Решение от 27.05.2019 по делу № 2а-4419/2019 от 27.02.2019

Дело № 2а-4419/2019 78RS0002-01-2019-001942-25

27 мая 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Никандровой С.А.,

при секретаре Меняйловой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Евтеева Д. В. к Межрайонной ИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Евтеев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика по начислению административному истцу задолженности по НДФЛ за 2015 год в размере 100 332 руб., за 2016 год – 175 272 руб., за 2017 год – 114 945 руб., а также пени на указанные суммы НДФЛ; принять меры по устранению нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца путем возложения на административного ответчика обязанности по прекращению начисления и списанию сумм ранее начисленных штрафных санкций в виде пени на суммы задолженностей по НДФЛ, а также запрета административному ответчику производить взыскание с Евтеева Д.В. НДФЛ за указанные периоды; взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины – 300 руб., расходы по оплате услуг представителя – 40 000 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые действия административного ответчика нарушают нормы действующего законодательства, а также его права и законные интересы.

Представитель административного истца Евтеева Д.В.Дрючина А.В., в судебное заседание явилась, требования административного искового заявления поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу – Овчинникова И.В., в судебное заседание явилась, требования не признала, представила возражения на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо УФНС по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки не представило, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Такая же обязанность установлена пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (подп. 1); от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (подп. 2).

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов.

В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок и сроки предоставления налогоплательщиками налоговой декларации установлены в статье 229 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей (пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как усматривается из представленных в материалы дела документов, 22.10.2018 Евтеевым Д.В. в Межрайонную ИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу были представлены: специальная декларация ; налоговые декларации по форме 3-НДФЛ 5 за 2015 год, 2 за 2016 год и 02 за 2017 год; уведомление об участии в иностранной организации Балтекс Кем ОЮ; уведомление о контролируемых иностранных компаниях Балтекс Кем ОЮ и КМ Коммерс ЛТД за 2016 и 2017 года с приложениями; пояснительная записка к уведомлению о контролируемых иностранных компаниях за 2016 и 2017 года; уведомление об открытии 20.09.2012 счета № в банке за пределами Российской Федерации (Сведбанк АС); а также отчеты о движении средств по счету (вкладу), открытому в банке за пределами Российской Федерации, за период 2015 – 2017 годов.

Налоговые декларации, представленные Евтеевым Д.В., содержали сведения о получении административным истцом следующего дохода: заработная плата, в связи с занятием должности директора в иностранной организации Балтекс Кем ОЮ, рег. , зарегистрированной в <адрес>, в которой Евтеев Д.В. имеет 100% долю участия; суммы выплат процентов за пользование заемными денежными средствами по договорам займа № 1 от 18.04.2014, № 2 от 20.06.2014, № 2017-1229/1 от 29.12.2017, заключенным между Балтекс Кем ОЮ (заемщик) и Евтеевым Д.В. (займодавец); оплаты по договору оказания маркетинговых услуг от компании Gretlex; доход от сдачи личного имущества в аренду; проценты по счету , начисленные банком Сведбанк АС.

Сумма налога, исчисленная Евтеевым Д.В. по налоговой декларации 3-НДФЛ за 2015 год, представленной 22.10.2018, составила 100 332 руб., по налоговой декларации 3-НДФЛ за 2016 год – 175 272 руб., по налоговой декларации 3-НДФЛ за 2017 год – 114 945 руб.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса (статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Таким образом обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возлагается на налогоплательщика с момента получения дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц.

Исходя из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что отдельные категории налогоплательщиков, согласно нормам статей 228 и 229 Налогового кодекса Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Нормами пункта 2.1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.

Взыскание налога на основании настоящего пункта не производится при соблюдении следующего условия: если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.

Статьей 4 Федерального закона № 140-ФЗ от 08.06.2015 «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» если иное не установлено частью 8 настоящей статьи, декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются: от административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае выявления факта нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации; от ответственности за налоговые правонарушения при условии, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, положения пункта 2.1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат указания на освобождение от налогообложения доходов физических лиц при условии представления налогоплательщиком специальной декларации в соответствии с Федеральным законом № 140-ФЗ от 08.06.2015 «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Доводы административного истца об отсутствии у административного ответчика права на начисление пени на исчисленные суммы налога на доходы физических лиц, также являются несостоятельными.

Так, в соответствии с нормами статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов

Согласно нормам статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (статьи 72 и 75).

Таким образом, пени не отождествляются с налоговыми санкциями и являются обеспечительной мерой, направленной на восстановление права государства на своевременное получение налоговых платежей. Пени являются составной и неотъемлемой частью налогового платежа в случае его несвоевременного внесения в бюджет. Взимание пени обуславливается только фактом просрочки уплаты налога и не требует соблюдения специальных процедур, предусмотренных для взыскания штрафов.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, принимая во внимание, что при получении налогооблагаемых доходов Евтеев Д.В. как налогоплательщик обязан уплачивать налог на доходы физических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, учитывая, что обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возлагается на налогоплательщика с момента получения дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц, суд приходит к выводу о законности совершенных Межрайонной ИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу действий по начислению и указанию на суммы налога, подлежащие уплате административным истцом за 2015 – 2017 года, правомерности начисления на указанные суммы налога пени, а также об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 150, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 17 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.

░░░░░    

                                    

/░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31 ░░░ 2019 ░░░░/

2а-4419/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Евтеев Денис Викторович
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №17 по Санкт-Петербургу
Другие
Управление ФНс по СПб
Суд
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Никандрова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
vbr.spb.sudrf.ru
27.02.2019Регистрация административного искового заявления
28.02.2019Передача материалов судье
01.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.04.2019Предварительное судебное заседание
27.05.2019Судебное заседание
31.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее