Дело №2-936/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 августа 2015 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Комковой С.В.,
при секретаре Красовской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Высоцкой Г.В. к Государственному учреждению здравоохранения «Сретенская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения минимального размера оплаты труда), о возложении обязанности в дальнейшем выплачивать заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Высоцкая Г.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что состоит в трудовых отношениях с ГУЗ «Сретенская ЦРБ» в должности операционной санитарки, о чем свидетельствует трудовой договор. За апрель – ДД.ММ.ГГГГ года размер начисленной и выплаченной заработной платы составил: <данные изъяты>. Согласно расчету взыскиваемой суммы Высоцкой Г.В. недоначислено и невыплачено заработной платы <данные изъяты>
Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки, в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству.
Просит взыскать с ответчиков в ее пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты>
Возложить на ГУЗ «Сретенская ЦРБ» обязанность в дальнейшем выплачивать при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда до внесения изменений в ФЗ от 19.06.2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Истец Высоцкая Г.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУЗ «Сретенская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении не просил, возражений на исковое заявление не представил.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении дела не просил, возражений на исковое заявление не представил.
Представитель ответчика – Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении дела не просил, возражений на исковое заявление не представил.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации», из ст.129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ).
Однако, действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Из вышеуказанного следует, что тарифная ставка – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса РФ).
Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 1 января 2015 года не менее 5965 рублей). При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Общий размер начисленной месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за период апрель, май, июнь 2015 года норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, которому установлены процентная надбавка к зарплате за непрерывный стаж работы в размере 30% и районный коэффициент в размере 40 %, должен составлять не менее, чем: <данные изъяты>
Согласно материалов дела истец Высоцкая Г.В. работает в Усть-Карской участковой больнице – филиале ГУЗ «Сретенская ЦРБ» в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных суду расчетных листков усматривается, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы при фактически отработанной норме рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе был ниже минимального размера оплаты труда: <данные изъяты>
С учетом начисления процентных надбавок на МРОТ, установленный федеральным законом с 1 января 2015 года в размере 5 965 рублей, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истца составляет:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Суд считает возможным выйти за пределы заявленных требований и взыскать указанные суммы в интересах законности и так как это вытекает из основания иска.
Согласно ст.20 Трудового кодекса РФ, по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Из данной нормы усматривается, что учредитель работодателя несет дополнительную ответственность по вытекающим из трудовых отношений обязательствам учреждений, финансируемых учредителем.
Судом установлено, что Государственное учреждение здравоохранения «Сретенская ЦРБ» является бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителей осуществляют Министерство здравоохранения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края» (п.1.4 Устава ГУЗ «Сретенская ЦРБ»). Согласно Устава ГУЗ «Сретенская ЦРБ» создано в целях обеспечения осуществления Министерством функций по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения. Учреждение обязано: неукоснительно соблюдать законодательство Российской Федерации и Устав; оплачивать труд работников с соблюдением гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и положением об оплате труда работников Учреждения, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются в первую очередь средства бюджета Забайкальского края.
В соответствии со ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С 1 января 2015 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 408-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда 5965 рублей в месяц.
Следовательно, размер вознаграждения истцам за труд без включения компенсационных выплат с 1 января 2015 года составляет 5965 рублей.
Следовательно ГУЗ «Сретенская ЦРБ», Министерство здравоохранения Забайкальского края являются надлежащими ответчиками по делу.
Суд исключает из числа ответчиков Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, так как он не несет обязательств по выплате заработной платы работникам учреждения.
Рассматривая требования истца Высоцкой Г.В. о возложении на ответчика ГУЗ «Сретенская ЦРБ» обязанности выплачивать ей, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2015 года – 5965 рублей в месяц с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы, до внесения изменений в ФЗ от 1 декабря 2014 года «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку указанная обязанность уже возложена на ответчика решением Сретенского районного суда от 08.06.2015 года (о выплате со дня вступления решения суда в законную силу).
Таким образом, из системного толкования приведенных норм, следует, что Министерство здравоохранения Забайкальского края несет обязанность по финансированию ГУЗ «Сретенская ЦРБ» денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности у учреждения за счет выделяемых на эти цели субвенций.
Поскольку данные спорные отношения носят характер трудовых правоотношений, суд руководствуется требованиями трудового законодательства, а именно, ст. 20 ТК РФ, и полагает необходимым возложить обязанность по финансированию недостающих денежных средств ГУЗ «Сретенская ЦРБ» на Министерство здравоохранения Забайкальского края, в случае их недостаточности для выплаты истцам.
Согласно ст.103 ГПК РФ, и п.8 ч.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 61.1 ч. 2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального района «Сретенский район».
С ответчика ГУЗ «Сретенская ЦРБ» подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального района «Сретенский район», размер которой суд считает возможным уменьшить до <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Высоцкой Г.В. к Государственному учреждению здравоохранения «Сретенская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения минимального размера оплаты труда), о возложении обязанности в дальнейшем выплачивать заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда, удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Сретенская центральная районная больница» в пользу Высоцкой Г.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату <данные изъяты> (с учетом НДФЛ).
В случае недостаточности денежных средств у Государственного учреждения здравоохранения «Сретенская центральная районная больница» обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной Высоцкой Г.В. заработной платы в размере <данные изъяты>. (с учетом НДФЛ) в пределах и за счет субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края, направленных на оплату труда работников медицинских учреждений.
Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Сретенская центральная районная больница» государственную пошлину в бюджет муниципального района «Сретенский район» в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья: С.В.Комкова