Дело № 2а-159/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«13» января 2021 года г. Челябинск
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Максимовой Н.А.
при секретаре Байбачиновой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес) к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по (адрес) (далее ИФНС России по (адрес)) обратилась в суд с административным иском ФИО1, в котором с учетом уточнения просила взыскать пени по транспортному налогу в размере 16 448 рублей 13 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 27 рублей 36 копеек (л.д. 2-3, 76-77).
В обоснование административного искового заявления истец указал, что административный ответчик являлся собственником транспортных средств и недвижимого имущества, и как следствие, плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, однако установленные законом обязанности по уплате налогов не исполнял. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленные сроки, ответчику начислены пени.
Представитель административного истца ИФНС по (адрес) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в том числе в порядке ч.8 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при обращении в суд просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 85, 103), просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 100), представил отзыв на административное исковое заявление, в котором против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на пропуск налоговым органом срока обращения в суд (л.д. 73).
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Калининского районного суда г. Челябинска, в связи с чем и на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит административный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Исходя из положений ст. ст. 12, 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам относится, в частности налог на имущество физических лиц, который устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
Согласно ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу положений ст. ст. 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в частности квартиры, иные здания, строения, сооружения, помещения.
В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 1 ст. 357, п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, при этом объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что в установленные ст. ст. 363, 409 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, обязанности по транспортного налога за 2013-2017 годы, уплате налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы ФИО1 не исполнены, несмотря на направление в его адрес налогового уведомления № от (дата) (л.д. 4), налогового уведомления № от (дата) (л.д. 6-7), налогового уведомления № от (дата) (л.д. 9-10), налогового уведомления № от (дата) (л.д. 12-13).
В связи с неисполнением указанных выше обязанностей в добровольном порядке, (дата) мировым судьей судебного участка № (адрес) выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1, в том числе транспортного налога за 2013-2014 годы в размере 24 302 рубля 62 копейки, пени в размере 684 рубля 76 копеек (л.д. 98).
Кроме того, (дата) мировым судьей судебного участка № (адрес) выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1, в том числе транспортного налога за 2015 год в размере 29 354 рубля, пени в размере 655 рублей 57 копеек, налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 71 рубль, пени в размере 01 рубль 59 копеек (л.д. 92).
(дата) мировым судьей судебного участка № (адрес) выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1, в том числе транспортного налога за 2016 год в размере 20 654 рубля, пени в размере 106 рублей 89 копеек, налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 135 рублей, пени в размере 69 копеек (л.д. 95).
(дата) мировым судьей судебного участка № (адрес) выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1, в том числе транспортного налога за 2016-2017 годы в размере 12 516 рублей, пени в размере 205 рублей 58 копеек, налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 55 рублей, пени в размере 90 копеек (л.д. 89).
В качестве одного из способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов нормы налогового законодательства предусматривают взыскание с налогоплательщика пени.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при этом требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено действующим законодательством (абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, налоговый орган своевременно выявил наличие у ФИО1 задолженности по уплате пени по транспортному налогу в размере 16 448 рублей 13 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 27 рублей 36 копеек, в связи с чем направил в адрес налогоплательщика требование № от (дата) об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), предоставив срок для добровольного исполнения указанного требования до (дата) (л.д. 15-16).
Также налоговый орган своевременно выявил наличие у ФИО1 задолженности по уплате пени по транспортному налогу в размере 70 рублей 89 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 00 рублей 08 копеек, в связи с чем направил в адрес налогоплательщика требование № от (дата) об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), предоставив срок для добровольного исполнения указанного требования до (дата) (л.д.26-27).
Факт направления в адрес налогоплательщика вышеуказанных требований подтверждается копиями соответствующих реестров заказной корреспонденции Филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в (адрес) и (адрес), Башкортостан, в (адрес) (л.д. 17, 28).
В добровольном порядке требования не исполнены.
В силу положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В пределах установленного абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока, (дата), ИФНС России по (адрес) обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 пени по транспортному налогу в размере 16 653 рубля 71 копейка, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 28 рублей 26 копеек (л.д.46-47), однако по заявлению ФИО1 (л.д. 50) судебный приказ (л.д. 51) был отменен мировым судьей (дата) (л.д. 35).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из указанных выше положений закона, налоговый орган должен был обратиться в суд в порядке административного искового производства не позднее (дата).
Настоящее административное исковое заявление подано в суд (дата), то есть в срок, установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о пропуске ИФНС России по Калининскому (адрес) установленного законом срока обращения в суд, основаны на ошибочно толковании и применении действующего налогового законодательства.
За несвоевременную уплату налогов истцом на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом ранее состоявшихся судебных постановлений указанных выше, начислены пени от суммы недоимки за каждый день просрочки по транспортному налогу за 2013 год за период с 02 декабря 2015 года по 27 декабря 2018 года в размере 564 рубля 10 копеек, по транспортному налогу за 2014 год за период со 02 декабря 2015 года по 14 февраля 2019 года в размере 6 944 рубля 10 копеек, по транспортному налогу за 2015 год за период с 13 марта 2017 года по 15 июля 2019 года в размере 6 696 рублей 14 копеек, по транспортному налогу за 2016 год за период со 21 декабря 2017 года по 15 июля 2019 года в размере 1 729 рублей 49 копеек, по транспортному налогу за 2017 год за период с 06 февраля 2019 года по 15 июля 2019 года в размере 514 рублей 30 копеек, всего 16 448 рублей 13 копеек (л.д. 20-25, 29-31).
За несвоевременную уплату транспортного налога истцом на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом ранее состоявшихся судебных постановлений указанных выше, начислены пени от суммы недоимки за каждый день просрочки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 13 марта 2017 года по 27 декабря 2018 года в размере 10 рублей 95 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 21 декабря 2017 года по 14 февраля 2019 года в размере 14 рублей 14 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 06 февраля 2019 года по 15 июля 2019 года в размере 02 рубля 27 копеек, всего 27 рублей 36 копеек (л.д. 18-20, 32).
Расчет пени ответчиком не оспорен, судом проверен и принимается как верный, указанные выше суммы пени, подлежат взысканию с ответчика в доход местного бюджета с учетом ч.1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая указанные выше положения закона, принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 659 рублей, исчисленная в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес) к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с ФИО1, (дата) года рождения, ур. (адрес), зарегистрированного по месту жительства по адресу: (адрес), в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес) пени по транспортному налогу в размере 16 448 рублей 13 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 27 рублей 36 копеек.
Взыскать с ФИО1, (дата) года рождения, ур. (адрес), зарегистрированного по месту жительства по адресу: (адрес), в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 659 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Н.А. Максимова
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2021 года
Судья Н.А. Максимова