Судья Коваленко В.А. 24RS0056-01-2023-005835-90
Дело №33-9077/2024
А-219г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 октября 2024 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Макаровой Ю.М.,
судей Наприенковой О.Г., Потехиной О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буровой В.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М. гражданское дело по иску прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к АО «Красноярская Региональная Энергетическая Компания» о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика АО «КрасЭКо» С.В. Цепковой
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 марта 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к АО «Красноярская Региональная Энергетическая Компания» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить обязанность на АО «Красноярская Региональная Энергетическая Компания» в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования представления прокурора Богучанского района № 7-01-2022 от 03.11.2022:
- обеспечить антикоррозионное покрытие металлической дымовой трубы № 1 и № 2 котельной № 7 с. Богучаны;
- восстановить фундамент металлической дымовой трубы № 2 котельной № 7 с. Богучаны;
- установить вантовую оттяжку на металлической дымовой трубе № 2 котельной № 7;
- обеспечить антикоррозионное покрытие металлической дымовой трубы № 3 котельной № 13 с. Богучаны;
- восстановить антикоррозионное покрытие металлических газоходов до дымовой трубы № 3 котельной № 13 с. Богучаны;
- провести перекладку участка тепловой сети протяженностью 85 метров от 19ТК15 до жилого дома № 12 по улице Фестивальная в п. Пинчуга;
- провести перекладку участка тепловой сети протяженностью 68 метров от 7ТК69 до 7ТК70 котельной № 7 с. Богучаны;
- провести техническое диагностирование оборудования тепловых сетей с. Богучаны, отработавшие расчетный ресурс, специализированными организациями, в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Богучанского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «Красноярская Региональная Энергетическая Компания» о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки прокуратурой Богучанского района Красноярского края, установлено, что на основании концессионного соглашения от 14.10.2022 №39 АО «КрасЭко» эксплуатируется котельная. В соответствии с п.6.2 раздела 6 концессионного соглашения от 14.10.2022 №39 ответчик обязан поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на его содержание.
По результатам проверки прокуратурой Богучанского района Красноярского края вынесено представление №7-01-2022 от 03.11.2022 об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о теплоснабжении, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Однако требования представления прокурора Богучанского района Красноярского края ответчиком в полном объеме не исполнены, что, по мнению истца, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и, как следствие, возникновению угрозы жизни и здоровья в период прохождения отопительного сезона.
На основании изложенного истец (с учетом уточнений) просит возложить обязанность на АО «КрасЭко» в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнитель требования представления прокурора Богучанского района Красноярского края № 7-01-2022 от 03.11.2022, а именно:
-обеспечить антикоррозионное покрытие металлической дымовой трубы №1 и №2 котельной №7 с.Богучаны (пункт 54 представления);
-восстановить фундамент металлической дымовой трубы №2 котельной №7 с.Богучаны (пункт 57);
-установить вантовую оттяжку на металлической дымовой трубе №2 котельной №7 с. Богучаны (пункт 58);
-обеспечить антикоррозионное покрытие металлической дымовой трубы №3 котельной №13 с. Богучаны (пункт 84);
-восстановить антикоррозионное покрытие металлических газоходов до дымовой трубы №13 с.Богучаны (пункт 85);
-провести перекладку участка тепловой сети протяженностью 85 метров от 19ТК69 до жилого дома №12 по улице Фестивальная в п.Пинчуга (пункт 98);
-провести перекладку участка тепловой сети протяженностью 68 метров от 7ТК69 до 7ТК70 котельной №7 с. Богучаны (пункт 100);
-провести техническое диагностирование оборудования тепловых сетей с. Богучаны, отработавшие расчетный ресурс, специализированными организациями, в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу (пункт 101).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика АО ««КрасЭКо» С.В. Цепкова просит решение отменить в части.
Полагает, что требования, изложенные в пунктах 98 и 101 представления, ими исполнены надлежащим образом, что подтверждается по пункту 98 фотофиксацией выполненных работ, актом о приемке выполненных работ № ТР10-07-028; по пункту 101 актами проведения испытаний по определению тепловых потерь тепловой сети от котельных, актами по проведению испытаний на гидравлические потери тепловой сети от котельных, актами наружного осмотра участков тепловых сетей от котельных, актами технического диагностирования тепловых сетей от котельных. Суд необоснованно отклонил перечисленные доказательства.
Проверив материалы дела, решение суда, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора, который от исковых требований о возложении на ответчика обязанности по исполнению пункта 98 представления прокурора отказался, в остальной части полагал доводы жалобы подлежащими отклонению, заслушав пояснения представителя ответчика АО «КрасЭКо» С.В. Цепковой, настаивавшей на удовлетворении жалобы в части отмены решения о возложении обязаннсти исполнения пункта 101 представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции прокурор Богучанского района Красноярского края отказался от исковых требований к АО «КрасЭКо» о возложениии обязанности исполнения требований пункта 98 представления прокурора, а именно в части требования о возложении обязанности провести перекладку участка тепловой сети протяженностью 85 метров от 19ТК15 до жилого дома №12 по улице Фестивальная в п.Пинчуга. Заявление об отказе от иска мотивировано тем, что указанное требование ответчиком исполнено. Последствия отказа от иска, предусмотренные статьями 220, 221 ГПК РФ о невозможности повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, ясны.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от заявленного требования, а суд принимает этот отказ, если он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу части 1 и части 2 ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Представленными в дело доказаельствами подтверждено исполнение ответчиком обязанности провести перекладку участка тепловой сети протяженностью 85 метров от 19ТК15 до жилого дома №12 по улице Фестивальная в п.Пинчуга.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь статьей 326.1 ГПК РФ, приходит к выводу, что принятие отказа Прокурора Богучанского района Красноярского края от иска не нарушает прав и законных интересов сторон и других лиц, не противоречит законодательству.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает возможным принять отказ Прокурора Богучанского района Красноярского края от иска, предъявленного к АО «КрасЭКо» о возложении обязанности провести перекладку участка тепловой сети протяженностью 85 метров от 19ТК15 до жилого дома №12 по улице Фестивальная в п.Пинчуга.
С учетом изложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Разрешая доводы апелляционной жалобы о надлежащем исполнении ответчиком требований, изложенных в пункте 101 представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что между Муниципальным образованием Богучанский район Красноярского края и АО «КрасЭКо» и Красноярским краем 14.10.2022 заключено концессионное соглашение № 39 на реконструкцию и эксплуатацию объектов теплоснабжения, расположенных в с. Богучаны, п. Такучет, п. Осиновый Мыс, с. Чунояр, п. Октябрьский, п. Новохайский, п. Кежек, п. Таежный, п. Пинчуга, п. Говорково, п. Невонка.
Согласно п. 6.2 раздела 6 указанного концессионного соглашения, концессионер, т.е. АО «КрасЭКо», обязан поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание.
В соответствии с пунктом 11 раздела 111 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103, зарегистрированным в Минюсте России 24.04.2013 №28269, в отношении теплоснабжающих организаций должно быть проверено обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Прокуратурой Богучанского района Красноярского края с привлечением специалиста Енисейского управления Ростехнадзора в период с 19.10.2022 по 21.10.2022 проведена проверка деятельности АО «КрасЭКо» в сфере теплоснабжения.
По результатам проверки руководителю АО «КрасЭКо» 03.11.2022 прокурором Богучанского района внесено представление № 7-01-2022 об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о теплоснабжении, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выявленных в количестве 101 пункта (т. 1 л.д. 133-141).
На указанное представление прокурора района АО «КрасЭКо» 05.12.2022 дан ответ № 006/13959, в котором представлена информация о сроках устранения нарушений.
Так по состоянию на 25.08.2023 нарушения, указанные в представлении прокурора Богучанского района № 7-01-2022 от 03.11.2022, АО «КрасЭКо» в полном объеме не устранены, в связи с чем, прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, уточненными в ходе рассмотрения спора (т. 2 л.д. 195-196).
Разрешая уточненные требования прокурора суд, руководствуясь положениями Федеральных законов «О теплоснабжении», «О концессионных соглашениях», условиями концессионного соглашения, заключенного между сторонами, пришел к выводу об удовлетворении уточненных требований Богучанского прокуроар Красноярского края.
Решение суда оспаривается ответчиком в части исполнения пункта 101 представления прокурора, в связи чем, в остальной части предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении на АО «КрасЭКо» обязанности провести техническое диагностирование оборудования тепловых сетей с. Богучаны, отработавшие расчетный ресурс, специализированными организациями, в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу (пункт 101 представления прокуратуры Богучанского района Красноярского края №7-01-2022 от 03.11.2022) суд пришёл к выводу о том, что доводы ответчика об исполнении им указанной обязанности материалами дела не подтверждаются.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с ч.1.1. ст.6 ФЗ «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района.
Согласно ст.28.1 ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям
Статьей 8 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрены права и обязанности концессионера и концедента по концессионному соглашению на объекты теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе: поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Доводы представителя ответчика в части исполнения пункта №101 представления прокурора Богучанского района Красноярского края №7-01-2022 были проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены со ссылкой на то, что стороной ответчика не представлено доказательств наличия материально-технической базы, средств контроля и измерения, наличия соответствующей подготовки и аттестации специалистов необходимых для выполнения пункта №101 представления прокуратура.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о том, что представленными ответчиком доказательствами не подтверждается исполнение спорного требования.
