Производство № 2а-715/2021
УИД 44RS0026-01-2021-001077-96
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2021 г. г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе судьи Гаевый Д.Д., при секретаре Смуровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску УФНС России по Костромской области к Драпака А.В. о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
УФНС России по Костромской области обратилось в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что Драпака А.В. состоит на налоговом учете в УФНС России по Костромской области в качестве налогоплательщика. По данным ЕГРН ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС по г.Костроме с 20.02.2009, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 09.11.2020. С 25.02.2009 ответчик зарегистрирован УПФ РФ по г.Костроме в качестве страхователя в территориальном органе ПФ РФ и на основании этого являлся плательщиком страховых взносов. Начисление и расчет задолженности по страховым взносам до 01.01.2017 страхователю Драпака А.В. регулируется нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Поскольку с 01.01.2017 полномочия по администрированию стра[овых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органом (соответствующие изменения внесены в НК РФ и отельные законодательные акты Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ м № 250-ФЗ) взыскание задолженности по страховым взносам осуществляется в судебном порядке последними по общим правилам НК РФ. Страхователю начислены страховые взносы в сумме 17 326,33 руб. подлежащие взысканию, в т.ч.: 1 296,29 руб. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. (за 2011 г.) по сроку уплаты 01.01.2017; 2 821,93 руб. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. (за 2012 г.) по сроку уплаты 01.01.2017; 3 185,46 руб. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. (за 2013 г.) по сроку уплаты 01.01.2017; 3 399,05 руб. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. (за 2014 г.) по сроку уплаты 01.01.2017; 4 876,75 руб. пеня на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. по сроку уплаты 01.01.2017; 301,77 руб. пеня на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г., расчет за период 17.06.2019 – 04.09.2020 на недоимку за 2017 и 2018 год; 1 445,08 руб. пеня на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ПФ РФ за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г., расчет за период 17.06.2019 – 04.09.2020 на недоимку за 2017 и 2018 год. Данные по взносу и пени начисленные до 01.01.2017 были начислены ПФ РФ и были переданы в налоговый орган свернутым сальдо на дату 01.01.2017 в карточке расчетов с бюджетом. В связи с тем, что в установленные сроки задолженность не уплачена были выставлены требования от 19.04.20211 № 05402611ТН0020426, от 16.03.2012 № 05402612ТН0006144, от 20.03.2013 № 05402613ТН0018063, от 12.03.2014 № 05402614ТН0018710, от 11.02.2015 № 05402615ТН0011595, от 21.03.2016 № 054S01160019275, от 14.09.2016 № 054S1160056058, от 05.09.2020 № 69956. После выставления требований, налоговый орган в соответствии со ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика и в соответствии со ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика не выставлял. Таким образом, Драпака А.В. признается плательщиком страховых взносов и обязан уплатить задолженность в сумме 17 326,33 руб. До настоящего времени сумма задолженности в бюджет не поступала. Сроки, установленные п.2 ст. 48 НК РФ для обращения в суд за взысканием задолженности по требованиям от 19.04.20211 № 05402611ТН0020426, от 16.03.2012 № 05402612ТН0006144, от 20.03.2013 № 05402613ТН0018063, от 12.03.2014 № 05402614ТН0018710, от 11.02.2015 № 05402615ТН0011595, от 21.03.2016 № 054S01160019275, от 14.09.2016 № 054S1160056058, от 05.09.2020 № 69956, истекли соответственно 01.10.2013, 24.09.2014, 15.04.2020 (добровольный срок уплаты требований, где сумма превысила 3 000 руб. + 6 мес.). Просят восстановить срок на обращение в суд с административным иском и рассмотреть данный вопрос по существу, поскольку налоговым органом пропущен срок подачи на выдачу заявления о вынесении судебного приказа по техническим причинам, в связи со сбоем компьютерной программы, и взыскать с Драпака А.В. задолженность в сумме 17 326,33 руб., в том числе: страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. в размере 10 702,73 руб.; пени на страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г.в размере 4 876,75 руб.; пени на страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.в размере 301,77 руб.; пени на страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в размере 1 445,08 руб.
