УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
26 сентября 2024 года г. Хабаровск
Судья Кировского районного суда г. Хабаровска ФИО5, рассмотрев жалобу защитника ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО2 № от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника жилищно-коммунальной службы № филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) (далее по тексту – ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО) ФИО1,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО2 №-ИЗ/12-16522-И/76-108 от ДАТА начальнику ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении норм трудового законодательства, предусмотренных пп. «г, з» п. 87 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»), п. 25 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 N 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами», п.п. 20, 46, 47, 52, 53, 209 Приказа Минтруда России от 09.12.2020 N 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте», а именно в том, что в журналах регистрации инструктажа на рабочем месте не указана информация о наименовании локального акта (локальных актов), в объеме требований которого проведен инструктаж по охране труда, а также указана неполная информация о дате рождения работника прошедшего инструктаж; карточки выдачи СИЗ ведутся ненадлежащим образом, на оборотной стороне всех карточек учета выдачи СИЗ не указаны номера сертификата или декларации соответствия выданных СИЗ; на транспортном средстве, находящимся в боксе отсутствуют специальные упоры (башмаки); в боксе гаража отсутствуют колесоотбойные устройства, отсутствует разметка для мест стоянки транспортных средств; на осмотровой канаве отсутствуют рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине предотвращающие падение транспортных средств; на осмотровой канаве не эксплуатируемой более одной рабочей смены отсутствуют переходные мостики или щиты.
В жалобе, поданной в Кировский районный суд г. Хабаровска, защитник ФИО3 просит постановление должностного лица, вынесенное в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на его незаконность, допущенные процессуальные нарушения, возможность назначения наказания в виде предупреждения. Указывает, что в постановлении должностного лица не указано, какие именно служебные обязанности ФИО1, как должностное лицо не исполнил надлежащим образом, в результате которых признан виновным в совершении административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие привлекаемого лица, при этом ФИО1 не был надлежащим образом уведомлен о его составлении. Вопрос о замене назначенного наказания на предупреждение не рассматривался.
Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотрено в отсутствие ФИО1 и его защитника ФИО3, должностного лица ГИТ в Хабаровском крае ФИО2, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Должностным лицом ГИТ в Хабаровском крае указанные требования закона при рассмотрении дела в полном объеме выполнены не были.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, которые устанавливают обязательные требования к обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда у работников, заключивших трудовой договор с работодателем, а также требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
В соответствии с пп. «г, з» п. 87 Правил при регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый), а также целевого инструктажа по охране труда указывается в том числе: число, месяц, год рождения работника, прошедшего инструктаж по охране труда; наименование локального акта (локальных актов), в объеме требований которого проведен инструктаж по охране труда.
Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н утверждены Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, которые устанавливают обязательные требования к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, включая определение потребности, организацию приобретения, выдачи, эксплуатации (использования), хранения, ухода (обслуживания) и вывода из эксплуатации.
В соответствии с п. 25 Правил выдача работникам и возврат ими СИЗ, выдача дерматологических СИЗ, смывающих средств фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ (в электронном или бумажном виде), рекомендуемый образец которой предусмотрен приложением N 2 к Правилам.
Приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н утверждены Правила по охране труда на автомобильном транспорте, которые устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта.
В соответствии с п.п. 20, 46, 47, 52, 53, 209 Правил при хранении транспортных средств во внерабочее время, транспортных средств, а также агрегатов, подлежащих ремонту или списанию, должны устанавливаться специальные противооткатные упоры, подставки и подкладки для исключения самопроизвольного перемещения транспортных средств и падения агрегатов (п. 20). Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения. Реборды могут иметь разрывы для установки домкратов, роликовых тормозных стендов. Тупиковые осмотровые канавы и эстакады со стороны, противоположной заезду транспортных средств, должны иметь стационарные упоры для колес заезжающих транспортных средств (колесоотбойные брусья). На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым канавам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка, а в помещениях вывешены предупреждающие знаки безопасности с поясняющей надписью "Осторожно! Возможность падения с высоты" (п. 46). Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м. Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве транспортных средств. Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны полностью перекрываться переходными мостиками или щитами (п. 47). Вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, обеспечивающие расстояние не менее 0,3 м от крайней точки транспортного средства до стены, либо до отступающего от стены конструктивно неподвижного элемента помещения (п. 52). Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места установки транспортных средств и границы проездов. Расстояние между двумя параллельно стоящими транспортными средствами должно позволять открывать двери кабины транспортных средств (п. 53). При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом: выключено зажигание или прекращена подача топлива; рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение; транспортное средство заторможено стояночным тормозом; под колесо грузового транспортного средства (автобуса) установлены не менее двух специальных упоров (башмаков) (п. 209).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании решения заместителя руководителя ГИТ в Хабаровском крае от ДАТА в отношении филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО проведена внеплановая выездная поверка соблюдения требований трудового законодательства.
