Дело № 2-48/2022
УИД 60RS0003-01-2021-001630-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Остров Псковской области *** 2022 года
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Радова Е.В.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
с участием истца Мироновой Е.Г.,
представителя истца Колесник В.А., действующей на основании доверенности от ***, сроком на 5 лет,
представителя ответчиков ООО «Дом-Сервис» и ООО «Жилсервис» Павловой М.П., действующей на основании доверенностей от ***, сроком действия по ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироновой Е.Г. к ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» и ООО «Дом-Сервис» о признании задолженности по оплате коммунальных услуг отсутствующей, возложении обязанности исключить сведения о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, признании права на предоставление компенсационных выплат, об обязании предоставить компенсацию в связи с расходами по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Миронова Е.Г. обратилась в суд с иском к ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» и ООО «Дом-Сервис» о признании задолженности по оплате коммунальных услуг отсутствующей, возложении обязанности исключить сведения о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, признании права на предоставление компенсационных выплат, об обязании предоставить компенсацию в связи с расходами по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является нанимателем жилого помещения по адресу: ..., по договору социального найма жилого помещения. Являясь инвалидом <данные изъяты> с 2013 года по настоящее время, в течение указанного периода своевременно предоставляла в ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» заявления и необходимые документы для получения компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в соответствие со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Однако, в период с февраля 2015 года по январь 2016 года включительно ей необоснованно не выплачивалась компенсация расходов на коммунальные услуги, а с апреля 2018 года по декабрь 2021 года включительно, ей было необоснованно отказано в предоставлении указанной компенсации со ссылкой на наличие задолженности по оплате коммунальных услуг при отсутствии соглашения о ее погашении. По мнению истца, данный отказ является незаконным, поскольку имеющаяся у нее задолженность образовалась в летний период 2017 года, когда начисления за отопление проводились управляющей организацией ООО «Дом-Сервис», исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в то время, как жилой дом оборудован прибором учета. В связи с этим истец полагает, что задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг у нее отсутствует, просит:
признать незаконным начисление ООО «Дом-Сервис» суммы к оплате за отопление в летний период 2017 года по нормативу потребления коммунальный услуг;
признать задолженность по оплате коммунальных услуг за летний период 2017 года отсутствующей и возложить на ООО «Дом-Сервис» обязанность исключить сведения о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг;
признать незаконным непредоставление ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в период с февраля 2015 года по январь 2016 года, с апреля 2018 года по декабрь 2021 года, обязать предоставить компенсацию в связи с расходами по оплате коммунальных услуг.
Определениями суда от *** и *** к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «Жилсервис», АО «Псковские коммунальные системы» и МУП «ЖКХ» Островского района.
Истец М.Е.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, настаивала на удовлетворении иска, дополнительно указав, что в 2017 году, будучи инвалидом, была прикована к кровати, в связи с чем, оплату коммунальных платежей осуществляла проживающая с ней дочь. В отдел соцзащиты при установлении инвалидности и каждом переосвидетельствовании ее дочь с 2013 года предоставляла справки медико-социальной экспертизы. При этом, никаких заявлений о предоставлении льгот, кроме как заявления от ее имени, написанного ее дочерью в 2018 году, ни она, ни ее дочь не писали, подписи в заявлениях, имеющихся в личном деле получателя пособия, выполнены не ею. Льгота по оплате за коммунальные услуги ей предоставлялась только на основании справки об инвалидности. Причины отказа в предоставлении ей указанной льготы в 2015 году, ей не известны. Полагает, что при образовании у нее задолженности за коммунальные услуги в летний период 2017 года в незначительной сумме социальной защитой населения мог быть произведен зачет за счет средств самих льготных выплат, в связи с чем не имелось бы оснований для их прекращения. Поступление денежных средств на своей сберкнижке не отслеживала, разобраться в них было непреодолимо, в связи с чем узнала о прекращении предоставления льгот по оплате за коммунальные услуги только в ноябре 2021 года при посещении отдела соцзащиты.
