дело №а-508/2021
УИД 56RS0015-01-2021-000671-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 29 июля 2021 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Полтевой В.А.,
при секретаре Юдиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области к Радченко Д.В. о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области (далее по тексту - Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Оренбургской области, налоговый орган) обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Радченко Д.В., в обоснование иска ссылаясь на то, что на административного ответчика зарегистрировано транспортное средство - <данные изъяты>. Налоговым органом в отношении указанного автомобиля исчислен к уплате транспортный налог за 2015 год в размере 30 634 рубля. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 80094559 от 29 июля 2016 года с установленным в нем сроком уплаты налога, но добровольно налог не уплачен. В адрес Радченко Д.В. направлено требование об уплате налога и пени № 9781 от 15 декабря 2016 года. Сумма задолженности не погашена. Ранее Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Оренбургской области обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от 24 декабря 2020 года судебный приказ о взыскании с должника Радченко Д.В. был отменен, поскольку от последнего поступили возражения по его исполнению.
Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Оренбургской области просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу и пени в размере 30 766 рублей 75 копеек.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС РФ № 8 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении, адресованном суду, представитель административного истца указал, что просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Радченко Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. В судебном заседании 21 июля 2021 года против удовлетворения требований возражал. Не отрицая того обстоятельства, что за ним числился зарегистрированный в органах ГИБДД автомобиль <данные изъяты> года выпуска, административный ответчик указал, что данным автомобилем он не пользовался с 2008 года, так как тот требовал большого ремонта. Впоследствии автомобиль был разграблен, но снять его с учета он длительное время не мог, так как на него судебными приставами был наложен арест, который снят только в июле 2020 года. Сразу после этого он обратился в ГИБДД и снял указанный автомобиль с учета. Кроме этого, ссылался на то, что с 2008 года имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, однако, все уведомления и требования ему направлялись по адресу: <адрес>. Между тем, уведомления налоговой службы на объекты недвижимости, имеющиеся в его собственности, приходят ему по адресу его регистрации, задолженности по налогу на имущество у него нет. Считает, что налоговый орган не исполнил своих обязательств по направлению уведомлений и требований об уплате транспортного налога в адрес налогоплательщика, что является основанием для отказа в иске.
На основании ст.150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В судебном заседании установлено, что Радченко Д.В. в период с 03 марта 2007 года по 21 июля 2020 года являлся собственником автомобиля <данные изъяты> 1990 года выпуска.
Налоговым органом в отношении указанного транспортного средства исчислен к уплате транспортный налог за 2015 год в размере 30 634 рубля за год, исходя из расчета: 360,40 рублей (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 85 рублей (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев нахождения объекта в собственности в отчетном периоде).
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 80094559 от 29 июля 2016 года об уплате транспортного налога с установленным в нем сроком уплаты налога не позднее 01 декабря 2016 года. Однако, в указанные сроки налог не уплачен.
Подпунктом 1 п.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.1 ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются объектом налогообложения.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп.1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
На территории Оренбургской области налоговые ставки установлены Законом Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-III-ОЗ (в редакции от 20 апреля 2020 года) «О транспортном налоге».
В силу ст. 6 указанного Закона Оренбургской области в редакции Закона Оренбургской области от 21 октября 2014 года № 366/61-V-ОЗ, действующей в 2015 году, налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм - силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВТ) – 85, 00 рублей.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ в адрес Радченко Д.В. направлено требование № 97891 от 15 декабря 2016 года об уплате суммы транспортного налога за 2015 год в размере 30 634 рубля и пени в размере 132 рубля 75 копеек, со сроком уплаты до 02 февраля 2017 года. Указанная в требовании сумма задолженности не погашена.Факт направления уведомления и требования подтверждается реестрами отправки почтовой корреспонденции.
В административном исковом заявлении Межрайонной инспекцией ФНС России № 8 по Оренбургской области указано, что последняя обратилась в суд в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании с физического лица налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым данного пункта (в редакции, действующей на 15 декабря 2016 года), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, сумма взыскания со дня выставления административному ответчику последнего требования № 9781 от 15 декабря 2016 года превысила 3000 рублей, срок исполнения по требованию истек 02 февраля 2017 года, следовательно, инспекция в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ должна была обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога № 9781 от 15 декабря 2016 года, то есть не позднее 02 августа 2017 года.
Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Оренбургской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в марте 2017 года, судебный приказ вынесен 16 марта 2017 года, в пределах срока, установленного абзацем 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ. Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области от 24 декабря 2020 года данный судебный приказ отменен по заявлению должника Радченко Д.В.
Настоящее административное исковое заявление налоговым органом подано в суд 09 июня 2021 года, то есть в срок, установленный абзацем 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ (в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа). При этом, ранее судом требования МИФНС России №8 по Оренбургской области о взыскании с Радченко Д.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 год не рассматривались.
Вместе с тем, оценивая доводы административного ответчика о неполучении им налогового уведомления и требования об уплате транспортного налога, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Согласно п. 3 ст. 84 Налогового кодекса РФ изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Пункт 4 данной статьи предусматривает, что в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.
В судебном заседании установлено, что Радченко Д.В. с 14 апреля 2008 года и по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 31).
Вместе с тем, согласно материалам дела, налоговое уведомление и требование об уплате транспортного налога за 2015 год направлялись административному ответчику по адресу: <адрес> (л.д. 12-15).
Таким образом, налоговое уведомление и требование об уплате налога в адрес налогоплательщика Радченко Д.В. по месту его жительства не направлялись.
Доказательств направления налоговым органом административному ответчику по месту его жительства налогового уведомления и требования об уплате налога в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, доводы административного истца о том, что административный ответчик не сообщил налоговому органу о смене регистрации по месту жительства, судом отклоняются как несостоятельные.
Установив отсутствие факта направления в адрес административного ответчика налогового уведомления, суд приходит к выводу, что у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога, в связи с чем налоговый орган не вправе был направлять требования об уплате налога.
Направление налогового уведомления по иному адресу признается ненадлежащим исполнением обязанности по их направлению.
Данный вывод в полной мере согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О, согласно которым в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
При этом в соответствии с абзацем вторым ст. 52 и пунктом 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требование об уплате налога) может быть передано руководителю организации, ее законному или уполномоченному представителю, физическому лицу, его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление (налоговое требование) вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неисполнением обязанности налогового органа по направлению налогового уведомления и требования суд приходит к выводу о том, что у налогового органа не возникло право на обращение в суд по вопросу взыскания с Радченко Д.В. недоимки по транспортному налогу, а у Радченко Д.В. отсутствовала обязанность сообщить в МИФНС России № 8 по Оренбургской области сведения об изменении места жительства, поскольку на налогоплательщиков - физических лиц законом не возложена обязанность по уведомлению налогового органа об изменении своего места жительства при существующем едином на всей территории Российской Федерации учете налогоплательщиков.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Оренбургской области к Радченко Д.В. о взыскании обязательных платежей в общей сумме 30 766 рублей 75 копеек надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст.175-180, ст.290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области в удовлетворении административных исковых требований к Радченко Д.В. о взыскании обязательных платежей в общей сумме 30 766 рублей 75 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий : Полтева В.А.
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2021 года.
Председательствующий : Полтева В.А.