Решение по делу № 2-5045/2016 от 27.05.2016

Дело № 2-5045/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2016 года                             город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Чечи И.В.,

при секретаре Бикбаевой В.Р.,

с участием представителя истца Самыгина Р.П. - Квитчук Н.В., действует на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самыгина ФИО7 к министерству финансов Саратовской области, третье лицо администрация Вольского муниципального района Саратовской области о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, с учетом индексации,

установил:

истец Самыгин Р.П. обратился в суд с иском к министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, с учетом индексации, судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указано, что постановлением главы администрации № 1189 от 14.12.1995 г. над ним установлена опека, опекуном назначена Курбатова Т.П. Опекуну назначена выплата денежного пособия на содержание несовершеннолетней начиная с 15.11.1995 г., которая производилась без учета фактических цен, сложившихся в Саратовской области. Задолженность по выплате опекунских пособий составила 143 200 руб. 38 коп. Указанная задолженность в связи с несвоевременной выплатой утратила покупательскую способность, в связи с чем, индексация указанной задолженности с учетом уровня инфляции за каждый год составляет 627 968 руб. 47 коп.

Истец, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просит взыскать с министерства финансов <адрес> в пользу ФИО2 задолженность за 1995-2004 г.г. по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 141 943 руб. 45 коп. и индексацию задолженности в размере 623 677 руб. 44 коп.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, через представителя предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что уточнение иска связано с полученной справкой о фактически полученных истцом денежных выплат. Истец получал пособие до декабря 2004 г. и далее, однако точные сведения не сохранились.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил. Об отложении рассмотрения дела ответчик не ходатайствовал, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Своего расчета суду не предоставил.

Третье лицо в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил. Об отложении рассмотрения дела ответчик не ходатайствовал, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

С учетом мнения сторон, надлежащего извещения и положений ст. 233 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ , при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребёнка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.

Декларацией прав ребёнка, провозглашенной Резолюцией 1386 (XIY) Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьями 148, 150 Семейного Кодекса РФ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), ст. 148.1 (действующей с ДД.ММ.ГГГГ), ч. 3 ст. 40 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия, имеют право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ предусмотрено, что в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.

В силу ст. 5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ устанавливались нормы питания, обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.

На основании п. 1 указанного Постановления обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, органы опеки и попечительства были обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Статья 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта РФ в форме субвенций.Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами «О федеральном бюджете на 2000 - 2004 года» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 2000 - 2004 год в бюджет <адрес> из бюджета Российской Федерации перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых учтены предполагаемые расходы органов государственной власти <адрес> на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.

Как установлено в судебном заседании из бюджета <адрес> в спорный период не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ - <адрес> и его финансовый орган - Министерство финансов <адрес>, который является надлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ, подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Суд, исследовав представленные доказательства, подтверждающие нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, семейных детских домов, приёмных семей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, на основании данных комитета статистики <адрес>, считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, полученных истцом в рассматриваемый период, не соответствовал установленному вышеуказанным постановлением Правительства РФ размеру.

На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ФИО6, опекуну несовершеннолетнего ФИО2 - ФИО6 назначена выплата пособия с ДД.ММ.ГГГГ.

Опекуну ФИО6 согласно сведениям и расчетам истца выплачивалось ежемесячное пособие на опекаемого ФИО2 за 1995-2004 годы: в 1995 г. – 36 852 руб., в 1996 г. – 808 392 руб., в 1997 г. – 939 996 руб., в 1998 г. – 5 642 руб., в 1999 г. – 6 138 руб., в 2000 г. – 12 792 руб., в 2001 г. – 20 964 руб. 24 коп., в 2002 г. – 32 917 руб. 92 коп., в 2003 г. – 32 917 руб. 92 коп., в 2004 г. – 32 917 руб. 92 коп.

В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , следовало выплатить на содержание опекаемого 1995-2004 годы: в 1995 г. – 1 471 руб. 85 коп, в 1996 г. – 9 508 руб. 28 коп., в 1997 г. – 11 993 руб. 63 коп., в 1998 г. – 15 556 руб. 84 коп., в 1999 г. – 31 666 руб. 86 коп, в 2000 г. – 30 915 руб. 98 коп., в 2001 г. – 39 332 руб. 83 коп., в 2002 г. – 44 349 руб. 20 коп., в 2003 г. – 50 282 руб. 46 коп., в 2004 г. – 52 940 руб. 77 коп.

Согласно расчету истца, подтвержденному сведениями службы государственной статистики <адрес>, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством) в сумме 141 943 руб. 45 коп.

Указанный расчет судом проверен, в связи с чем сомнений не вызывает.

Ответчиком доказательств тому, что в отношении истца была снята опека и соответственно прекращены выплаты в более ранние сроки, а также доказательств тому, что на содержание истца были произведены выплаты в каком-либо ином размере, суду представлено не было.

В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, в связи с несвоевременной выплатой опекунских пособий в соответствии с установленными нормами, суд считает, что суммы невыплаченных пособий подлежат индексации с учетом изменения индекса потребительских цен за соответствующий период времени.

Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законом, составил 623 677 руб. 44 коп.

Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчика не поступило.

Указанные суммы в силу ст. 1071 ГК РФ подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес>.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с министерства финансов Саратовской области за счет средств казны субъекта РФ Саратовской области в пользу Самыгина ФИО8 ФИО9 задолженность за период 1995 - 2004 г.г. по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию задолженности по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в общем размере 765 620 руб. 89 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г.Саратова.

Мотивированное решение суда составлено 06.07.2016 г.

Судья                         И.В. Чеча

2-5045/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Самыгин Р.П.
Ответчики
Министерство финансов Саратовской области
Другие
Администрация Вольского муниципального района
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
27.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2016Передача материалов судье
30.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2016Судебное заседание
06.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее