Дело № 2-1107/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Оханск Пермского края «4» июля 2016 г.
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске), под председательством судьи Томилиной Е.А.,
при секретаре Рудометовой И.И.,
с участием представителя истца Колеговой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Муниципального образования Оханское городское поселение в лице МКУ Администрация Оханского городского поселения о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом и признании права собственности на него,
установил:
Муниципальное образование Оханское городское поселение в лице МКУ Администрации Оханского городского поселения просит признать недвижимое имущество- многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> - бесхозяйным имуществом и признать за Муниципальным образованием Оханское городское поселение право собственности на данный объект недвижимости.
В обоснование требований истцом указано, что 10 марта 2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю принят на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества: многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 10.06.2016 г.
Согласно информации Оханского филиала ГУП «ЦТИ» от 09.09.2014 года дом по <адрес> был зарегистрирован за Оханским Леспромхозом на основании акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от 25.08.1955 г. Согласно сведениям ЕГРЮЛ АООТ «Охаснкий леспромхоз» ликвидирован 30.12.2002 года по решению суда.
На основании ст. 225 ГК РФ, ст. 290 ГПК РФ Муниципальное образование Оханское городское поселение в лице МКУ Администрации Оханского городского поселения просит признать собственностью муниципального образования на бесхозяйную недвижимую вещь - многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель заявителя Колегова А.А. заявленные требования поддержала.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью.
В соответствии с ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 1 Устава Оханского городского поселения Оханского муниципального района Пермского края, принятого решением Думы Оханского городского поселения Оханского муниципального района 22.12.2014 г. № 93, Оханское городское поселение Оханского муниципального района Пермского края – муниципальное образование в составе Оханского муниципального района Пермского края, наделенное статусом городского поселения, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Статья 20 Устава гласит, что администрация Оханского городского поселения наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 262 ГПК РФ, в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Ч. 2 ст. 290 ГПК РФ устанавливает, что заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
Согласно с. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
10.03.2015 г. Очерским отделом Управления Росреестра по Пермскому краю принят на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества – многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 4).
Выпиской из ЕГРП от 10.06.2016 г. подтверждается, что в отношении спорного имущества в ЕГРП имеется запись только о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Из сообщения Оханского филиала ГУП ЦТИ следует, что право собственности на спорный объект недвижимого имущества -4-х квартирный жилой дом с холодными пристроями, находящийся по адресу: <адрес>, зарегистрирован за акционерным обществом открытого типа «Оханский леспромхоз» на основании акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от 25.08.1955 года (л.д.36-41).
Согласно сведений ЕГРЮЛ акционерное общество открытого типа «Оханский леспромхоз» ликвидировано 30.12.2002 года по решению суда (л.д.18).
Сообщениями из Министерства по управлению имуществом Пермского края и Федерального агентства по управлению государственным имуществом подтверждается, что в реестре государственной собственности Пермского края, в реестре федерального имущества данное имущество не числится.
Согласно справки администрации Оханского городского поселения от 13.05.2016 г. № 1147, в спорном жилом помещении никто не зарегистрирован.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что сведений о собственнике объекта недвижимости - многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется. По заявлению администрации Оханского городского поселения данное имущество было принято на учет как бесхозяйное имущество 10.05.2015 г. Также установлено, что о правах собственника на спорный объект недвижимости никем не было заявлено.
Вместе с тем, не смотря на установление фактической бесхозяйности недвижимого имущества и отсутствие на него прав других лиц, требования истца не могут быть удовлетворены, поскольку действующим гражданским и жилищным законодательством предусмотрено право на приобретение в собственность в многоквартирных домах жилых помещений исключительно в виде квартир или комнат, а правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом объектом регистрируемых вещных и иных имущественных прав, не содержится.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям как объектам прав относятся жилой дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком доме (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).Согласно ч. 3 ст. 16 ЖК РФ, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме согласно статье 36 ЖК РФ являются помещения, сооружения, конструкции и оборудование дома, имеющие вспомогательное, обслуживающее значение, не являющиеся частями квартир, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, удовлетворяющие социально-бытовые потребности собственников помещений в многоквартирном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Ограниченный характер правомочий субъекта общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме заключается, прежде всего, в невозможности выделить свою долю в натуре, распорядиться ею иным образом, как самостоятельным объектом гражданских прав.
Так, согласно статье 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение;
собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:
1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение. При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 38 ЖК).
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
При этом из смысла указанных выше норм не следует, что при приобретении одним лицом права собственности на все помещения в многоквартирном доме и неразрывно связанные с ними доли в праве общей долевой собственности на общее имущество:
здание перестает существовать в качестве многоквартирного дома (совокупности жилых и нежилых помещений, объектов недвижимости, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме);
объекты недвижимости, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, перестают выполнять функции имущества, предназначенного для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости. При этом в отношении здания, имеющего назначение «многоквартирный дом», установлен особый порядок постановки на кадастровый учет. Так, согласно части 4.1 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).
Видами жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, согласно пункту 17 части 2 статьи 7 Закона о кадастре являются квартира, комната в квартире (в коммунальной квартире).
Технический план многоквартирного дома содержит информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме (часть11 статьи 41 Закона о кадастре).
При этом в отличие от Закона о регистрации Закон о кадастре допускает наличие в государственном кадастре недвижимости сведений и о здании, и о помещениях в нем, в то время как наличие записей о здании (правах на него) в ЕГРП является основанием для отказа в государственной регистрации прав на помещение в нем (абзац одиннадцатый пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Таким образом, учитывая положения гражданского и жилищного законодательства, многоквартирный дом - здание - не является объектом регистрируемых вещных и иных имущественных прав (самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации); государственной регистрации подлежат права на помещения, расположенные в многоквартирном доме, а также право общей долевой собственности на являющееся недвижимостью общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, на земельный участок, на котором расположен такой дом.
С учетом изложенного требования Муниципального образования Оханское городское поселение в лице МКУ Администрации Оханского городского поселения о признании недвижимого имущества- многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> - бесхозяйным имуществом и признании за Муниципальным образованием Оханское городское поселение права собственности на данный объект недвижимости удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Муниципального образования Оханское городское поселение в лице МКУ Администрации Оханского городского поселения о признании недвижимого имущества- многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> - бесхозяйным имуществом и признании за Муниципальным образованием Оханское городское поселение права собственности на данный объект недвижимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 11 июля 2016 года.
Судья Е.А.Томилина