В качестве доказательств исполнения пункта 101 представления прокурора ответчиком представлены акты проведения испытаний по определению тепловых потерь тепловой сети от котельных, акты проведения испытаний на гидравлические потери тепловой сети от котельных, акты наружного осмотра участков тепловых сетей от котельных, акты технического диагностирования тепловых сетей от котельных удостоверения сотрудников предприятия и протокол проверки знаний в ростехнадзоре, итоговые заключения о техническом диагностировании трубопроводов тепловой сети котельных Богучанского района.
При этом, ответчик полагает, что поскольку приказ Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», содержащий требования к персоналу и его подготовке, допускает эксплуатацию тепловых энергоустановок подготовленным теплоэнергетическим персоналом, нормативно-технические документы не содержат определения понятия специализированная организация, выполнение диагностирования теплоэнергетическим персоналом ответчика, без привлечения в качестве специалистов третьх лиц, является надлежащим исполнением спорной обязанности.
С приведенными доводами судебная коллегия не соглашается.
Из представленных в дело доказательств – справки Ростехнадзора от 27.10.2022 (т. 1 л.д. 91-98), представления прокурора №7-01-2022 следует, что в качестве выявленного нарушения, указанного в пункте 101 представления прокурора, указывается нарушение ответчиком пунктов 13.2, 2.6.4, 2.6.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24..03.2003 № 115.
В соответствии с пунктом 2.6.5 указанных Правил диагностические работы на тепловых энергоустановках могут выполняться специализированными организациями. При проведении работ используются соответствующие средства измерений, методики и программы. Средства измерений должны соответствовать требованиям действующих нормативно-технических документов.
Методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора.
В силу пункта 13.2. указанных Правил техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчетный ресурс, проводится специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу.
В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.09.2017 № 10-00-12/2529 под специализированной организацией можно понимать организацию, для которой рассматриваемый вид деятельности является основаным. Специализированная организация должна иметь матерально-техническую базу, средства контроля измерения, необходимые для выполнения соответствующих работ. Персонал специализированной организации должен быть аттестован, пройти проверку знаний, а также иметь соответствующее образование и опыт работы по специальности. Техническое диагнстирование отработавшего расчетный срок службы оборудования необходимо выполнять в соответствии с действующими нормативно-техничскими документами в соответствующей области.
При проведении технического диагностирования водогрейных котлов, отработавших расчетный срок службы необходимо руководствоваться положениями РД 34.17.435-95 Методических указаний «Техническое диагностирование котлов с рабочим давлением до 4,0 МПа включительно», а при проведении технического диагностирования тепловых сетей, отработавших расчетный срок службы использовать положения СО 153-34.17.464-2003 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов II, III, IV категорий, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 275.
В соответствии с положениями приведенных выше РД 34.17.435-95, СО 153-34.17.464-2003 техническое диагностирование котла, отработавшего назначенный срок службы, техническое диагностирование трубопровода, отработавшего срок службы, включает, в том числе использование неразрушающих методов контроля и исследования свойств материалов элементов.
Контроль неразрушающими методами должны проводить специалисты, аттестованные в соответствии стребованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. 6.1 СДАНК-01-2020 «Правил аттестации и основных требованний к лабораториям неразрушающего контроля», утв. решением наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия от 29.12.2020 № 99-БНС, лаборатория неразушающего контроля должна иметь аттестованный в независимых органах по аттестации персонала системы неразрушающего контроля (НК) персонал, имеющий соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необходимые для выполнения работ по НК (аттестация персонала в совокупности включает все виды (методы) и объекты НК, которые закреплены за лабораторией и входят в область ее аттестации. С учётом изложенного для проведения диагностирования с использованием метода неразрушающего контроля котлов и трубопроводов требуется персонал, аттестованный в соответствии с характером и объемом выполняемых работ.
Вопреки доводам аппелляционной жалобы, представленные ответчиком акты технического диагностирования оборудования котельных и тепловых сетей, не подтверждают выполнение пункта 13.2 Правил технического диагностирования оборудования специализированной организацией в объеме, установленном нормативно-технической документацией.
При таких обстоятельствах, с учетом выявленных нарушений технической эксплуатации котельных, ставящих под угрозу безаварийное теплоснабжение в отопительный период, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованно удовлетворены, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 марта 2024 года отменить в части удовлетворения требований Прокурора Богучанского района Красноярского края о возложении обязанности провести перекладку участка тепловой сети протяженностью 85 метров от 19ТК15 до жилого дома №12 по улице Фестивальная в п.Пинчуга.
Принять отказ от исковых требований Прокурора Богучанского района Красноярского края к АО «КрасЭКо» в связи с исполнением обязанности провести перекладку участка тепловой сети протяженностью 85 метров от 19ТК15 до жилого дома №12 по улице Фестивальная в п.Пинчуга. В указанной части производство по исковым требованиям прокурора прекратить.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную АО «КрасЭКо» - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.М. Макарова
Судьи О.Г. Наприенкова
О.Б. Потехина
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 09 октября 2024 года