В судебное заседание административный истец УФНС России по Костромской области своего представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Административный ответчик Драпака А.В., извещенный о рассмотрении дела по адресу его регистрации: г.Кострома, мкр. Паново, д. 14а, кВ. 99, подтвержденному сведениями из Управления по вопросам миграции УМВД России по Костромской области, в суд не явился.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, Драпака А.В. состоит на налоговом учете в УФНС России по Костромской области в качестве налогоплательщика. По данным ЕГРН ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС по г. Костроме с 20.02.2009, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 09.11.2020. С 25.02.2009 ответчик зарегистрирован УПФ РФ по г.Костроме в качестве страхователя в территориальном органе ПФ РФ и на основании этого являлся плательщиком страховых взносов.
Начисление и расчет задолженности по страховым взносам до 01.01.2017 страхователю Драпака А.В. регулируется нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Поскольку с 01.01.2017 полномочия по администрированию стразовых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органом (соответствующие изменения внесены в НК РФ и отельные законодательные акты Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ м № 250-ФЗ) взыскание задолженности по страховым взносам осуществляется в судебном порядке последними по общим правилам НК РФ.
Страхователю начислены страховые взносы в сумме 17 326,33 руб. подлежащие взысканию, в т.ч.: 1 296,29 руб. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. (за 2011 г.) по сроку уплаты 01.01.2017; 2 821,93 руб. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. (за 2012 г.) по сроку уплаты 01.01.2017; 3 185,46 руб. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. (за 2013 г.) по сроку уплаты 01.01.2017; 3 399,05 руб. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. (за 2014 г.) по сроку уплаты 01.01.2017; 4 876,75 руб. пеня на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. по сроку уплаты 01.01.2017; 301,77 руб. пеня на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г., расчет за период 17.06.2019 – 04.09.2020 на недоимку за 2017 и 2018 год; 1 445,08 руб. пеня на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ПФ РФ за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г., расчет за период 17.06.2019 – 04.09.2020 на недоимку за 2017 и 2018 год. Данные по взносам и пени начисленные до 01.01.2017 были начислены ПФ РФ и были переданы в налоговый орган свернутым сальдо на дату 01.01.2017 в карточке расчетов с бюджетом.
В связи с тем, что в установленные сроки задолженность не уплачена, налогоплательщику Драпака А.В. были выставлены требования от 19.04.20211 № 05402611ТН0020426, от 16.03.2012 № 05402612ТН0006144, от 20.03.2013 № 05402613ТН0018063, от 12.03.2014 № 05402614ТН0018710, от 11.02.2015 № 05402615ТН0011595, от 21.03.2016 № 054S01160019275, от 14.09.2016 № 054S1160056058, от 05.09.2020 № 69956.
После выставления требований, налоговый орган в соответствии со ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика и в соответствии со ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика не выставлял. Задолженность составляет 17 326,33 руб.
До настоящего времени сумма задолженности в бюджет не поступала.
Сроки, установленные п.2 ст. 48 НК РФ, для обращения в суд за взысканием задолженности по требованиям от 19.04.20211 № 05402611ТН0020426, от 16.03.2012 № 05402612ТН0006144, от 20.03.2013 № 05402613ТН0018063, от 12.03.2014 № 05402614ТН0018710, от 11.02.2015 № 05402615ТН0011595, от 21.03.2016 № 054S01160019275, от 14.09.2016 № 054S1160056058, от 05.09.2020 № 69956 истекли соответственно 01.10.2013, 24.09.2014, 15.04.2020 (добровольный срок уплаты требований, где сумма превысила 3 000 руб. + 6 мес.).
В Димитровский районный суд г. Костромы с административным иском ИФНС России по г. Костроме обратилась 04.05.2021, т.е. по истечении установленного законном срока, одновременно истцом представлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, судом установлено, что на дату обращения 04 мая 2021 г. в Димитровский районный суд г. Костромы с административным исковым заявлением о взыскании недоимки с Драпака А.В. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено.
Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При данных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со ст. 59 НК РФ налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением срока на обращение в суд, данная задолженность признается безнадежной ко взысканию.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░