Решение по делу № 2-1303/2021 от 18.10.2021

Дело №2-1303/2021

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский 08 ноября 2021 года

Любинский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Акуловой О.В.,

при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Ахтырских Ю.В.,

с участием помощника прокурора Любинского муниципального района Хажиевой Ш.Ш.,

представителя ответчика Управления образования Администрации Любинского муниципального района Представитель №1,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Любинского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Большаковская средняя общеобразовательная школа» Любинского муниципального района Омской области, Управлению образования администрации Любинского муниципального района Омской области о возложении обязанности обеспечить проведение анализа риска и данных здания образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Любинского района Омской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц несовершеннолетних с исковым заявлением к МБОУ «Большаковская СОШ», Управлению образования администрации Любинского муниципального района Омской области о возложении обязанности обеспечить проведение анализа риска и данных здания образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора. В обоснование указав, что образовательной организацией в нарушение требований закона не обеспечено проведение в установленном порядке анализа риска и данных здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора. Просит возложить обязанность на МБОУ «Большаковская СОШ» Любинского муниципального района Омской области, Управление образования администрации Любинского муниципального района Омской области обеспечить проведение в установленном порядке риска и данных о здании образовательного учреждения, с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложить обязанность на Управление образования обеспечить финансирование.

В судебном заседании помощник прокурора Хажиева Ш.Ш. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ «Большаковская СОШ» в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора признала.

Представитель ответчика Управления образования Любинского муниципального района Представитель №1, действующая по доверенности, в судебном заседании требования признала, просила суд снизить размер подлежащей взысканию госпошлины с образовательного учреждения, поскольку учреждение находится в тяжелом финансовом положении, собственных денежных средств не имеет.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспорено ответчиками, прокуратурой Любинского района проведена проверка в МБОУ «Большаковская СОШ», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований закона образовательным учреждением не обеспечено проведение в установленном порядке анализа риска и данных о здании образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора.

Учитывая изложенное, прокурором в адрес МБОУ «Большаковская СОШ» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства.

По результатам рассмотрения указанного акта прокурорского реагирования образовательной организацией конкретные меры по устранению нарушений закона до настоящего времени не приняты.

Положениями Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации, гарантировано, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей (ст.7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), детство находится под защитой государства (ст.38).

Согласно ч.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990г № 1559-I) государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и ее цели закреплены ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», одной из которых является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Одним из принципов политики является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу положений ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В соответствии со ст.ст.1, 4 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, соблюдения гарантий их прав.

Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ст.38 вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Из п.1 ст.7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.

На основании ст.5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Частью 1 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Во исполнение названного положения Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ правительством Российской Федерации издано постановление от 26.12.2014 №1521, которым утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В силу п.66 вышеуказанного Перечня является обязательным применение требований СП 118.13330.2012.

Согласно п.1.1.2 раздела 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В (в котором указаны общеобразовательные организации).

При этом в п.4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройство системы молниезащиты предусмотрено Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280 (СО 153-34.21.122-2003).

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений, зданий дошкольных образовательных организаций.

В соответствии с п.15 ч.3, п.2 ч.6, ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке.

Пунктом 2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Одной из основных задач общеобразовательного учреждения, согласно Уставу МБОУ «Большаковская СОШ» является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.

Анализ вышеуказанных требований закона, а также положений Устава общеобразовательного учреждения позволяет сделать вывод о том, что обязанность оборудовать здание образовательного учреждения устройством системы молниезащиты лежит именно на образовательном учреждении – МБОУ «Большаковская СОШ».

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие устройств молниезащиты на зданиях образовательных учреждений отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку не обеспечивается надлежащая пожарная безопасность. Осуществление деятельности образовательными учреждениями в отсутствие устройств молниезащиты не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства о пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имуществу. Согласно действующему законодательству обязанность оборудования зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты распространяется также на здания, уже находящиеся в эксплуатации вне зависимости от типа крыши, и наличие иных заземляющих устройств не может подменить устройство молниезащиты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В связи с изложенным, обязанность по устранению выявленных нарушений, должна быть возложена на Управление образования администрации Любинского муниципального района, а также на МБОУ «Большаковская СОШ» непосредственно использующего данное здание. При этом Управление образования оказывает содействие в финансировании мероприятий (создание комиссии, привлечение специалистов, расходы на выезд для осмотра здания и т.п.) по осмотру и оценке опасности здания для решения вопроса о выборе эффективных мер защиты от молнии.

В связи с вышеуказанными требованиями закона, суд считает необходимым, возложить на ответчика Управление образования администрации Любинского муниципального района, являющегося учредителем и собственником имущества образовательного учреждения, обязанность обеспечить финансирование МБОУ «Большаковская СОШ» в целях оборудования здания образовательного учреждения устройством системы молниезащиты.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению с предоставлением срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика МБОУ «Большаковская СОШ» подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей, однако с учетом сложного финансового положения учреждения, а также учитывая, что образовательное учреждение предпринимательской деятельность не занимается, собственных денежных средств не имеет, суд считает возможным снизить размер госпошлины до 100 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Любинского района Омской области к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Большаковская средняя общеобразовательная школа» Любинского муниципального района Омской области, Управлению образования администрации Любинского муниципального района Омской области о возложении обязанности обеспечить проведение анализа риска и данных о здании образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молнии и их выбора удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большаковская средняя общеобразовательная школа» Любинского муниципального района Омской области обязанность обеспечить проведение в установленном порядке анализ риска и данных о здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора, в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Управление образования администрации Любинского муниципального района Омской области обязанность обеспечить финансирование проведения в установленном порядке анализа риска и данных о здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большаковская средняя общеобразовательная школа» Любинского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 100 рублей в доход бюджета Любинского муниципального района Омской области.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Акулова

Мотивированное решение изготовлено 12.11.2021

2-1303/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Любинского района
Ответчики
МБОУ "Большаковская СОШ"
Другие
Управление образования Любинского муниципального района Омской области
Суд
Любинский районный суд Омской области
Судья
Акулова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
lubinskcourt.oms.sudrf.ru
18.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2021Дело оформлено
15.12.2021Дело передано в архив
08.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее