дело №12-136/2017
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Рачковская Ю.В.
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2017 года в с.Выльгорт жалобу Штеюка И.П. на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 18 июля 2017 года,
установил:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 18.07.2017 Штеюк И.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Выражая несогласие с названными постановлением должностного лица Управления Россельхознадзора, Штеюк И.П. обратился в суд с жалобой, в которой поставил вопрос о его отмене, указав, что мелиоративный объект в виде осушительного канала ОС-22 ему не передавался, а равно оснований для возложения ответственности за нарушение эксплуатации этого канала не имеется. Также в жалобе лицо, в отношении которого вынесено постановление, указывает, что указанный в оспариваемом постановлении канал находится не на земельном участке Штеюка И.П. Кроме того, Штеюк И.П. находит недоказанным то обстоятельство, что осушительный канал, зарастание которого вменено ему в качестве административного правонарушения, не является в смысле действующего законодательства частью мелиоративной системы, а представляет собой придорожную канаву, не имеющую к мелиоративной системе «Ёль-сай» отношения.
В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Штеюк И.П. и его защитник Штеюк Н.С., допущенная к участию в деле по ходатайству Штеюка И.П., доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили об отмене состоявшегося акта должностного лица, дополнительно указав, что мелиоративная система «Ёль-сай» с 1972 года не реконструировалась, на сегодняшний день она нарушена и осушительный канал ОС-22 не выполняет свои функции.
Представители Управления Россельхознадзора по Республике Коми Савина М.Г. и Андарьянова Н.В., действующие на основании доверенностей, с доводами жалобы не согласились, указав, что исходя из предоставленных в материалы дела данных Департаментом мелиорации осушительный канал ОС-22 проходит вдоль земельных участков, собственником которых является Штеюк И.П., а равно в силу положения ст. 28 Закона «О мелиорации» Штеюк И.П. должен обеспечивать надлежащее состояние данного объекта мелиоративной системы.
Проверив дело, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Штеюк И.П., его защитника Штеюк Н.С., должностных лиц Управления Россельхознадзора, суд приходит к следующим выводам.
Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения влечет в соответствии с ч. 1 ст. 10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях наложение на граждан административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, Штеюк И.П., являясь собственником земельных участков, которым соответствуют кадастровые номера № и №, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, в нарушение требований ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 29 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», п. 2.2.4 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Минсельхозпродом России от 26.05.1998, не принял своевременных мер по расчистке мелиоративного канала от сорной и кустарниковой растительности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О мелиорации земель» (далее – Закон) мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорируемых землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов на мелиорируемых землях.
В судебном заседании установлено, что мелиоративная система «Ель-сай» представляет собой мелиоративную систему общего пользования, учет и паспортизацию которой ведет ФГБУ «Управление «Комимелиоводхоз».
Согласно ст. 2 Закона мелиоративная система общего пользования – мелиоративные системы, находящиеся в общей собственности двух или нескольких лиц либо переданные в установленном порядке в пользование нескольким гражданам (физическим лицам) и (или) юридическим лицам, а также защитные лесные насаждения, необходимые для нужд указанных лиц.
В составе гидромелиорации земель мелиоративные системы подразделяются на оросительные и осушительные. Оросительные системы обеспечивают коренное улучшение засушливых земель, а осушительные системы - заболоченных и излишне увлажненных, состояние которых зависит от воздействия воды.
В соответствии с Правилами эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Минсельхозпродом РФ 26.05.1998, эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период и другое.
Граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.
Содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений организуют в отношении мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, отдельно расположенных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляется их собственниками, владельцами и пользователями.
Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в силу ст. 29 Закона обязательны для всех граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Из предоставленных в материалы дела схем и объяснений должностных лиц Управления Россельхознадзора достоверно установлено, что объект «канал ОС-22» представляет собой осушительный канал, являющийся частью мелиоративной системы «Ель-сай», а потому доводы защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, об обратном суд находит несостоятельными, голословными.
Лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что Штеюк И.П. является собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения, которыми в силу ст. 77 Земельного кодекса РФ признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, земельные участки Штеюка И.П. относятся к особой категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, в состав которых в рассматриваемом случае входят земли, занятые, в том числе мелиоративными системами, используемыми для осушения земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для поддержания состояния и земельных участков Штеюка И.П.
Абзац 2 статьи 28 Закона содержит императивное требование, из которого следует, что независимо от вида общей собственности - долевой или совместной, физические лица обязаны осуществлять содержание и ремонт мелиоративной системы на долевой основе пропорционально объему водоподачи или площади осушенных земель с заключением соответствующих договоров и привлечением (или созданием) специализированных организаций в области мелиорации земель.
Статьей 29 Закона предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.
Таким образом, законодатель установил правила участия каждого пользователя (собственника) земельного участка в ремонте и эксплуатации мелиоративных систем, а поскольку сами мелиоративные системы (каналы) и другие сооружения проходят на территории не одного земельного участка, каждый собственник должен нести в определенной части бремя расходов по содержанию данного имущества.
Из материалов проверки следует, что осмотром 19.06.2017 установлено отнесение земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющим отношение к объекту «Ель-сай», как являющихся осушенными землями. Мелиоративные каналы, находящиеся на данных участках, заросли кустарниковой растительностью, преимущественно ивняком. В судебном заседании Штеюком И.П. и его защитником по существу не оспаривался факт зарастания мелиоративного канала.
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суд приходит к выводу, что Штеюком И.П. в нарушение положений ст. 29 Закона и Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений не осуществлено выполнение основных эксплуатационных мероприятий, обеспечивающих нормальное состояние осушительной системы, что может привести к нарушению функционирования мелиоративной системы «Ель-сай», что, в свою очередь, способствует заболачиванию сельскохозяйственных угодий.
Доводы защитника Штеюка И.П. о том, что объекты мелиоративной системы не передавались Штеюку И.П., право собственности не определялось, следовательно, он не несет ответственности за содержание мелиоративного канала, не могут повлиять на выводы суда, поскольку мелиоративные системы не являются самостоятельным объектом недвижимости, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, так как созданы исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладают самостоятельным функциональным назначением.
Обстоятельства совершения Штеюком И.П. административного правонарушения подтверждаются протоколом №27-17/ЗН об административном правонарушении от 29.06.2017, актом проверки от 19.06.2017, фототаблицей, выписками из государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков, которым соответствуют кадастровые номера № и №, схемой расположения земельных участков на объекте мелиорации «Ель-сай», схемой участка «Ель-сай» Кочпонского отделения совхоза «Сыктывкарский».
Обоснованность привлечения Штеюка И.П. к административной ответственности по части 1 статьи 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает принципам справедливости и соразмерности, размер административного штрафа определен в пределах санкции в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 10.10 названного Кодекса.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 18 июля 2017 года, которым Штеюк И.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Штеюка И.П. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.В. Рачковская