Дело № 2-8873/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | 25 декабря 2018 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Вахрушевой Е.В.
при секретаре Сакичевой В.Ф.,
с участием истца Смирновой И.В., представителя истца по доверенности Федотова М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой И. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Интра-Ортопедия» о защите трудовых прав,
руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
Смирнова И.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Интра-Ортопедия» (далее – ООО «Интра-Ортопедия») о защите трудовых прав. В обоснование требований указано, что истец в период с 26 февраля 2018 года по 09 апреля 2018 года работала ответчика в должности менеджера. Рабочее место создавалось в г. Вологде. Заработная плата составляла 25 000 рублей и состояла из оклада 15 000 рублей и премии – 10 000 рублей. 09 апреля 2018 года истец уволена из ООО «Интра-Ортопедия» по соглашению сторон, что установлено вступившим в законную силу решением Вологодского городского суда по гражданскому делу № 2-6199/2018. Вместе с тем, в трудовой книжке истца сделана запись об увольнении по инициативе работника. Кроме того, до настоящего времени не выплачена задолженность по заработной плате, компенсация при увольнении в размере двух средних заработных плат, компенсация за неиспользованный отпуск. Ссылаясь на нарушение трудовых права, изменив предмет требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просит:
- отменить запись в трудовой книжке № 31 от 31 марта 2018 года об увольнении по инициативе работника;
- возложить на ООО «Интра-Ортопедия» обязанность внести в трудовую книжку запись об увольнении в соответствии с приказом от 09 апреля 2018 года на основании статьи 78 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон;
- возложить на ООО «Интра-Ортопедия» обязанность выдать Смирновой И.В. копию приказа об увольнении, справку о среднем размере заработной платы, справку по форме 2- НДФЛ, справку о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование за период работы;
- взыскать с ООО «Интра-Ортопедия» задолженность по заработной плате за отработанный период в размере 18 968 рублей 45 копеек, компенсацию при увольнении по соглашению сторон в размере двух средних заработных плат – 60 108 рублей 72 копейки, компенсацию за отпуск – 2686 рублей 21 копейка, проценты за нарушение сроков выплаты заработной платы и компенсации с 10 апреля 2018 года по 19 ноября 2018 года – 4469 рублей 73 копейки, компенсацию морального вреда, который оценен истцом в сумме 95 000 рублей, расходы по оплату услуг представителя – 10 000 рублей, оформлению нотариальной доверенности – 1000 рублей.
- возложить на ответчика обязанность отменить приказ ООО «Интра-Ортопедия» от 09 апреля 2018 года о лишении истца премии за март и апрель 2018 года.
В судебном заседании истец Смирнова И.В. и ее представитель по доверенности Федотов М.Н. иск поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что основания для лишения истца премии отсутствовали. Договоры аренды помещений заключены после согласования с руководством общества. О лишении премии ее не уведомили, с приказом не ознакомили. Задолженность по заработной плате, компенсации при увольнении и за неиспользованный отпуск до настоящего времени не выплачены.
Ответчик ООО «Интра-Ортопедия» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представил отзыв на иск, в котором указал, что истец принята на работу с целью исполнения государственного контракта для нужд ГУ – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования РФ. Истцом в рамках исполнения контракта арендованы помещения несоответствующие предъявляемым требованиям, в результате чего контракт расторгнут. В связи с претензиями контрагента истец приказом от 09 апреля 2018 года лишена премии за март-апрель 2018 года. Кроме того, текущие премии не выплачивались истцу из-за не поступления денежных средств. 09 апреля 2018 года истец уволена по соглашению сторон. Задолженность перед истцом по заработной плате составляет 6104 рубля 51 копейка, компенсация при увольнении, определенная соглашением сторон, – 35 931 рубль 09 копеек.
Заслушав истца и его представителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 78 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.
В соответствии со статьями 127, 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Из материалов дела следует, что Смирнова И.В. на основании приказа от 26 февраля 2018 года № 6 принята на работу в ООО «Интра-Ортопедия» на должность менеджера.
Вступившим в законную силу решением Вологодского городского суда Вологодской области от 22 августа 2018 года по гражданскому делу № 2-6199/2018 Смирнова И.В. отказано в удовлетворении исковых требований о расторжении трудового договора с ООО «Интра-Ортопедия» по сокращению штатов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд установил, что приказом работодателя от 09 апреля 2018 года № 4 действие трудового договора между Смирновой И.В. и ООО «Интра-Ортопедия» прекращено по пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон.
Указанные обстоятельства ответчик не отрицает. Вместе с тем, в трудовую книжку истца серии № от 31 марта 2018 года внесена запись за № 31, согласно которой трудовой договор со Смирновой И.В. расторгнут на основании приказа № 4 от 31 марта 2018 года по инициативе работника в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку дата увольнения и основания увольнения, указанные в трудовой книжке, не соответствуют приказу суд, учитывая положения статьи 84.1. Трудового кодекса Российской Федерации, полагает подлежащими удовлетворению требования о возложении на ответчика обязанностей отменить запись в трудовой книжке истца № 31 от 31 марта 2018 года об увольнении по инициативе работника и внести запись об увольнении в соответствии с приказом от 09 апреля 2018 года на основании статьи 78 Трудового кодекса Российской федерации по соглашению сторон.
Кроме того, 09 апреля 2018 года в адрес ответчика направлено заявление о выдаче документов, связанных с работой, в котором она просила выдать ей копию приказа об увольнении, справку о среднем размере заработной платы за период с 27 февраля 2018 года по 09 апреля 2018 года, справку по форме 2-НДФЛ, справку о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за период работы, трудовую книжку.
Из искового заявления следует, что 04 июля 2018 года трудовая книжка истца возвращена работодателем заказным письмом с описью имущества.
Доказательств выдачи истцу иных документов не представлено.
В соответствии с частью 4 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 Трудового кодекс Российской Федерации, а также по письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Поскольку документы не выданы, суд полагает необходимым возложить на ООО «Интра-Ортопедия» обязанность выдать Смирновой И.В. надлежащим образом заверенную копию приказа об увольнении, справку о среднем размере заработной платы для предоставления в центр занятости, справку по форме 2-НДФЛ, справку о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование за период работы.
Разрешая требование истца о возложении на ответчика обязанности отменить приказ ООО «Интра-Ортопедия» от 09 апреля 2018 года о лишении истца премии за март и апрель 2018 года суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4.3. трудового договора заработная плата Смирновой И.В. состояла из оклада в размере 15 000 рублей и премии в соответствии с Положением о премировании, утвержденным 06 сентября 2018 года, - 10 000 рублей.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о премировании работников ООО «Интра-Ортопедия» премирование производится на основании приказа (распоряжения) генерального директора организации по представлению руководителей подразделений.
В силу пункта 3.2 Положения текущие (ежемесячные) премии начисляются работникам по результатам работы подразделения в целом, в соответствии с личным вкладом каждого работника.
Из пункта 3.10 следует, что выплата текущих (ежемесячных) премий не производится, в том числе, в случае наличия претензий, рекламаций, жалоб контрагентов и партнеров.
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливая основные права и обязанности работодателя, предусматривает право работодателя поощрять работников за добросовестный эффективный труд, требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Лишение премии к числу дисциплинарных взысканий трудовым законодательством не отнесено.
При таких обстоятельствах снижение размера премии или ее лишение за упущения в работе и нарушение трудовой дисциплины не может рассматриваться как дисциплинарное взыскание и дискриминация.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Выплачиваемая премия по итогам работы является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач.
Премирование работников осуществляется по усмотрению работодателя в установленном им порядке.
Из отзыва ответчика следует, что депремирование истца в марте – апреле 2018 года связано с претензиями контрагента и расторжением контракта, для исполнения которого на территории города Вологды привлекалась истец. Контракт расторгнут по причине несоответствия помещений, арендованных в рамках исполнения контракта, требованиям доступности для маломобильных групп населения.
Положением о премировании предусмотрено, что выплата текущих (ежемесячных) премий не производится в случае наличия претензий, рекламаций, жалоб контрагентов и партнеров.
При таких обстоятельствах, учитывая, что премирование работника относится к мерам стимулирования и является правом работодателя, суд не находит оснований для удовлетворения требований Смирновой И.В. о возложении на ООО «Интра-Ортопедия» обязанности отменить приказ от 09 апреля 2018 года, которым истец лишена премии за март – апрель 2018 года.
Согласно расчету истца, задолженность работодателя по заработной плате составляет 18 968 рублей 45 копеек, компенсация за отпуск – 2686 рублей 21 копейка, компенсация при расторжении договора – 60 108 рублей 72 копейки.
Проанализировав представленный Смирновой И.В. расчет, суд не может с ним согласиться поскольку он составлен с учетом ежемесячной премии, которая работнику не начислялась.
Из отзыва ответчика и представленного им контррасчёта следует, что при расторжении трудового договора по соглашению сторон работодатель согласился выплатить работнику компенсацию при увольнении, размер которой составил 35 931 рубль 09 копеек, задолженность по заработной плате составляет 6 104 рубля 51 копейка.
Проверив расчет работодателя, суд признает его верным и взыскивает с ООО «Интра-Ортопедия» в пользу Смирновой И.В. задолженность по заработной плате в размере 6 104 рубля 51 копейка с учетом НДФЛ и районного коэффициента и компенсацию при увольнении - 35 931 рубль 09 копеек.
Кроме того, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за неиспользованный отпуск, размер которой составляет 2125 рублей 74 копейки (26 718,04/29.3=911.88?2.33(дня)+15% 13%).
В соответствии со статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение в части взыскания задолженности по заработной плате подлежит обращению к немедленному исполнению.
Разрешая требование истца о взыскании компенсации за нарушение срока выплаты денежных средств, причитающихся работнику, суд на основании положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и с учетом расчета истца, а так же взыскиваемых сумм в качестве задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при расторжении трудового договора, полагает, что за период просрочки с 10 апреля 2018 года по 19 ноября 2018 года в пользу Смирновой И.В. с работодателя полежит взысканию денежная компенсация в размере 4830 рублей 27 копеек ((44 179,30?160 ?1/150?7,25) + (44 179,30?64 ?1/150?7,5))
Кроме того, с учетом положений статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации суд считает необходимым взыскать в пользу Смирновой И.В. денежную компенсацию морального вреда, причиненного действиями работодателя, в размере 5000 рублей, учитывая при этом конкретные обстоятельства дела, объем и характер, причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости.
Удовлетворяя требования частично, суд на основании статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая сложность гражданского дела, длительность его рассмотрения и объем проделанной представителем истца работы, взыскивает с ООО «Интра-Ортопедия» в пользу Смирновой И.В. расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, считая указанную сумму разумной и обоснованной.
Вместе с тем, оценив доводы истца о понесенных расходах и исходя из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», суд не признает судебными издержками расходы на оформление нотариально заверенной доверенности, поскольку отраженные в ней полномочия представителя не ограничиваются конкретным делом. По указанной причине суд отказывает истцу во взыскании с ООО «Интра-Ортопедия» названных расходов.
Удовлетворяя исковые требования частично на основании статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ООО «Интра-Ортопедия» 1970 рублей 29 копеек.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░ № 31 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░ 78 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2-░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6104 ░░░░░ 51 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – 35 949 ░░░░░░ 05 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ – 2125 ░░░░░░ 74 ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ – 4830 ░░░░░░ 27 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ – 5000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ – 10 000 ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1970 ░░░░░░ 29 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░░ |
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.