В судебном заседании представитель истца Колесник В.А. исковые требования, а также пояснения истца Мироновой Е.Г. поддержала, ссылалась на незаконность протоколов и решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по выбору управляющих компаний, ввиду неучастия в них жильцов дома; незаконность постановлений Администрации Островского района о назначении управляющих организаций для управления многоквартирным домом, ввиду отсутствия правовых оснований и в связи с этим незаконность заключенных договоров управления многоквартирным домом; незаконность актов ввода и недопуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, подписанных представителями ресурсоснабжающей и управляющей компаний в отсутствие потребителей и незаконность в связи с этим коммерческого учета тепловой энергии расчетным путем; отсутствие в жилищном законодательстве оснований для коммерческого учета тепловой энергии при выходе из строя общедомового прибора учета. Указала, что непредставление Мироновой Е.Г. компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в период с февраля 2015 года по январь 2016 года и с апреля 2018 года по декабрь 2021 года может быть связано с дискриминационными действиями в отношении истца и его представителя со стороны органов государственной власти и местного самоуправления ....
Представитель ответчика ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ» Островского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве на исковое заявление требования истца не признал, указав, что МУП «ЖКХ» Островского района с *** является правопреемником ресурсоснабжающих организаций МУП «Островские теплосети» и МУП «Водоканал», обеспечивает предоставление коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, в том числе в .... Услуги по сопровождению расчетов на поставку указанных коммунальных услуг по договору делегированы АО «ПКС». В соответствии с выпиской из лицевого счета по услугам МУП «ЖКХ» у нанимателя жилого помещения по адресу: ... Мироновой Е.Г. имеется задолженность, в связи с тем, что за предоставленные МУП «ЖКХ» Островского района коммунальные услуги, начиная с июля 2017 года, истцом оплата производилась не полностью. При этом согласно акту ресурсоснабжающей организации от ***, узел учета тепловой энергии не допущен в эксплуатацию с *** по ***, в связи с установлением несоответствия Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034. При отсутствии прибора учета тепловой энергии для расчета платы за коммунальные услуги по отоплению применяется норматив потребления коммунальной услуги. В связи с тем, что в силу ч.1 ст.153 ЖК РФ ответчик обязан своевременно и полно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, исковые требования Мироновой Е.Г. о признании отсутствующей задолженности по оплате предоставленных коммунальных услуг, о возложении обязанности исключить сведения о наличии задолженности полагал необоснованными, просил рассмотреть дело в его отсутствие (т.2.л.д.214-216).
Представитель ответчика АО «Псковские коммунальные системы» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве на исковое заявление требования истца не признал, указав, что АО «ПКС» является информационно-расчетным центром, осуществляющим на основании заключенных с ресурсоснабжающими организациями агентских договоров, начисление расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги. В период с 2017 года по 2022 год у Мироновой Е.Г. образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг. С заявлениями о перерасчете, а также какими-либо разъяснениями Миронова Е.Г. не обращалась. В связи с истечением срока исковой давности по заявленным требованиям, просил суд в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в его отсутствие (т.2.л.д.220-238).
Представитель ответчиков ООО «Дом-Сервис» и ООО «Жилсервис» Павлова М.П. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, указав, что многоквартирный ... оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, *** утвержден акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, поэтому с января 2016 года расчет оплаты за отопление производился исходя из показаний общедомового прибора учета. В соответствии с актом от *** узел учета тепловой энергии не был допущен в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией совместно с управляющей компанией ООО «Жилсервис», в связи с неисправностью прибора учета (не отражает результаты измерений, не работает КТПТР №), в связи с чем расчет тепловой энергии в октябре, ноября и декабре 2016 года производился в соответствии с п.59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), исходя из рассчитанного среднемесячного за отопительный сезон объема потребления по данному дому, а по истечении трех расчетных периодов, с *** по утвержденному тарифу и нормативу на тепловую энергию. На основании акта от *** узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию, в связи с чем расчет платы за отопление *** производится по показаниям общедомового прибора учета (т.1 л.д.91-93).
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района», АО «Псковские коммунальные системы» и МУП «ЖКХ» Островского района.
Рассматривая исковые требования в части признания незаконным начисление ООО «Дом-Сервис» суммы к оплате за отопление в летний период 2017 года по нормативу потребления коммунальных услуг, признания задолженности по оплате коммунальных услуг за летний период 2017 года отсутствующей и возложения на ООО «Дом-Сервис» обязанности исключить сведения о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Миронова Е.Г. является нанимателем жилого помещения по адресу: ..., по договору найма жилого помещения, заключенного с МУП «Управление ЖКХ» *** (т.1 л.д.61-63).
