Дело №2-2319/ 2018
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Волгоград 27 ноября 2018 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе
председательствующего судьи Рыкова Д.Ю.,
при секретаре судебного заседания Глоскоковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безрукова Фёдора Георгиевича к комитету образования, науки и молодежной политики Волгоградской области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Безруков Ф.Г. обратился в суд с иском к комитету образования, науки и молодежной политики Волгоградской области в котором просит восстановить срок для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории, как лица относящегося к категории детей оставшихся без попечения родителей, признать незаконным отменить приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением, обязать комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области включить в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда на территории р.<адрес>.
В обоснование иска указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года он, как относящийся к лицам из числа детей оставшихся без попечения родителей обращался в Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области с заявлением о включении в список детей сирот на получение жилой площади без очереди по договору социального найма. И приказом данного комитета от ДД.ММ.ГГГГг. ему было отказано ссылкой на то, что его возраст превысил 23 года. Считает данный отказ не обоснованным по тем основаниям, что права на получение указанного вида льготы не могут погашаться с достижением какого либо возраста, а кроме того полагая, что должно быть принято к вниманию, что он не мог ранее обратиться за реализацией настоящего права по причине того большую часть данного времени проводил отбывая наказания к лишения свободы а также ввиду того, что его права должны были защищены соответствующими органами по опеке несовершеннолетних, которые не выполнили свою работу в данном направлении. Исходя из изложенного истцом заявлены настоящие требования.
Истец Безруков Ф.Г. в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи на базе <данные изъяты> по <адрес>, настаивал на исковых требованиях.
Представитель комитета образования и науки Волгоградской области, действующий на основании доверенности Прохоренко А.И. в судебном заседании заявил о своем несогласии с иском по тем основаниям, что истец обратился к ним с данным заявлением только после достижения им возраста ДД.ММ.ГГГГ года, когда он утратил статус лица из числе детей оставшихся без попечения родителей и не мог быть обеспечен данным жилым помещением. По этим основаниям просит в заявленных требованиях отказать.
Выслушав стороны и изучив представленные доказательства, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящим законом во взаимосвязи с соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В соответствии с абз. 1,2 п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом с 2013г. в связи с изменениями в действующее законодательство обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».
Статьей 3 настоящего Закона установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Безруков Ф.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относился лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей поскольку как следует из постановления администрации Светлоярского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № мать ФИО5 <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ а отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГг., тем же постановлением за Безруковым Ф.Г. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> р.<адрес> <адрес> <адрес>.
Далее ДД.ММ.ГГГГ года Безруков Ф.Г. обратился с письменным заявлением в <адрес> района Волгоградской области о включении его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где ему в свою очередь было отказано в данном заявлении в связи с не реализацией своих прав до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Безруков Ф.Г. обратился с в комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, который своим приказом от ДД.ММ.ГГГГг. отказал истцу в его заявлении ввиду достижения им возраста 23 года.
Таким образом, на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> района <адрес> Безрукову Ф.Г. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ лет.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не может рассматриваться ни как ребенок оставшийся без попечения родителей, ни как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей в следствии чего на него не распространяются дополнительных гарантиях по социальной поддержке вышеприведенного закона.
Действующее Законодательство и судебная практика допускает возможность сохранения за данной категорией граждан прав на дополнительных гарантиях по социальной поддержке, в случае если истец не реализовал свое право до достижения возраста 23 года, вытекающее из данного Закона по объективной уважительной причине. Отказ в реализации данных прав лицам достигшим возраста 23 лет не может производится безусловно без учета конкретных заслуживающих внимание причин и выяснения имевшихся условий для реализации указанных прав.
Согласно приказа комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Безрукову Ф.Г. отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области подлежащих обеспечению жилыми помещениям по основаниям того, что он более не относятся к категории детей – сирот – и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области подлежащих обеспечению жилыми помещениям и достиг 23-х летнего возраста.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Изложенному не противоречит положение пункта 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Действительно, пунктом 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на который ссылается истец предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу норм Федерального закона № 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано субъектами данного права - детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. В этом случае государство берет на себя обязанность и реализует права указанных лиц в том числе когда непосредственно обеспечение жилыми помещениями данных лиц не было произведено до достижения ими возраста 23 лет.
В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Доводы истца, что до ДД.ММ.ГГГГ. он был лишен возможности совершить надлежашее обращение в компетентные органы для реализации своего прав на обеспечение льготным жилым помещением в силу того, что он практически все предшествущий период времени отбывал различные наказания по приговорам к лишению свободы не нашли надлежащего подтверждения в судебном заседании. Так в ходе изучения справки о судимостях истца и учитывая его объяснения суд установил, что отбываемое истцом наказание к лишению свободы периодически оканчивалось с освобождением из мест лишения свободы (л.д.<данные изъяты> Так истец был освобожден в ДД.ММ.ГГГГ. и следующий раз к нему применялось данное наказание только с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того следует учесть, что на момент совершеннолетия согласно постановления администрации Светлоярского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за Безруковым Ф.Г. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> р.<адрес> <адрес>, <адрес>. В силу чего по действующему на момент его совершеннолетия в ДД.ММ.ГГГГ. законодательства (ст.37 ЖК РСФСР) он считался лицом обеспеченным жилым помещением не подлежащим включению в соответствующую льготную очередь на обеспечение жилыми помещениями
В соответствии со ст.37 ЖК РСФСР Вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали»
Кроме того суду не представлено и не может быть проверено то обстоятельство, приобреталось ли за период с ДД.ММ.ГГГГ. истцом в собственности или по иному основанию другое жилое помещение в пределах РФ, то есть обстоятельство исключающее какое либо право истца на государственное обеспечение жилым помещением, так как сведения о том, что у истца отсутствует в собственность жилое помещение к моменту рассмотрения спора не раскрывают полной ситуации по заявленным требованиям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Безрукова Ф.Г. о восстановлении срока для постановки на учёт в списки на получение жилого помещения из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же о признании незаконным и отмене приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Безрукову Ф.Г. во включении в списки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения и в возложении обязанности на комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области по включению в списки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей надлежит отказать, надлежит оказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.199 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: