Решение по делу № 2а-716/2019 ~ M-654/2019 от 30.09.2019

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-716/2019

Именем Российской Федерации

29 октября 2019 года                                               г.Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретаре Олифиренко В.Ю.,

с участием:

представителей административного истца Акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» Пчицкой Т.Ю. и Сусорова И.Е.,

представителя административных ответчиков: Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и Прокуратуры Ленинградской области – старшего помощника Бокситогорского городского прокурора Смирнова И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление    Акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» о признании незаконным представление Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Ленинградская областная электросетевая компания» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным представление Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ .

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Прокуратура Ленинградской области и Бокситогорский городской прокурор Ермаков А.А.

     В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «ЛОЭСК» поступил запрос Бокситогорской городской прокуратуры за исх. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с исполнением задания прокуратуры <адрес> №     от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки соблюдения законодательства, регламентирующего функционирование и обеспечение безопасности объектов электросетевого хозяйства, а также соблюдение прав потребителей, о предоставлении информации за период 2017-2019 гг.

АО «ЛОЭСК» предоставило запрашиваемую информацию письмом за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе перечень электросетевых объектов, принадлежащих АО «ЛОЭСК», расположенных на территории Бокситогорского муниципального района <адрес>, в состав которого входят линии электропередачи напряжением до 35 киловольт (кВ), а также связанные с ними трансформаторные подстанции.

ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛОЭСК» получило решение исх. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) Бокситогорской городской прокуратуры о проведении проверки АО «ЛОЭСК» по вопросу обеспечения законности в сфере собственности, а также запрос исх. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о представлении информации о техническом состоянии закрытой трансформаторной подстанции РУ 6 кВ ЗТП 6/0,4 «Каньон» (камера КСО-298 с BE) с приложением договора купли-продажи, столбовой трансформаторной подстанции артскважин 8 шт. (СТП-6/0,4-8 шт., трансформатор), комплектной трансформаторной подстанции наружного типа артскважин 3 шт. КНТП 6/0,4.

АО «ЛОЭСК» предоставило запрашиваемые документы письмом исх. ог ДД.ММ.ГГГГ.

29.08.2019 АО «ЛОЭСК» получило представление от 23.08.2019 об устранении нарушений федерального законодательства. По мнению Прокуратуры, АО «ЛОЭСК» нарушило требования ч.    1 ст. 131 ГК РФ, ч.6 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку не осуществило регистрацию права собственности и не поставило на кадастровый учет линии электроснабжения, принадлежащие АО «ЛОЭСК» и расположенные на территории Бокситогорского муниципального района, и представляющие собой сооружение технологически и функционально связанной линейной строительной системы, предназначенной для выполнения производственных процессов.

Представлением Прокуратура также требует от АО «ЛОЭСК»: рассмотреть представление безотлагательно с обязательным уведомлением о принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих: рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности с представлением в копии решения о наказании в Бокситогорскую городскую прокуратуру.

АО «ЛОЭСК» считает Представление незаконным, нарушающим права и законные интересы АО «ЛОЭСК», подлежащим отмене, указывая, что прокуратура неправомерно и ошибочно относит линии электроснабжения к «сооружениям» в понятии Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которые требуют регистрации права собственности как объекты недвижимого имущества, так как в целях исполнения Технического регламента линии электропередач относятся к сетям инженерно-технического обеспечения - совокупностью различных отдельных сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений. По положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам. Отнесение Прокуратурой линий электропередачи исключительно к сооружениям неправомерно, противоречит названным нормам права и основано на ошибочном толковании законодательства. Линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, составляют единый функциональный комплекс и входят в состав единого линейного объекта, т.е. являются сложной вещью (ст.134 ГК РФ).

Довод Прокуратуры о необходимости регистрации прав собственности на линии электропередачи, как объекты недвижимости, противоречит фактическим обстоятельствам и действующему законодательству РФ, поскольку линии электропередачи относятся к линейным объектам (ст. 1 ГрК РФ), при определении к какому виду имущества следует относить линейные объекты, в частности линии электропередачи, следует обратиться к порядку ввода таковых в эксплуатацию. Линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, т.е. с получением разрешения на ввод в эксплуатацию, - с большой вероятностью относятся к недвижимости. Согласно позиции Минэкономразвития линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, не являются недвижимостью и признаются объектами движимого имущества (письмо Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847, копия прилагается под № 10). В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо разрешение на строительство. Вместе с тем, п. 5 ч. 17 ГрК РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Согласно ст. 1 Закона Ленинградской области от 18.05.2012 № 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области» не требуется получение разрешения на строительство для осуществления, в том числе, строительства линий электропередачи напряжением до 35 киловольт (кВ), а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Постановления от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» линии электропередачи, классом напряжения до 35 кВ, как и трансформаторные подстанции, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, входят в указанный перечень.

Таким образом, поскольку действующим законодательством РФ не требуется разрешение на строительство вышеуказанных электросетевых объектов (линий электроснабжения), не предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, линии электропередачи напряжением до 35 киловольт (кВ), а также связанные с ними трансформаторные подстанции, относятся к движимому имуществу, государственная регистрация прав на которое не производится.

На основании вышеизложенного, АО «ЛОЭСК» не нарушало требования ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 6 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку электросетевые объекты, а именно линии электропередач напряжением до 35 кВ, принадлежащие АО «ЛОЭСК», расположенные на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, являются движимым имуществом, государственная регистрация прав на которое не производится.

Также указывают, что не могут быть достаточным доказательством в качестве обоснования позиции Прокуратуры письма ФНС, Минфина и Минпромторга России, поскольку они носят информационно-справочный характер, не содержат положений, препятствующих непосредственному применению нормативных правовых актов, не являются официальным разъяснением законодательства. Указанная в Представлении судебная практика также не подтверждает позицию Прокуратуры о признании линий электропередач недвижимым имуществом, обстоятельства рассмотренных судами дел отличны от обстоятельств настоящего спора.

В тарифе на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области не предусматриваются расходы на государственную регистрацию прав объектов электросетевого хозяйства напряжением до 35 киловольт (кВ).

Не согласны также с требованием Прокуратуры рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности поскольку привлечение к дисциплинарной ответственности является исключительной прерогативой работодателя.

На основании вышеизложенного, ссылаясь на статьи 130, 131, 133, 134, 209 ГК РФ, ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 26 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 192 ТК РФ, ст. ст. 1, 15, 17, 51 ГрК РФ, истец просит:

Признать представление от 23.08.2019 Бокситогорской городской прокуратуры Ленинградской области незаконным и отменить.

Взыскать с Бокситогорской городской прокуратуры Ленинградской области в пользу АО «ЛОЭСК» сумму оплаченной государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Административным ответчиком – Бокситогорским городским прокурором Ермаковым А.А. представлен в суд отзыв на административное исковое заявление, согласно которого просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции прокурор указывает, что в рамках проведенной проверки установлено, что у АО «ЛОЭСК» в распоряжении на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области имеется 810 объектов электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, линии электропередач (ВЛ, КЛ), иное оборудование). По результатам изучения представленных АО «ЛОЭСК» документов (перечень электросетевых объектов, принадлежащих АО «ЛОЭСК», расположенных на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области) установлено, что линии электроснабжения, принадлежащие АО «ЛОЭСК» и расположенные на территории Бокситогорского муниципального района, не поставлены на кадастровый учет как сооружения, право собственности не зарегистрировано.

Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131, 133.1 Гражданского кодекса РФ, п. 10, п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса, п. 6, п.20, п. 21, п. 23 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указывает, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, ссылаясь на ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указывает, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

Сети и линии электроснабжения могут быть отнесены к недвижимым только в случае, когда такие объекты создавались как объекты недвижимости для самостоятельного использования, и при отсутствии данных свойств права на них не могут быть зарегистрированы даже при наличии физических характеристик и наличии элементов, обеспечивающих прочную связь с землей.       Из изложенного следует, что объектами недвижимости могут считаться сети и линии электроснабжения в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс.

         Градостроительный кодекс РФ относит линии электропередачи к линейным объектам также как линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п.10.1 ст.1 ГрК РФ). Для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.        Документом, дающим право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, является разрешение на строительство (ст.51 ГрК РФ). При этом данной нормой установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.       Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлен перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории – это строительство, реконструкция линейных объектов, обеспечивающих подключение объектов капитального строительства к существующим электрическим сетям, сетям инженерно-технического обеспечения, при условии, что такое подключение не требует строительства или реконструкции существующих сетей и линейные объекты удовлетворяют ряду требований (для линий электропередач – класс напряжения до 35 кВ включительно, расстояние до присоединяемых энергопринимающих устройств не более 300 м в городах и не более 500 м в сельской местности; электрическая сеть размещается внутри одного квартала, микрорайона).

       Согласно имеющихся материалов дела значительная часть линий электропередач, находящихся в эксплуатации АО «ЛОЭСК» на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, имеет протяженность свыше вышеуказанных расстояний.

        Исходя из содержания понятия сооружения усматривается, что линейное сооружение – это совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, и при этом соединенных сетями (кабелями), являющимися движимым имуществом. Электрические сети, принятые в эксплуатацию в составе основного объекта, как пример: многоквартирный жилой дом, представляют собой лишь часть сооружения для обеспечения функционирования – электроснабжения - основного объекта недвижимости.       Для признания имущества недвижимым как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Государственному кадастровому учету подлежат объекты недвижимости как категория гражданского права,имеющие индивидуально-определенные характеристики и самостоятельное функциональное назначение.

      Прокурор указывает, что указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и подтвержден в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ЭС14-7970, согласно которой подобные объекты могут быть отнесены к недвижимым только в случае, когда такие объекты создавались как объекты недвижимости для самостоятельного использования, и при отсутствии данных свойств права на них не могут быть зарегистрированы даже при наличии физических характеристик и наличии элементов, обеспечивающих прочную связь с землей.

        Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу (п.1 раздела 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2016) от ДД.ММ.ГГГГ). О единстве единого недвижимого комплекса свидетельствует технологическая и физическая взаимосвязанность всех элементов комплекса.      Объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередач, воздушными линиями и т.п., составляющим единый функциональный комплекс.

       Как установлено в ходе проведенной проверки и подтверждается материалами дела АО «ЛОЭСК» зарегистрировано прав собственности и поставлены на кадастровый учет 91 объект электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, распределительные пункты). Данные объекты являются функционально и технологически связанными с линиями электропередач в целях выполнения производственных процессов (преобразование (снижение) напряжения электрического тока до нормативных показателей и его транзит до конечного потребителя). Таким образом, линии электроснабжения в совокупности со всеми устройствами, в том числе, трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередач, принадлежащие АО «ЛОЭСК», и расположенные на территории Бокситогорского муниципального района, представляют собой единый функциональный комплекс, являются сооружением технологически и функционально связанной линейной строительной системы, предназначенной для выполнения вышеуказанных производственных процессов.

        По вопросу законности требований прокурора о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, указывает, что данное требование соответствует п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", и не требует в императивном порядке привлекать виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, оставляя данное право за работодателем.

Представители административного истца - Акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» Пчицкая Т.Ю. и Сусоров И.Е. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков: Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и Прокуратуры Ленинградской области – старший помощник Бокситогорского городского прокурора Смирнов И.А. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

      Исследовав доказательства, представленные суду в письменной форме, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона вносит представление об устранении нарушений закона, по которому в соответствии со статьей 24 (пункт 1) указанного Закона должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Поскольку за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц, то представление прокурора, внесенное им в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, подлежит оспариванию в порядке, определенном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Бокситогорским городским прокурором на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка АО «ЛОЭСК» по вопросу обеспечения законности в сфере собственности (в части соблюдения требований законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества – объектов электросетевого хозяйства).

По результатам проведенной проверки в АО «ЛОЭСК» Бокситогорским городским прокурором Ермаковым А.А. было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства, из которого следует, что в рамках проведенной проверки установлено, что у АО «ЛОЭСК» в распоряжении на территории Бокситогорского муниципального района <адрес> имеется 810 объектов электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, линии электропередач (ВЛ,КЛ), иное оборудование), однако линии электроснабжения, принадлежащие АО «ЛОЭСК» и расположенные на территории Бокситогорского муниципального района, не поставлены на кадастровый учет, как сооружения, право собственности не зарегистрировано, чем допущено нарушение ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

АО «ЛОЭСК» предписано: безотлагательно рассмотреть названное представление, в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме в установленный срок, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных в сложившейся ситуации лиц, копию решения о наказании представить в прокуратуру. Рассмотреть настоящее представление с участием Бокситогорского городского прокурора, уведомив его о дате и времени рассмотрения заблаговременно.

АО «ЛОЭСК» обратилось в суд с настоящим административным иском указывая, что считает представление Бокситогорского городского прокурора незаконным, прокуратура неправомерно и ошибочно относит линии электроснабжения к «сооружениям» в понятии Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которые требуют регистрации права собственности как объекты недвижимого имущества, так как линии электропередач относятся к сетям инженерно-технического обеспечения - совокупностью различных отдельных сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, составляют единый функциональный комплекс и входят в состав единого линейного объекта, т.е. являются сложной вещью (ст.134 ГК РФ).

Как установлено судом, не оспаривается сторонами, подтверждается Перечнем электросетевых объектов, принадлежащих АО «ЛОЭСК», расположенных на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, в распоряжении АО «ЛОЭСК» на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области имеется 810 объектов электросетевого хозяйства (распределительные пункты, трансформаторные подстанции, линии электропередач (ВЛ, КЛ), иное оборудование), АО «ЛОЭСК» зарегистрировано право собственности и поставлены на кадастровый учет 91 объект электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, распределительные пункты), линии электроснабжения, принадлежащие АО «ЛОЭСК» и расположенные на территории Бокситогорского муниципального района, не поставлены на кадастровый учет как сооружения, право собственности на них не зарегистрировано.

Согласно п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, согласно ч. 6 данной статьи государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

    В соответствии со ст. 133.1. ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); в соответствии с п. 10.1 ст. 1 линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

     Соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

п. 6     здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

п. 20 - сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

п. 21 - система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

п. 23 - сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 18.05.2012 N 38-оз "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области", принятого в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ, к случаям, не требующим получения разрешения на строительство, (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством) отнесено осуществление строительства линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.

Таким образом, с учетом совокупности вышеуказанных положений,     линии электроснабжения лишь в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, а как отдельная составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу, возможность использования линий электропередач без присоединения их к трансформаторной подстанции, правовой статус которой как объекта недвижимости не оспаривается, невозможно, при том, что право собственности на трансформаторные подстанции и распределительные пункты зарегистрировано у истца в установленном законом порядке. Также суд полагает необходимым отметить, что законом не предусмотрены временные ограничения для регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества.

Письма ФНС, Минфина и Минпромторга России, на которые прокурор ссылается в своем представлении не могут быть достаточным доказательством в качестве обоснования позиции прокуратуры, поскольку носят информационно-справочный характер, не содержат положений, препятствующих непосредственному применению нормативных правовых актов, не являются официальным разъяснением законодательства.

Таким образом АО «ЛОЭСК» не нарушало требования ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем представление прокурора является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же кодекса.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103 поименованного кодекса).

Истцом АО «ЛОЭКС» при подаче административного искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 20901 от 24.09.2019.

      Действующее процессуальное законодательство, предметом которого является, в том числе и регулирование вопросов о распределении судебных расходов, не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Поскольку исковые требования АО «ЛОЭСК» признаны судом подлежащими удовлетворению, суд считает необходимым взыскать с Прокуратуры Ленинградской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца понесенные административным истцом судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать представление № 7-29/19 от 23.08.2019 Бокситогорской городской прокуратуры Ленинградской области незаконным и отменить.

Взыскать с Прокуратуры Ленинградской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу АО «ЛОЭСК» сумму оплаченной государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 01 ноября 2019 года.

Судья:

2а-716/2019 ~ M-654/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "ЛОЭСК"
Ответчики
Прокуратура Ленинградской области
Бокситогорский городской прокурор Ермаков А.А.
Бокситогорский городской прокурор
Суд
Бокситогорский городской суд
Судья
Пименова Арина Геннадиевна
30.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.10.2019[Адм.] Передача материалов судье
02.10.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
15.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2019[Адм.] Судебное заседание
01.11.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020[Адм.] Дело оформлено
05.03.2020[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее