Судья Кондратьева Л.М.
Дело № 2-43/2023
74RS0032-01-2022-004707-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-5579/2023
21 августа 2023 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Федосеевой Л.В., Манкевич Н.И.
при секретаре судебного заседания Алёшиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «АЗ «Урал», ООО «ОТ-МАРКОН» о признании недействительными результатов проведения специальной оценки труда,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Миасского городского суда Челябинской области от 01 февраля 2023 года,
Заслушав доклад судьи Федосеевой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца ФИО1 – ФИО12, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика АО «АЗ «Урал» - ФИО4, ФИО5, действующих на основании доверенности, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «АЗ «Урал», ООО «ОТ-МАРКОН» о признании недействительными результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) изложенной в карте СОУТ № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 с июня 2013 г. работает на АО «АЗ «Урал» в должности наждачника 3-го разряда. На его рабочем месте № работодателем была проведена СОУТ по результатам которой экспертом ООО «ОТ-МАРКОН» был установлен итоговый класс (подкласс) 3.3 условий труда, что отражено в карте СОУТ № от ДД.ММ.ГГГГ. С результатами СОУТ на рабочем месте он не согласен, поскольку при ее проведении было нарушено его право присутствовать при проведении СОУТ (п.1 ч.5 ФЗ-426 от 28.12.2012г.), также была нарушена методика проведения СОУТ, в частности, не исследованы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса: химические, биологические, напряженность трудового процесса, не был учтен весь список используемого оборудования.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО12, действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении требований настаивали.
Представители ответчика АО «АЗ «Урал» ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований истца в виду их необоснованности.
Представитель ответчика ООО «ОТ-МАРКОН» в суд не явился, извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 01 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что решение является незаконным и необоснованным. Согласно п. 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2015 г. №н исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов. Поскольку он отсутствовал при проведении СОУТ, то на его рабочем месте никакие штатные производственные (технологические) процессы не осуществлялись. При таких обстоятельствах невозможно утверждать о том, что какие-то исследования и измерения проводились. Эксперт ФИО15 при производстве судебной экспертизы не выезжал на рабочее место и замеры не проводил. При таких обстоятельствах суд должен был назначить повторную экспертизу.
Истец ФИО1, представитель ответчика ООО «ОТ-МАРКОН» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в связи с чем, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Частью 1 ст. 209 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч. 5 ст. 209 ТК РФ).
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 4 и 7 ч. 1 ст. 21 ТК РФ).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 4 ч. 2 ст. 22, ст. 212 ТК РФ).
В силу положений ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ).
Из положений ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ следует, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п.1-7 ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 426-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ, разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в части 2 настоящей статьи, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (ч. 4 ст. 24 Федерального закона о СОУТ).
Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (далее – Методика) утверждены: Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и АО «АЗ «УРАЛ» заключен трудовой договор № в соответствии с условиями которого, истец принят на работу на должность <данные изъяты> сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-26, том 1).
Дополнительным соглашением к трудовому договору ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты> сроком по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 28, том 1).
Дополнительным соглашением к трудовому договору ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты> на неопределенный срок (л.д. 29, том 1).
Дальнейшими дополнительными соглашениями к трудовому договору установлено место работы истца: прессовый цех, участок крупных персов и толстолистовой штамповки, <данные изъяты> (л.д. 30-39, том 1).
На основании приказа генерального директора АО «АЗ «УРАЛ» № от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение требований Федерального закона от 28 декабря 2013г. №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" была создана комиссия по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) в организации АО «АЗ «УРАЛ» (том 1 л.д. 61).
ДД.ММ.ГГГГг. между АО «АЗ «УРАЛ» и специализированной организацией ООО «ОТ-Маркон» заключен договор на проведение СОУТ (том 1 л.д. 52-57), перечень подлежащих исследованию и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов утвержден комиссией по проведению СОУТ (л.д. 52-54, том 1).
ООО «ОТ-Маркон» является специализированной организацией по проведению СОУТ, зарегистрирована Министерством труда и социальной защиты РФ в реестре организаций, проводящих СОУТ под регистрационным номером № от ДД.ММ.ГГГГ, в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности указано на проведение оценки условий труда (л.д.55-56, 175-183, том 1), следовательно, отвечает всем вышеуказанным требованиям Федерального закона № 426-ФЗ, установленным для организаций, проводящих специальную оценку условий труда, поэтому имеет право проводить специальную оценку условий труда.
