УИД: 39RS0002-01-2024-001878-11
гражданское дело № 2-3193/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калининград 5 сентября 2024 года
Центральный районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Вирюкиной К.В.,
при секретаре Вагиной В.К.,
с участием истца Черныша А.А. путем использования систем видеоконференц-связи,
представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, третьего лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Шабаршиной Ю.В.,
представителя третьего лица Западного линейного управления МВД России на транспорте Сарапий И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черныша А.А. к ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Черныш А.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к УФСИН России по Калининградской области, в котором просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 180 000 руб., причиненного незаконным содержанием под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период с < Дата > по < Дата >.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с < Дата > по < Дата > содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области по инициативе СО ЛОВД на станции г. Калининград по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228-1 УК РФ. Однако по сообщению Московского районного суда г. Калининграда постановление об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу не выносилось, на основании чего приходит к выводу, что содержался в следственном изоляторе незаконно, что в свою очередь причинило ему нравственные и физические страдания.
В дальнейшем к участию в деле в качестве третьих лиц привечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Западное линейное управление МВД России на транспорте, в качестве соответчика – ФСИН России.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи истец Черныш А.А. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, третьего лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Шабаршина Ю.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку отсутствуют основания к возмещению вреда.
Представитель третьего лица Западного линейного управления МВД России на транспорте Сарапий И.А. в судебном заседании также просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на отсутствие доказательств нарушения законных прав и интересов истца, связанных с незаконным содержанием под стражей, привлечением к уголовной ответственности, влекущих приобретение права на реабилитацию.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив представленные в нем доказательства, суд приходит к следующему.
На основании статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В тоже время, в силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Действующим гражданским законодательством предусмотрена компенсация вреда, причиненная гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению (ст. 1069 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу (п. 2 ст. 1070 ГК РФ).
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Как установлено судом, в период с < Дата > по < Дата > Черныш А.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области.
По сообщению ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Черныш А.А. арестован < Дата > ЛОВД на станции Калининград по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч 1 ст. 228-1 УК РФ, в период с < Дата > по < Дата > содержался в следственном изоляторе, после чего < Дата > освобожден по постановлению старшего следователя СО при ЛОВД на станции Калининград от < Дата >, мера пресечения в виде заключения под стражу изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Поскольку согласно адресованному Чернышу А.А. ответу Московского районного суда г. Калининграда от < Дата > постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу от < Дата > данным судом в отношении Черныша А.А. не выносилось, последний полагает, что содержание его в период с < Дата > по < Дата > в условиях изоляции от общества является незаконным.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется исключительно по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений.
Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
< Дата > в СО Западного ЛУ МВД России на транспорте возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, в отношении Черныша А.А.
< Дата > предварительное следствие по уголовному делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, < Дата > уголовное дело № прекращено по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, < Дата > уголовное дело в составе комиссии уничтожено на основании ст. 433 приказа МВД России № 655 от 30.06.2012 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации с указанием сроков их хранения».
По сообщению ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области личное дело Черныша А.А., которое должно содержать постановление, на основании которого истец помещен в следственный изолятор, как не имеющее научно-исторической ценности и утратившее практическое значение уничтожено согласно срокам хранения.
Таким образом, длительность обращения истца с момента нарушения, по его мнению, прав (с 2008 года) создала такую ситуацию, когда материалы уголовного дела, личного дела истца уничтожены за истечением срока хранения, что не позволяет суду проверить законность действий должностных лиц, связанных с содержанием истца под стражей.
Кроме того, исковые требования заявлены истцом к УФСИН России по Калининградской области со ссылкой на незаконность действий его должностных лиц по содержанию под стражей, ходатайств о привлечении иных лиц в качестве ответчиков Черныш А.А. не заявлял, о нарушении его прав иными лицами в судебном заседании на вопросы суда не сообщал.
Поскольку факта совершения неправомерных действий (бездействия) в отношении истца и нарушений его прав судом в ходе рассмотрения дела со стороны сотрудников ФСИН России не установлено, то основания для возмещения ЧернышуА.А. какого-то ни было вреда отсутствуют, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
исковые требования Черныша А.А. к ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись К.В. Вирюкина
Мотивированное решение составлено 19 сентября 2024 года.