дело № 33-2639/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 26 июля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: Председательствующего Обносовой М.В., судей областного суда Стус С.Н., Мальмановой Э.К., при секретаре Шафиевой Э.И., заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по апелляционной жалобе Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области на решение Черноярского районного суда Астраханской области от 7 июня 2017 года по иску прокурора Черноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области «Черноярская центральная районная больница», Агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области об устранении нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
установила:
Прокурор Черноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором указал, что в ходе проведенной проверки ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница» выявлены нарушения законодательства об охране здоровья детей, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В частности выявлено, что в педиатрическом отделении: 1) отсутствует приемно -смотровой бокс; 2) используется централизованное водоснабжение от инженерных сетей технического водопровода МУП МО «Черноярский район «Черноярское коммунальное хозяйство»; 3) во всех врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, процедурных и палатах отсутствует горячая вода; 4) для транспортировки готовых блюд используют эмалированные ведра, на которых отбита эмаль, что является нарушением Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 10.1.4., 5.1., 5.5., 14.12. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58. Прокурором района в адрес главного врача ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница» 12 сентября 2016 года внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья детей, о санитарно -эпидемиологическом благополучии населения. При проведении 8 февраля 2017 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области в Наримановском, Енотаевском и Черноярском районах плановой проверки установлено, что вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства до настоящего времени не устранены. Просил обязать ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница» устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в педиатрическом отделении -оборудовать приемно-смотровой бокс; обеспечить водой хозяйственно - питьевого назначения, соответствующей требованиям санитарных правил; обеспечить постоянную подачу горячей воды хозяйственно - питьевого назначения во все врачебные кабинеты, комнаты и кабинеты персонала, в туалеты, процедурные и палаты; не использовать для приготовления и хранения блюд эмалированную посуду. Представитель истца помощник прокурора района Мамцев М.Н. в судебном заседании уточнил исковые требования и просил обязать ГБУЗ АО «Черноярская районная больница» устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в педиатрическом отделении, а именно обеспечить постоянную подачу горячей воды хозяйственно - питьевого назначения во все врачебные кабинеты, комнаты и кабинеты персонала, в туалеты, процедурные и палаты. Представитель ответчика ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница» Вендеревский В.Д. в судебном заседании признал с учетом уточнения исковые требования в полном объеме. Представитель Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области при надлежащем извещении в судебное заедание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие. Решением Черноярского районного суда Астраханской области от 7 июня 2017 года исковые требования прокурора Черноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области «Черноярская центральная районная больница», Агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области об устранении нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворены. На ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница» возложена обязанность по устранению нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в педиатрическом отделении, а именно: обеспечить постоянную подачу горячей воды хозяйственно - питьевого назначения во все врачебные кабинеты, комнаты и кабинеты персонала, в туалеты, процедурные и палаты В апелляционной жалобе представитель Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что, возлагая ответственность на агентство, судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года № 583 – П «О Положении об определении структуры, компетенции, порядка формирования и срока полномочий органов управления государственными казенными и бюджетными учреждениями Астраханской области, порядка принятия ими решений, выступления от имени государственных казенного и бюджетного учреждений Астраханской области, порядка осуществления от имени Астраханской области функций и полномочий учредителя государственных бюджетного и казенного учреждений Астраханской области» агентство осуществляет функции и полномочия учредителя учреждения совместно с отраслевым органом (Министерством здравоохранения Астраханской области) в рамках компетенции, определяющими статус этих органов и указанным постановлением. Считают, что они являются не надлежащим ответчиком по настоящему иску. На заседание судебной коллегии представитель ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница» не явился. С учетом надлежащего извещения и в соответствии с требованиями статей 167, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав представителя Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области Воробьеву К.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Убушаеву А.П., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда. Удовлетворяя требования прокурора, районный суд исходил из того, что устранение нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в педиатрическом отделении необходимо возложить на ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница». Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством РФ, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей - инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно - курортное лечение детей. На основании ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно - эпидемиологического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. В силу ч. 1 ст. 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь. В соответствии со ст. 7 вышеназванного закона, государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Данное право также закреплено ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ст. 11 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц Согласно ст. 24 указанного закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу части 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2010 года № 58 были утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». П. 1.1 «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» (СанПин 2.1.3.2630-10) санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Ответственность за соблюдение требований настоящих санитарных правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц. Согласно п. 5.1. СанПин 2.1.3.2630-10 все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление лечебным учреждением возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник. Из п. 5.5. СанПин 2.1.3.2630-10 следует, что во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37 °С. В палатах, шлюзах при палатах умывальники устанавливаются в соответствии с заданием на проектирование. Судом установлено, что ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения, действующей на основании лицензии № ЛО 30-01 001509 от 30 мая 2016 года с приложениями № 0005722, 0005723, 0005724, 0005617, 0005616, 0005615, 0005614, 0005613. Из акта проверки № 13-03/17 от 16 февраля 2017 года с приложением № 5 от 8 февраля 2017 года; предписания заместителя начальника ТО Роспотребнадзора в Наримановском, Енотаевском и Черноярском районах № 13-03/130 от 16 февраля 2017 года об устранении нарушений в адрес главного врача ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница»; постановлений № 60 от 7 ноября 2016 года, № 22 от 16 февраля 2017 года, акта проверки № 13-03/23 от 2 июня 2017 года; показаний представителя истца, представителя ответчика, показаний специалиста следует, что в нарушение п.п. 5.1, 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в ГБУЗ «Черноярская ЦРБ» в педиатрическом отделении отсутствует горячая вода хозяйственно-питьевого назначения во всех врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, процедурных и палатах. Согласно пункту 13 Постановления Правительства Астраханской области от 25.12.2013 N 583-П «О Положении об определении структуры, компетенции, порядка формирования и срока полномочий органов управления государственными казенными и бюджетными учреждениями Астраханской области, порядка принятия ими решений, выступления от имени государственных казенного и бюджетного учреждений Астраханской области, порядка осуществления от имени Астраханской области функций и полномочий учредителя государственных бюджетного и казенного учреждений Астраханской области» к компетенции руководителя учреждения относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию высшего органа управления учреждением, в том числе: решение иных вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации, уставом учреждения, трудовым договором к компетенции руководителя учреждения. Постановлением минздрава Астраханской области от 10 января 2012 года № 2П утвержден Стандарт качества предоставления государственных услуг в здравоохранении на территории Астраханской области, из пункта 1 которого следует, что настоящий стандарт качества государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями здравоохранения Астраханской области, распространяется на услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями здравоохранения, устанавливая основные положения, определяющие качество государственных услуг. В разделе 4 указано, что для оказания услуги в сфере здравоохранения должны соблюдаться следующие основные требования, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения: наличие материально-технических ресурсов (техническое оснащение учреждения здравоохранения в соответствии с требованиями СанПиНов, СНиПов). Согласно пункту 3.6 Устава ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница» учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Пунктом 3.9 Устава предусмотрено, что Учреждение обязано эффективно использовать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, обеспечивать его сохранность и надлежащий учет, не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с нормальным износом и форс-мажорными обстоятельствами, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества, нести риск случайной гибели, порчи имущества. С учетом изложенного, в совокупности представленных доказательств и приведенными нормами права, судебная коллегия считает, что районный суд обоснованно пришел к выводу об устранении указанных выше нарушений непосредственно ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница». Довод апелляционной жалобы о том, что Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области не является надлежащим ответчиком, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку на агентство не возложена какая – либо обязанность по совершению каких – либо действий. Довод апелляционной жалобы о том, что агентство осуществляет функции и полномочия учредителя учреждения совместно с отраслевым органом (Министерством здравоохранения Астраханской области) в рамках компетенции, определяющими статус этих органов, также не может повлечь отмену решения суда, поскольку в данном случае обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в педиатрическом отделении возложена на ГБУЗ АО «Черноярская центральная районная больница». Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, определила: решение Черноярского районного суда Астраханской области от 7 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области – без удовлетворения.