Из материалов дела и пояснения сторон следует, что на основании решения общего собрания собственников помещений и договора управления многоквартирным домом по адресу: ..., указанный дом с *** по ***, с учетом пролонгации, находился в управлении управляющей организации ООО «Жилсервис», в период с *** по *** в управлении управляющей организации ООО «Дом-сервис», в период с *** по настоящее время - ООО «Жилсервис» (т.1 л.д. 209-222, т.2 л.д.20-27, 33-34, 35-71).
Согласно протоколу и решению (п.8) общего собрания в форме очно-заочного голосования от ***, жители ... приняли решение собственниками жилых помещений многоквартирного дома вносить плату за коммунальные услуги по отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению непосредственно в ресуроснабжающие организации (т.1 л.д.228-231).
Согласно договору теплоснабжения № от *** с ООО «Дом-Сервис», МУП «Островские теплосети» Островского района (в настоящее время - МУП «ЖКХ» Островского района) является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей теплоснабжение, в том числе многоквартирного ... (т.1 л.д.232-246).
Согласно агентскому договору № ЕИРЦ на сопровождение расчетов по договорам на поставку тепловой энергии от *** между МУП «Островские теплосети» Островского района (принципал) и АО «Псковские коммунальные системы» (агент), Принципал поручает, а Агент обязуется оказывать Принципалу услуги по сопровождению расчетов Принципала с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также собственниками, пользователями, и нанимателями жилых домов по Договорам на поставку тепловой энергии, а именно: начисление платы за отопление, горячее водоснабжение населению; претензионно-исковая работа по взысканию задолженности за коммунальные услуги (т.2 л.д.2-17).
В перечень жилых домов, получающих услуги по отоплению и горячему водоснабжению МУП «Островские теплосети», являющийся приложением к договору № ЕИРЦ от ***, относится ....
Многоквартирный ... оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Согласно акту, утвержденному руководителем ресурсоснабжающей организации от ***, узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с *** по *** (т.1 л.д.94).
Согласно акту, утвержденному руководителем ресурсоснабжающей организации от ***, узел учета тепловой энергии не допущен в эксплуатацию с *** по ***, в связи с установлением несоответствия Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 1034, а именно неисправностью (не отражает результаты измерений, не работает КТПТР №) (т.1 л.д.95).
Согласно акту, утвержденному руководителем ресурсоснабжающей организации от ***, узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с *** по *** (т.1 л.д.96).
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу положений ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п.42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее – Правила №354), оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно п. 59 Правил N 354 (в редакции, действовавшей на момент возникших правоотношений) плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В силу п. 60 Правил N 354 (в редакции, действовавшей на момент возникших правоотношений) по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1034, "неисправность средств измерений узла учета" - состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
В соответствии с п. 31 указанных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В силу п.68 Правил акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Судом установлено, что согласно акту ООО «Жилсервис» от ***, узел учета тепловой энергии не допущен в эксплуатацию с *** по ***, в связи с неисправностью, а согласно акту ООО «Дом-Сервис» от *** допущен в эксплуатацию с ***.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что расчет тепловой энергии по многоквартирному дому № по ... в октябре, ноября и декабре 2016 года производился исходя из рассчитанного среднемесячного за отопительный сезон объема потребления по данному дому, по истечении трех расчетных периодов с *** по утвержденному тарифу и нормативу на тепловую энергию, с *** по показаниям общедомового прибора учета.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств о неисправности общедомового прибора учета по адресу: ..., в период с *** по ***, подтвержденной актом недопуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ***, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств для коммерческого учета тепловой энергии в летний период 2017 года расчетным путем, поскольку при выходе из строя коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в течение трех месяцев должен применяться порядок начисления платы, предусмотренный пп. "а" п. 59 Правил N 354, а затем - исходя из установленного норматива потребления.
Доводы представителя истца о незаконности протоколов и решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, постановлений Администрации Островского района о назначении управляющих организаций для управления многоквартирным домом, договоров управления многоквартирным домом, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку вышеуказанные протоколы, решения, постановления и договоры в установленном законом порядке не оспорены и незаконными не признаны.