В ходе проверки должностным лицом ГИТ в Хабаровском крае выявлены нарушения норм трудового законодательства, предусмотренных пп. «г, з» п. 87 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»), п. 25 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 N 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами», п.п. 20, 46, 47, 52, 53, 209 Приказа Минтруда России от 09.12.2020 N 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте», а именно в том, что в журналах регистрации инструктажа на рабочем месте не указана информация о наименовании локального акта (локальных актов), в объеме требований которого проведен инструктаж по охране труда, а также указана неполная информация о дате рождения работника прошедшего инструктаж; карточки выдачи СИЗ ведутся ненадлежащим образом, на оборотной стороне всех карточек учета выдачи СИЗ не указаны номера сертификата или декларации соответствия выданных СИЗ; на транспортном средстве, находящимся в боксе отсутствуют специальные упоры (башмаки); в боксе гаража отсутствуют колесоотбойные устройства, отсутствует разметка для мест стоянки транспортных средств; на осмотровой канаве отсутствуют рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине предотвращающие падение транспортных средств; на осмотровой канаве не эксплуатируемой более одной рабочей смены отсутствуют переходные мостики или щиты., о чем составлен акт от ДАТА и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДАТА.
Начальником ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО является ФИО1
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении начальника ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и привлечения его к ответственности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Как следует из представленных материалов протокол об административном правонарушении № от ДАТА в отношении ФИО1 составлен должностным лицом в его отсутствие, при этом в материалах дела отсутствовали сведения о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте его составления.
Из представленных материалов следует, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в адрес ФИО1 не направлялось. Имеющийся в материалах дела вызов на составление протоколов надлежащим извещением считаться не может, поскольку направлен в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО по электронной почте по месту работы ФИО1, доказательств получения уведомления о составлении протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности в материалах дела не имеется, по месту жительства ФИО1 извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не направлялось. Иных доказательств извещения лица, привлекаемого к ответственности о месте и времени составления протокола материалы дела не содержат.
Иных документов, подтверждающих факт вручения ФИО1 извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется, и судье в ходе рассмотрения дела не представлено.
Таким образом, на день составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 у должностного лица не имелось сведений о надлежащем его уведомлении, однако должностным лицом не были приняты меры к отложению и надлежащему уведомлению.
При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о соблюдении должностным лицом ГИТ в Хабаровском крае требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, и создании условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу инкриминируемого ему правонарушения.
Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, при том, что отсутствуют достоверные сведения о направлении его копии лицу, привлекаемому к административной ответственности, и не может быть использован при установлении вины ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения.
Из пункта 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными и повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В виду того, что протокол об административном правонарушении от 07 августа 2024 года составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, он в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, которая устанавливает запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Поскольку должностным лицом допущено существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления, то доводы жалобы по существу инкриминируемого ФИО1 правонарушения не подлежат оценке при настоящем разбирательстве.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считает невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельства, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО2 № от ДАТА, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО2 № от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника жилищно-коммунальной службы № филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) ФИО1 – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
Жалобу защитника ФИО3 считать удовлетворенной.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись)
Копия верна, Судья ФИО5
Решение в законную силу не вступило, подлинник вшит в материалы дела №, находящееся в Кировском районном суде г. Хабаровска.
Секретарь с/з ФИО4