РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-6011/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Хабаровск 29 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего И.И.Хуснутдиновой
судей А.А.Серёгиной, Г.И.Федоровой
при секретаре Б.В.Шадрине
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартышова С. В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности учесть приобретенную выслугу при определении размера пенсии, произвести перерасчет пенсии по апелляционной жалобе Мартышова С.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения Мартышова С.В., представителя УФСБ РФ по Хабаровскому краю Волковой Е.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Мартышов С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности РФ по Хабаровскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности учесть приобретенную выслугу при определении размера пенсии, произвести перерасчет пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу в пограничных войсках ФСБ России, в 1999 году уволен в запас. Его выслуга на день увольнения составила 23 года 5 месяцев и 12 дней в календарном исчислении, ему назначена пенсия за выслугу лет, при назначении которой включен период службы с 01.08.1975 года по 12.01.1999 года. После увольнения в запас он принят на службу по контракту в таможенные органы РФ, уволен в 2007 году, выслуга составила 8 лет. Пенсия от таможенных органов ему не назначалась и не выплачивалась. При обращении в УФСБ России с просьбой учесть всю приобретенную выслугу для определения размера возобновленной пенсионной выплаты последовал отказ. Просил признать незаконным решение УФСБ России об отказе учесть всю приобретенную выслугу за время военной и правоохранительной службы до момента последнего увольнения из таможенных органов для определения размера возобновленной пенсионной выплаты нарушающим его права и законные интересы и отменить его; возложить на ответчика обязанность учесть всю приобретенную выслугу и определить с учетом всей выслуги размер возобновляемой пенсионной выплаты с 31 июля 2007 года, возложить обязанность произвести перерасчет пенсионных выплат с даты последнего увольнения, а также с учетом индексации.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 мая 2019 года в удовлетворении искового заявления Мартышова С.В. отказано.
В апелляционной жалобе Мартышов С.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом сделан неправильный вывод о том, что служба в таможенных органах не отнесена к категории военной или правоохранительной службы. Суд не применил постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации», подлежащее применению с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 02 февраля 1998 года №103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям». Также судом в результате неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, не применены нормы права, установленные определением Конституционного суда РФ № 320-О о том, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления ФСБ РФ по Хабаровскому краю Волкова Е.С. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы, в связи с чем служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии ФСБ РФ в соответствии с ФЗ № 4468-1.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Мартышов С.В. с 01.08.1975 года по 12.01.1999 года проходил военную службу в пограничных войсках Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В 1999 году уволен в запас, ему назначена пенсия за выслугу лет.
30.08.1999 года Мартышов С.В. принят по контракту в таможенные органы Российской Федерации на должность <данные изъяты>. Выплата назначенной Мартышову С.В. пенсии на время службы в таможенных органах была приостановлена УФСБ России по Хабаровскому краю. 31.07.2007 года Мартышов С.В. уволен из таможенных органов.
Обратившись в УФСБ России по Хабаровскому краю с заявлением о перерасчете пенсии с зачетом в выслугу лет службы в таможенных органах, истец получил отказ.
Отказывая в удовлетворении требований Мартышова С.В. суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Назначение пенсии при увольнении военнослужащих регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды.
При этом лицам, проходившим службу в пограничных войсках Федеральной службы безопасности России, в соответствии с положениями вышеуказанного Закона N 4468-1, не предусмотрено включение в выслугу лет, необходимую для назначения данным сотрудникам пенсии за выслугу лет, времени их предшествующей либо последующей службы в таможенных органах.
В п.1 постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" также не предусмотрено включение в выслугу лет, необходимую для назначения данным сотрудникам пенсии за выслугу лет, времени их предшествующей либо последующей службы в таможенных органах.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, время службы в таможенных органах в специальный стаж при назначении пенсии по линии Федеральной службы безопасности России лицам, уволенным с военной службы, не засчитывается и не влечет увеличения выслуги лет по военной службе, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии; период службы в таможенных органах засчитывается в специальный стаж при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам таможенных органов, однако истец в настоящее время получает пенсию за выслугу лет не как сотрудник таможенных органов, а как бывший военнослужащий Федеральной службы безопасности России, на военную или иную правоохранительную службу после увольнения с военной службы не поступал; после увольнения со службы в таможенных органах Мартышов С.В. вправе выбирать наиболее предпочтительный для него вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся ему как сотруднику таможенных органов, либо продолжить получать ранее назначенную ему пенсию за выслугу лет по линии Федеральной службы безопасности России.
Разрешая заявленные требования, суд установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся в деле доказательствам дал надлежащую оценку. Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, они оценены судом при вынесении решения с приведением соответствующих мотивов.
При таких данных состоявшееся по делу судебное постановление является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 мая 2019 года по гражданскому делу по иску Мартышова С. В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности учесть приобретенную выслугу при определении размера пенсии, произвести перерасчет пенсии оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мартышова С.В. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 августа 2019 года могут быть обжалованы в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: И.И.Хуснутдинова
Судьи: А.А.Серёгина
Г.И.Федорова