Ссылки представителя истца на незаконность актов ввода и недопуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, подписанных представителями ресурсоснабжающей и управляющей компаний в отсутствие потребителей, не опровергают сам факт выхода из строя и неисправности узла учета тепловой энергии, термопреобразователь которого в итоге был заменен (л.д.96-97), и в связи с этим не являются безусловными основаниями для удовлетворения исковых требований в данной части.
В связи с указанными обстоятельствами требования о признании незаконным начисления истцу суммы к оплате за отопление в летний период 2017 года по нормативу потребления коммунальных услуг удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, задолженность Мироновой Е.Г. за отопление образовалась именно в летний период 2017 года, что, с учетом правомерности коммерческого учета тепловой энергии в указанный период расчетным путем, не дает оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на управляющую организацию обязанности исключить сведения о наличии у Мироновой Е.Г. задолженности по оплате коммунальных услуг.
Утверждения представителя истца об отсутствии у Мироновой Е.Г. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся в летний период 2017 года, в связи с истечением трехгодичного срока исковой давности для ее взыскания, суд находит несостоятельными, поскольку положениями действующего законодательства не предусмотрена возможность списания задолженности, требования о взыскании которой не были предъявлены в пределах срока исковой давности.
Напротив, представителем ответчика АО «ПКС» заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о неправомерном начислении платы за коммунальные услуги в летний период 2017 года, что, с учетом требований ч.1 ст.196, ч.1 ст.200, ч.2 ст.199 ГК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в данной части, поскольку истец имела возможность проверить обоснованность и правомерность соответствующих начислений ежемесячно при получении и оплате квитанций, в связи с чем, о нарушении своих прав истец могла и должна была узнать в каждый месяц оспариваемого периода.
Каких-либо причин, свидетельствующих об уважительности пропуска срока исковой давности по требованию о неправомерном начислении платы за коммунальные услуги в летний период 2017 года, за столь длительный срок, истцом и его представителем не указано и доказательств этому не представлено.
Рассматривая исковые требования Мироновой Е.Г. в части непредоставления ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в период с февраля 2015 года по январь 2016 года, с апреля 2018 года по декабрь 2021 года, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела впервые услуга по проведению медико-социальной экспертизы по направлению ГБУЗ «Островская районная больница» оказана Мироновой Е.Г. в период с *** по ***, по результатам которой ей была установлена <данные изъяты> инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на 1 год (до ***) (т.1 л.д.48, 59).
В срок очередного переосвидетельствования в период с *** по *** в филиале бюро МСЭ № Миронова Е.Г. была частично реабилитирована – установлена 3 группа инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на 1 год (до ***), которая в 2015 году была продлена еще на 1 год (до ***) (т.1 л.д.17, 48, 68).
В последующем Миронова Е.Г. проходила ежегодные переосвидетельствования, в 2016 году в срок очередного переосвидетельствования в период с *** по *** по направлению ГБУЗ ПО «Островская межрайонная больница» в филиале бюро МСЭ № группа инвалидности была усилена – установлена 2 группа инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на 1 год (до ***), которая в 2017 году была продлена еще на 1 год (до ***) (т.1 л.д.48, 72, 75).
С марта 2018 года при очередном переосвидетельствовании по направлению на медико-социальную экспертизу из ГБУЗ ПО «Островская межрайонная больница» в филиале бюро МСЭ № Мироновой Е.Г. установлена 2 группа инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание» бессрочно (т.1 л.д.48, 84).
Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
Согласно части второй статьи 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
К числу мер социальной поддержки инвалидов Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отнесено, в том числе предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Таким образом, Миронова Е.Г., являясь с 2013 года по настоящее время инвалидом, относится к числу лиц, на которых распространяются положения статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о предоставлении мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ***. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Частью первой статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 ЖК РФ).
По смыслу статьи 160 ЖК РФ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
В Псковской области отношения, связанные с предоставлением денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, регулируются Законом Псковской области от 05.04.2019 N 1943-ОЗ «О реализации переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки», а также действовавшим ранее Законом Псковской области от 07.07.2006 N 563-ОЗ "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области", и постановлением Администрации Псковской области от 18.04.2005 N 156 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг №),
Пунктом 2.1. Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг №156 (как в ред. от 19.06.2013, так и в действующей редакции) меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме в виде ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства или пребывания на территории области.
Ежемесячное пособие предоставляется гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашения по ее погашению (п.2.1 как в ред. от 11.10.2017, так и в действующей редакции).
В соответствии с пунктом 2.4. Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг №156 (в ред. от 19.06.2013) гражданам, получившим право на получение ежемесячного пособия после 1 января 2010 года, выплата пособия осуществляется с месяца подачи заявления с приложением следующих документов: документ, подтверждающий право на меры социальной поддержки; справка с места жительства о составе семьи; документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением.
В соответствии с пунктом 2.4. Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг №156 (как в ред. от 11.10.2017, так и в действующей редакции) гражданам, получившим право на получение ежемесячного пособия после 1 января 2010 года, назначение пособия осуществляется с месяца подачи заявления с приложением следующих документов: документ, подтверждающий право на меры социальной поддержки; документы, подтверждающие правовые основания пользования заявителем жилым помещением, либо документы на принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий подаче заявления, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 2.6 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг №156 (как в ред. от 11.10.2017, так и в действующей редакции) основаниями принятия решения об отказе в назначении ежемесячного пособия являются, среди прочего, наличие у заявителя задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг либо незаключение и (или) невыполнение заявителем соглашения по ее погашению.
Исходя из приведенных нормативных положений право определенных категорий граждан, в том числе лиц, признанных инвалидами, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для принятия решения об отказе в назначении ежемесячного пособия либо приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Из изложенных выше нормативных положений, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует:
1. Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для отказа либо приостановления предоставления этой меры социальной поддержки.
2. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения об отказе либо приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.
3. Принятие решения уполномоченным органом об отказе либо приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по отказу либо приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
4. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
5. При отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается.
Разъяснения по применению вышеуказанных правовых норм, в том числе, в части определения юридически значимых обстоятельств, изложены в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ***.
Материалами дела установлено, что на основании приказа директора ГКУСО ПО «Центр социального обслуживания Островского района» от *** и заявления Мироновой Е.Г., последней с *** назначено ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (т.1 л.д.52).
На основании приказа заместителя директора ГКУСО ПО «Центр социального обслуживания Островского района» от *** и заявления Мироновой Е.Г., последней с *** назначено ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (т.1 л.д.65).
На основании приказа директора ГКУСО ПО «Центр социального обслуживания Островского района» от *** и заявления Мироновой Е.Г., последней с *** до *** (дата истечения срока инвалидности – т.1 л.д.68) назначено ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (т.1 л.д.66, оборот).
На основании приказа директора ГКУСО ПО «Центр социального обслуживания Островского района» от *** и заявления Мироновой Е.Г., последней с *** до *** (дата истечения срока инвалидности – т.1 л.д.72) назначено ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (т.1 л.д.70, оборот).
На основании приказа директора ГКУСО ПО «Центр социального обслуживания Островского района» от *** и заявления Мироновой Е.Г., последней с *** до *** (дата истечения срока инвалидности – т.1 л.д.75, оборот) назначено ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (т.1 л.д.74).
Таким образом, установлено, что с *** по январь 2016 года включительно, а также с *** по декабрь 2021 года включительно Мироновой Е.Г. ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставлялось.
Согласно ответу ГКУСО «Центр социального обслуживания Островского района» от *** № на обращение Колесник В.А., с февраля 2015 года предоставление мер социальной поддержки Мироновой Е.Г. прекращено в связи с окончанием действия группы инвалидности. О продлении группы инвалидности ГКУСО «ЦСО ...» не располагает, разъяснено право на обращение с заявлением для оформления государственной социальной помощи (т.1 л.д.78-79).
Оценив представленные сторонами спора доказательства, исследовав копию и оригинал выплатного дела получателя ежемесячного пособия Мироновой Е.Г., суд приходит к выводу об отсутствии доказательств обращения последней в ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки с февраля 2015 года по январь 2016 года включительно, и, с учетом заявительного характера права на получение ежемесячного пособия по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и обязанности истца по представлению документов, подтверждающих данное право, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
Доводы истца о том, что никаких заявлений в ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» она никогда не писала (кроме заявления, написанного дочерью в марте 2018 года), а имеющиеся в личном деле подписи в заявлениях от ее имени выполнены не ею, а также утверждения представителя истца о несоответствиях в начислениях и суммах предоставленной ранее компенсации, незаконности приказов о назначении выплат, судом во внимание не принимаются, поскольку правомерность ранее представленных мер социальной поддержки в виде выплаченной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в исковом заявлении и в судебном заседании сторонами не оспаривалась.
Доказательств совершения ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» каких-либо намеренных либо умышленных действий по отказу в предоставлении Мироновой Е.Г. мер социальной поддержки с февраля 2015 года по январь 2016 года включительно, истцом и его представителем не приведено, данный факт в установленном законом порядке не подтвержден.
Иные доводы представителя истца, в том числе о нарушении ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» порядка рассмотрения обращений, неправомерном занижении медико-социальной экспертизой группы инвалидности Мироновой Е.Г., а также прослушанные в судебном заседании аудиозаписи разговоров Колесник В.А. с должностными лицами Центра социального обслуживания и управляющих организаций, об обратном не свидетельствуют.
Как усматривается из материалов дела основанием для принятия решения об отказе в назначении Мироновой Е.Г. ежемесячного пособия с апреля 2018 года явилось наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 18558 руб. 51 коп. на *** (т.1 л.д.81-82).
Согласно доводам истца, изложенным в исковом заявлении, и доводам представителя истца, изложенным в судебном заседании, не оспоренным стороной ответчика, имеющаяся у Мироновой Е.Г. задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги образовалась только за летний период 2017 года, когда начисления за отопление проводились ресурсоснабжающей организацией исходя из норматива потребления коммунальных услуг, в то время, как жилой дом оборудован прибором учета, с чем она была не согласна. Все остальные текущие платежи по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги ею оплачивались своевременно и в полном объеме, с чем в судебном заседании согласился представитель управляющих организаций.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что между Мироновой Е.Г. и управляющей и ресурсоснабжающей организациями имелся неразрешенный спор о наличии и причинах образования задолженности по оплате коммунальных услуг.
Приведенные обстоятельства, с учетом вышеуказанных нормативных положений и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению, а также возраста и состояния здоровья Мироновой Е.Г., являющейся <данные изъяты>, незначительного периода образования задолженности, последующей регулярной оплаты ею коммунальных услуг, в совокупности свидетельствуют об уважительных причинах, по которым указанная в квитанции сумма задолженности 18558,81 рублей Мироновой Е.Г. не была оплачена, в связи с чем у ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района», без установления причин возникновения задолженности, отсутствовали правовые основания для отказа Мироновой Е.Г. в предоставлении такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с апреля 2018 года по декабрь 2021 года включительно.
Заявление ответчика АО «ПКС», содержащееся в отзыве на исковое заявление, о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности по требованиям Мироновой Е.Г. к ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района», судом отклоняется, поскольку согласно абз. 4 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" заявление ненадлежащей стороны о применении исковой давности правового значения не имеет.
Данных о том, что предоставлением мер социальной поддержки Мироновой Е.Г. в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства на которые предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, могут быть затронуты или нарушены какие-либо права АО «ПКС» суду не представлено, в связи с чем АО «ПКС» не является надлежащим ответчиком по указанным требованиям и, соответственно, не является надлежащей стороной, которая вправе заявлять о применении последствий пропуска срока исковой давности в данной части.
Таким образом, у суда имеются основания для признания действий ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» по отказу в назначении Мироновой Е.Г. ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с *** по *** включительно незаконными и возложения обязанности произвести Мироновой Е.Г. компенсацию в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за указанный период.
При подаче искового заявления Мироновой Е.Г. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В связи с тем, что в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ Миронова Е.Г., являясь <данные изъяты>, от уплаты государственной пошлины освобождена, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Мироновой Е.Г. к ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» и ООО «Дом-Сервис» о признании задолженности по оплате коммунальных услуг отсутствующей, возложении обязанности исключить сведения о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, признании права на предоставление компенсационных выплат, об обязании предоставить компенсацию в связи с расходами по оплате коммунальных услуг – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» по отказу в назначении М.Е.Г. с *** по *** включительно ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать ГКУСО Псковской области «Центр социального обслуживания Островского района» произвести М.Е.Г. компенсацию в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги с *** по *** включительно.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить Мироновой Е.Г. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ***.
Председательствующий Е.В. Радов