Эксперты ООО "ОТ-Маркон": ФИО8 имеет регистрационный номер в реестре организации проводящих СОУТ №, эксперт ФИО9 имеет регистрационный номер в реестре организации проводящих СОУТ №, и отвечают всем вышеуказанным требованиям Федерального закона № 426-ФЗ, установленным для экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, поэтому имеют право проводить специальную оценку условий труда.
В 2020 году в АО «АЗ «УРАЛ» специализированной организацией ООО «ОТ-Маркон» проведена специальная оценка условий труда работников АО «АЗ «УРАЛ» (л.д.52-57, том 1, л.д.1-249, том 2).
В соответствии с картой специальной оценки условий труда наждачника № от ДД.ММ.ГГГГ итоговый класс (подкласс) условий труда определен как 3.3, установлены: класс 2 условий по вибрации, по тяжести трудового процесса, аэрозоли преимущественно фиброгенного характера; класс 3.3 условий труда по шуму (л.д. 40-42, том 1).
Из представленной карты СОУТ следует, что при проведении специальной оценки условий труда оценивались такие факторы производственной среды и трудового процесса как: аэрозоли преимущественно фиброгенного характера, шум, вибрация, тяжесть трудового процесса. Соответствующие измерения представлены в протоколах оценки условий труда по соответствующим показателям.
Как следует из протокола исследований (испытаний) и измерений шума №-Ш эквивалентный уровень звука на данном рабочем месте составляет 97.5 дБА со стандартной неопределенностью, равной 0.81 дБА, класс условий труда 3.3 (л.д. 45-46, том 1).
С картой специальной оценки условий труда № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42, том 1).
Согласно ст.10 Федерального закона № 426-ФЗ, под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч.1). Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона (ч.2). В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся (ч.4). В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона (ч.5). Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: 1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; 2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (ч.6). Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (ч. 7).
Согласно ст.12 Федерального закона № 426-ФЗ, все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям (ч.1). Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (ч.2). По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда (ч.8). Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений (ч.9). Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 настоящей статьи, оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.10). Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в части 9 настоящей статьи, направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего это решение (ч.11).
Перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда, дан в ст.13 Федерального закона № 426-ФЗ.
По результатам проведенной специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.2 ст.3 Федерального закона № 426-ФЗ).
По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч.1 ст.14 Федерального закона № 426-ФЗ): оптимальные - 1 класс; допустимые - 2 класс; вредные - 3 класс; опасные - 4 класс.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч.3 ст.14 Федерального закона № 426-ФЗ).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (ч.4 ст.14 Федерального закона № 426-ФЗ).
При этом, в соответствии с вышеуказанной правовой нормой, вредные условия труда делятся на подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч.5 ст.14 Федерального закона № 426-ФЗ).
Определением Миасского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная экспертиза в целях оценки качества проведения ООО «ОТ-МАРКОН» специальной оценки условий труда (карта СОУТ № от ДД.ММ.ГГГГг. АО «АЗ «Урал») и в целях оценки фактических условий труда на рабочем месте № АО «АЗ «Урал».
Согласно заключению эксперта Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ судебным ФИО7 Мименко качество проведения специальной оценки условий труда в АО «АЗ «УРАЛ» на рабочем месте наждачника карта СОУТ № соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (л.д. 133-138, том 3).
Согласно заключению эксперта Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ судебным ФИО7 Мименко фактические условия работника на рабочем месте карта СОУТ № наждачник в АО «АЗ «УРАЛ» не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда по уровню производственного шума на рабочем месте наждачника карта СОУТ №, протокол проведения исследований и измерений шума (№-Ш) составляет 9,5 дБА при нормативном значении 80 дБА (том 3 л.д.141-147).
Согласно заключению эксперта № выполненному 12.12.2022г. судебным ФИО7 Мименко качество проведения специальной оценки условий труда в АО «АЗ «УРАЛ» на рабочем месте наждачника карта СОУТ № соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (л.д.133-138, том 3).
Согласно заключению эксперта № выполненному 14.12.2022г. судебным ФИО7 Мименко фактические условия работника на рабочем месте карта СОУТ № наждачник в АО «АЗ «УРАЛ» не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда по уровню производственного шума на рабочем месте наждачника карта СОУТ №, протокол проведения исследований и измерений шума (№-Ш) составляет 97,5 дБА при нормативном значении 80 дБА (л.д.141-147, том 3).
Суд первой инстанции, проанализировав содержание заключения судебной государственной экспертизы № и №, пришел к выводу о том, что указанные заключения эксперта в полном объеме отвечают требованиям ст. 86 ГПК РФ, является мотивированным, содержит подробное описание и обоснованные ответы на поставленные вопросы и соответствует требованиям законодательства о СОУТ. Выводы судебного эксперта соответствуют нормам федерального законодательства, выполнены в соответствии с порядком проведения государственной экспертизы условий труда и методикой проведения специальной оценки условий труда. Выявленное в ходе экспертизы несоответствие при оценке трудового процесса несоответствие государственным нормативным требованиям охраны труда по уровню производственного шума на рабочем месте наждачника, не может повлечь за собой изменение класса (подкласса) условий труда на указанном рабочем месте. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, следовательно, оснований сомневаться в выводах, изложенных экспертом у суда не имеется.
Учитывая, что экспертные заключения государственного управления по труду и занятости населения Челябинской области соответствуют требованиям ст. 86 ГПК РФ, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, экспертизы проведены полно, всесторонне, суд первой инстанции принять их в качестве допустимого, достоверного доказательства.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 мая 2023 года по настоящему гражданскому делу назначена судебная экспертиза условий труда наждачника 3 разряда участка крупных прессов и толстолистовой штамповки АО «АЗ «УРАЛ» в части необходимости предоставления работникам молока или других равноценных пищевых продуктов. Производство экспертизы поручено эксперту Южно-Уральской торгово-промышленной палаты ФИО10 ( л.д. 84-92, том 4).
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ Южно-Уральской торгово-промышленной палаты ФИО10, необходимость предоставления работникам молока или других равноценных пищевых продуктов по условиям труда на рабочем месте наждачника 3 разряда участка крупных прессов и толстолистовой штамповки АО «АЗ «УРАЛ» отсутствует, так как предельно- допустимая концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны не превышена (л.д. 94-113, том 4).
Оснований не доверять представленному заключению эксперта не имеется.
Таким образом, доводы стороны истца о том, что в соответствии с оспариваемым СОУТ в связи с неправильным его проведением, он лишен права на предоставления молока или других равноценных пищевых продуктов, не принимаются судебной коллегией как состоятельные, поскольку опровергаются совокупными доказательствами по делу, в том числе, картой СОУТ от 2020 года, заключениями эксперта Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением эксперта Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области эксперта № от 12.12.2022г., заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ Южно-Уральской торгово-промышленной палаты ФИО10
Доводы стороны истца о том, что эксперт Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, при производстве экспертизы не выезжал на рабочее место истца, не проводил замеры, судом первой инстанции правомерно отвергнуты, поскольку согласно установленному Порядку, в случае необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, такие исследования (испытания) и измерения организуются Министерством за счет средств федерального бюджета, в остальных случаях государственная экспертиза условий труда проводится по документам.
Ссылка стороны истца на то, что при проведении СОУТ он отсутствовал на его рабочем месте, в связи с чем, никакие штатные производственные (технологические) процессы не осуществлялись, не принимаются судом апелляционной инстанции как состоятельные, поскольку действующим законодательством Российской Федерации (ст. 5 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ), не предусмотрена обязанность работодателя каким-либо образом уведомлять работника о дате и времени проведения специальной оценки условий труда с целью реализации права работника на присутствие при проведении СОУТ на его рабочем месте. Кроме того, законодательством не предусмотрено, что из░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░-░░░░░░» ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░ «░░ ░░░░»).
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░.░. 43-51, ░░░ 1).
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░-░░░░░░» ░░░8, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ 2020 ░░░░, ░ ░░ ░ ░░░░ 2020 ░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ №, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (░.░. 104-15, ░░░ 1).
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░8 ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░8 ░░ ░░.░░.░░░░ (░.░. 174, ░░░ 1), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░ «░░░░» ░░░5 ░ ░░░11 ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31.05. 2020 ░░░░, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░.░. 184, ░░░1).
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (░.░. 99, ░░░ 3).
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░. 11 ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ( ░.░. 101 -105, ░░░ 3).
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░- ░░░░░░» ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ №.
░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░? ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░.░. 82-84, ░░░ 3).
░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░. 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.