
Указанные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми.
Нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении и сборе доказательств, влекущих признание данных доказательств недопустимыми, судом не установлено, все процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Диспозиция ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе участие в массовых мероприятиях, не подпадающих под правовую категорию «публичные мероприятия», при наступлении общественно опасных последствий. Тем самым указанной нормой за массовым пребыванием, передвижением граждан публичный характер не признается, поскольку указанное мероприятие является массовым и предполагает возможность участия в нем неограниченного круга лиц.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 года № 1721-О, положение статьи 20.2.2 КоАП Российской Федерации, определяя через категорию «массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах» общественные отношения, на которые распространяется его действие, как по своему буквальному смыслу, так и с учетом его места в системе действующего правового регулирования, относит к данной категории не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определенном в пунктах 1 - 6 статьи 2. При этом наступление ответственности связывается данным законоположением с наличием указанных в нем негативных последствий.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пункт 6, пп. 6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», предписывает необходимость гражданам соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Согласно пункту 4.4. указанных Санитарных правил мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, является, в том числе, соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 марта 2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В числе прочих мер, данным Постановлением (ред. от 31.01.2022 г.) запрещено (временно приостановлено) по 31.03.2022 года проведение на территории Санкт-Петербурга массовых мероприятий, в том числе публичных (пункт 2.1 Постановления).
В соответствии с п.2-50 Постановления № 121 с 02.02.2022 по 31.03.2022 (ред. от 31.01.2022 г.) запрещено (временно приостановлено) на территории Санкт-Петербурга проведение спортивных, физкультурных, культурных, зрелищных, конгрессно-выставочных, торжественных, досуговых и иных мероприятий численностью более 20 человек (за исключением проведения спортивных и физкультурных мероприятий по согласованию с Комитетом по физической культуре и спорту, проведения в театрах, цирках, организациях, осуществляющих публичную демонстрацию фильмов, и концертных залах культурных и зрелищных мероприятий по согласованию с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, а также проведения иных мероприятий (кроме спортивных, физкультурных, культурных и зрелищных мероприятий) по согласованию с Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга), а также посещение гражданами указанных мероприятий, если иное не предусмотрено Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.
Таким образом, вышеуказанные санитарные нормы и правила, принятые в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленные Главным государственным санитарным врачом РФ, подлежат исполнению всеми физическими лицами на всей территории РФ.
Невский проспект города федерального значения Санкт-Петербурга относится к общественному месту, предназначенному для нахождения в нем массового количества людей и удовлетворения их различных жизненных потребностей, свободное для доступа неопределенного круга лиц, на территории которой XX.XX.XXXX в 19-00 часов группа граждан около 100 человек, в которой находилась Лопаткина ФИО20 выражая свое мнение на тему «Война на Украине», находились на расстоянии друг от друга менее 1 метра, создавая угрозу распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в нарушение п.6.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от XX.XX.XXXX XXX «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», п. 4.4 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от XX.XX.XXXX XXX «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП XX.XX.XXXX-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В связи с допущенными нарушениями санитарных норм и правил, информация о выявленном нарушении была доведена до участников данного мероприятия, в том числе и до ФИО1 инспектором ОООП УМВД России по ... СПб ФИО5, осуществлявшим в соответствии со ст. 2, 12 ФЗ от XX.XX.XXXX № 3-ФЗ «О полиции», обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в общественных местах, а также предотвращению и пресечению административных правонарушений, который посредством громко-усиливающей аппаратуры неоднократно публично уведомил об этом всех лиц, участвующих в данном мероприятии, в том числе и гр. Лопаткину ФИО24 и потребовал прекратить данные противоправные действия.
Однако данное законное требование Лопаткина ФИО21 проигнорировала, несмотря на то, что для прекращения данных противоправных действий у участников мероприятия, в том числе и у Лопаткиной ФИО23 было не менее 5 минут.
В данном случае участие Лопаткиной ФИО22 в массовом, одновременном пребывании на ... города федерального значения Санкт-Петербурга, относящегося к общественному месту, предназначенному для нахождения в нем массового количества людей и удовлетворения их различных жизненных потребностей, накладывало на нее определенные обязанности, которые она не выполнила.
В свою очередь, действия сотрудников полиции по прекращению данного массового мероприятия были основаны на законодательстве Российской Федерации, учитывая, что оно проходило в центральной части города, в общественном месте расположения особо значимых объектов и нахождения значительного скопления людей, они были обусловлены соображениями национальной безопасности и необходимостью защиты прав иных лиц.
Частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ закреплено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В качестве таких мер, связанных с временным принудительным ограничением свободы, п. 2 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ предусмотрено административное задержание.
Исходя из части 3 статьи 27.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Статьей 27.4 КоАП РФ предусмотрено, что об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
Учитывая изложенные нормы, тот факт, что санкция ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ предусматривает административный арест, составление протокола на месте выявления административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, проведения в общественном месте массового мероприятия, было невозможным, применение мер обеспечения производства по настоящему делу в виде административного задержания и доставления связаны, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, применение к заявителю таких мер в данном случае не противоречило положениям как КоАП РФ.
Законность действий сотрудников полиции проверена в судебном заседании и сомнений не вызывает.
В судебном заседании Лопаткина ФИО25. не оспаривала свое нахождение в указанный период времени по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Невский ..., а для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.2.2 ч. 1 КоАП РФ, правовое значение имеет факт нахождения лица в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте, повлекшее нарушение санитарных норм и правил.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в процессе рассмотрения дела установлен и доказан факт совершения Лопаткиной ФИО26 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ предусматривает альтернативные виды административного наказания для граждан: административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В судебном заседании исследованы материалы дела по личности Лопаткиной ФИО27 которая ранее не привлекалась к административной ответственности.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств суд не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая необходимость соответствия меры наказания характеру и степени общественной опасности административного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного, суд, руководствуясь принципом соразмерности и справедливости при назначении наказания, приходит к выводу о возможности достижения целей административного наказания, установленных в ст. 3.1 КоАП РФ посредством назначения лицу административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.1-4.3, 29.10, ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Лопаткину ФИО28 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Разъяснить Лопаткиной ФИО29 что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
Наименование платежа: административный штраф 16 отдел полиции
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Копию квитанции об оплате штрафа представить в канцелярию по административным делам Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга (1 этаж, каб. 138).
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления путем принесения жалобы через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: