68RS0№-72
Копия
Дело №2а-1735/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное решение изготовлено 27 июля 2020 года)
27 июля 2020 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе судьи Толмачевой М.С., при секретаре Казарине Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому ИФНС России по г. Тамбову к административному ответчику ФИО2 в лице законного представителя Зайцевой Татьяны Александровны о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, пени по земельному налогу,
Установил:
ИФНС России по <адрес> обратилась в Октябрьский районный суд <адрес> с административным иском к ФИО2 в лице законного представителя Зайцевой Татьяны Александровны о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, в котором указала, что в соответствии с положениями ст. 400 НК РФ ФИО4 А.О. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку является собственником следующего объекта недвижимости - № доли квартиры по адресу: <адрес>, на основании чего ему был начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 287 руб. по сроку уплаты не позднее 20 февраля 2017 года, за 2016 год в сумме 998 руб. по сроку уплаты не позднее 1 декабря 2017 года и за 2017 год в сумме 274 руб. по сроку уплаты не позднее 3 декабря 2018 года.
Поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014-2017 годы своевременно в полном объеме исполнена не была, а также в связи с несвоевременной оплатой задолженности по земельному налогу, административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени:
- по земельному налогу за период с 1 декабря 2015 года по 8 ноября 2016 года в общей сумме 10 руб. 02 коп. (произведено уменьшение до 1 руб. 21 коп.), с 1 декабря 2015 года по 14 февраля 2017 года в сумме2 руб. 58 коп. (произведено уменьшение до 0 руб. 32 коп.)
- по налогу на имущество физических лиц за период с 1 декабря 2015 года по 8 ноября 2016 года в общей сумме 129 руб. 75 коп. (произведено уменьшение до 33 руб. 53 коп.), с 21 по 23 февраля 2017 года на недоимку 287 руб. (налог за 2015 года) в сумме 0 руб. 29 коп., с 1 декабря 2015 года по 14 февраля 2017 года в сумме 34 руб. 27 коп. (произведено уменьшение до 8 руб. 75 коп.), с 24 февраля по 2 марта 2017 года на недоимку 287 руб. (налог за 2015 год) в сумме 0 руб. 67 коп., с 3 марта по 8 августа 2017 года на недоимку 287 руб. (налог за 2015 год) в сумме 14 руб. 29 коп., со 2 декабря 2017 года по 21 января 2018 года на недоимку 998 руб. (налог за 2016 год) в сумме 13 руб. 41 коп., с 4 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года на недоимку 274 руб. (налог за 2017 год) в сумме14 руб. 73 коп.
В соответствии с положениями ст. ст. 69-70 НК РФ в адрес административного ответчика были направлены требования с предложением погасить задолженность добровольно, однако данные требования оставлены без удовлетворения.
16 марта 2020 года мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г. Тамбова ИФНС России по <адрес> было возвращено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО4 А.О. указанной выше задолженности в связи с несовершеннолетием административного ответчика.
В связи с изложенным, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика ФИО2 в лице законного представителя Зайцевой Татьяны Александровны задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 287 руб., за 2016 год в сумме 998 руб. и за 2017 год в сумме 274 руб. (всего задолженность 1559 руб.), пени по налогу на имущество физических лиц за период с 1 декабря 2015 года по 8 ноября 2016 года в сумме 33 руб. 53 коп., с 21 по 23 февраля 2017 года в сумме 0 руб. 29 коп., с 1 декабря 2015 года по 14 февраля 2017 года в сумме 8 руб. 75 коп., с 24 февраля по 2 марта 2017 года в сумме 0 руб. 67 коп., с 3 марта по 8 августа 2017 года в сумме 14 руб. 29 коп., со 2 декабря 2017 года по 21 января 2018 года в сумме 13 руб. 41 коп., с 4 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года в сумме14 руб. 73 коп. (всего в сумме 85 руб. 67 коп.), пени по земельному налогу за период с 1 декабря 2015 года по 8 ноября 2016 года в сумме 1 руб. 21 коп., с 1 декабря 2015 года по 14 февраля 2017 года в сумме 0 руб. 32 коп. (всего в сумме 1 руб. 53 коп.)
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Тамбову Клинкова О.А., надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без ее участия, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание законный представитель несовершеннолетнего ФИО4 А.О. – Зайцева Т.А., надлежащим образом извещённая о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, уважительных причин неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Исследовав совокупность представленных документов, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Как следует из положений ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно представленным административным истцом данным, которые стороной административного ответчика не оспорены, ФИО4 А.О. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку является собственником следующего объекта недвижимости - № доли квартиры по адресу: <адрес>, на основании чего ему был начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 287 руб. по сроку уплаты не позднее 20 февраля 2017 года, за 2016 год в сумме 998 руб. по сроку уплаты не позднее 1 декабря 2017 года и за 2017 год в сумме 274 руб. по сроку уплаты не позднее 3 декабря 2018 года.
Согласно п.2 ст.52 НК РФ ФИО4 А.О. были направлены налоговые уведомления № от 6 декабря 2016 года по сроку уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год не позднее 20 февраля 2017 года; № 3258593 от 2 июля 2017 года по сроку уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год не позднее 1 декабря 2017 года; № от 23 июня 2018 года по сроку уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год не позднее 3 декабря 2017 года.
Налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц № от 6 декабря 2016 года налоговым органом направлено административному ответчику в установленный п. 2 ст. 52 НК РФ срок, а именно 20 декабря 2016 года, то есть более чем за 30 дней до наступления срока платежа (20 февраля 2017 года).
Налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц № от 2 июля 2017 года налоговым органом направлено административному ответчику в установленный п. 2 ст. 52 НК РФ срок, а именно 13 июля 2017 года, то есть более чем за 30 дней до наступления срока платежа (1 декабря 2017 года).
Налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц № от 23 июня 2018 года налоговым органом направлено административному ответчику в установленный п. 2 ст. 52 НК РФ срок, а именно 3 июля 2018 года, то есть более чем за 30 дней до наступления срока платежа (3 декабря 2018 года).
Поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014-2017 годы своевременно в полном объеме исполнена не была, а также в связи с несвоевременной оплатой задолженности по земельному налогу, административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени:
- по земельному налогу за период с 1 декабря 2015 года по 8 ноября 2016 года в общей сумме 10 руб. 02 коп. (произведено уменьшение до 1 руб. 21 коп.), с 1 декабря 2015 года по 14 февраля 2017 года в сумме2 руб. 58 коп. (произведено уменьшение до 0 руб. 32 коп.)
- по налогу на имущество физических лиц за период с 1 декабря 2015 года по 8 ноября 2016 года в общей сумме 129 руб. 75 коп. (произведено уменьшение до 33 руб. 53 коп.), с 21 по 23 февраля 2017 года на недоимку 287 руб. (налог за 2015 года) в сумме 0 руб. 29 коп., с 1 декабря 2015 года по 14 февраля 2017 года в сумме 34 руб. 27 коп. (произведено уменьшение до 8 руб. 75 коп.), с 24 февраля по 2 марта 2017 года на недоимку 287 руб. (налог за 2015 год) в сумме 0 руб. 67 коп., с 3 марта по 8 августа 2017 года на недоимку 287 руб. (налог за 2015 год) в сумме 14 руб. 29 коп., со 2 декабря 2017 года по 21 января 2018 года на недоимку 998 руб. (налог за 2016 год) в сумме 13 руб. 41 коп., с 4 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года на недоимку 274 руб. (налог за 2017 год) в сумме14 руб. 73 коп.
В связи с неоплатой вышеуказанной задолженности на основании ст. ст. 69-70 НК РФ ФИО4 А.О. были выставлены и направлены требования:
- № от 9 ноября 2016 года на сумму пени по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 129 руб. 75 коп. (произведено уменьшение до 33 руб. 53 коп.), пени по земельному налогу в общей сумме 10 руб. 02 коп. (произведено уменьшение до 1 руб. 21 коп.) со сроком добровольного погашения задолженности до 20 сентября 2016 года, поскольку сумма задолженности не превысила 3000 руб. налоговый орган в суд с заявлением о выдаче судебного приказа не обращался;
- № от 24 февраля 2017 года на сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 287 руб. и пени размере 0 руб. 29 коп. со сроком добровольного погашения задолженности до 19 апреля 2017 года, поскольку сумма задолженности суммарно с выше указанным требованием не превысила 3000 руб. налоговый орган в суд с заявлением о выдаче судебного приказа не обращался;
- № от 3 марта 2017 года на сумму пени по налогу на имущество физических лиц в размере 34 руб. 27 коп. (уменьшено до 8 руб. 75 коп.), в сумме 0 руб. 67 коп., пени по земельному налогу в сумме 2 руб. 58 коп. (уменьшено до 0 руб. 32 коп.) со сроком добровольного погашения задолженности до 14 апреля 2017 года, поскольку сумма задолженности суммарно с выше указанным требованием не превысила 3000 руб. налоговый орган в суд с заявлением о выдаче судебного приказа не обращался;
- № от 9 августа 2017 года на сумму пени по налогу на имущество физических лиц в размере 14 руб. 29 коп. со сроком добровольного погашения задолженности до 20 сентября 2017 года, поскольку сумма задолженности суммарно с выше указанным требованием не превысила 3000 руб. налоговый орган в суд с заявлением о выдаче судебного приказа не обращался;
- № от 22 января 2018 года на сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 998 руб. и пени размере 13 руб. 41 коп. со сроком добровольного погашения задолженности до 5 марта 2018 года, поскольку сумма задолженности суммарно с выше указанным требованием не превысила 3000 руб. налоговый орган в суд с заявлением о выдаче судебного приказа не обращался;
- № от 1 июля 2019 года на сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 274 руб. и пени размере 14 руб. 73 коп. со сроком добровольного погашения задолженности до 10 сентября 2019 года.
В абз.3 ч.2 ст.48 НК РФ установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, с учетом того, что самое ранее требование № было направлено в адрес налогоплательщика 10 ноября 2016 года, сроком его исполнения является 20 декабря 2016 года и с выставлением последующих требований сумма недоимки не превысила 3000 рублей, срок для взыскания налоговой задолженности и пени истекал 20 июня 2020 года (20 декабря 2016 года + 3 года = 20 декабря 2019 года+6 месяцев = 20 июня 2020 года.
Из материалов дела следует, что налоговый орган направил мировому судье <адрес> заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени с ФИО4 А.О.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от 16 марта 2020 года ИНФС России по <адрес> возвращено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций в связи с тем, что заявление подано о взыскании недоимки с несовершеннолетнего и бесспорным заявленное требование не является.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Настоящее административное исковое заявление в Октябрьский районный суд <адрес> было направлено ИФНС России по <адрес> 9 июня 2020 года, то есть в установленный законом срок (до ДД.ММ.ГГГГ).
Вместе с тем, административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пункт 6 ст. 69 НК РФ предусматривает, что после вынесения налоговым органом требования оно должно быть направлено (передано) налогоплательщику.
Исходя из положений ст. ст. 46 - 48 НК РФ процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований ст. 69 НК РФ о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В подтверждение направления указанных выше налоговых уведомлений и требований об уплате налога в адрес административного ответчика ИФНС России по <адрес> представила копии реестров почтовых отправлений со штампом Почты России, в графе "куда/кому" указано, что корреспонденция, за исключением требования №, направлена налогоплательщику ФИО4 О.А. по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
Согласно адресной справке УВМ УМВД России по <адрес> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28 апреля 2004 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно ч.3 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
Таким образом, административным истцом не представлено суду допустимых и достоверных доказательств того, что в адрес административного ответчика по адресу места регистрации, в соответствии с требованиями статей 52, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлялись налоговые уведомления и требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2015-2017 годы, подтверждающих соблюдение порядка взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за указанный период в принудительном порядке.
По смыслу приведенных правовых норм, при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, указанного в налоговом уведомлении, налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела данная обязанность налоговым органом не исполнена, так как налоговые уведомления и требования фактически направлялись по неверному адресу, основания для взыскания недоимки в судебном порядке отсутствуют.
Более того, согласно положениям ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. В административном исковом заявлении должны быть указаны, в том числе с учетом изменений внесенных с 1 октября 2019 года: наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет; положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа; сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке; размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.
Суду не представлены подробные расчеты по требованиям № от 9 ноября 2016 года и 28938 от 3 марта 2017 года в связи с чем оснований для взыскания сумм задолженности по указанным требованиям также не имеется.
Из буквального толкования требований ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет соблюден ли срок обращения в суд, поскольку факт соблюдения либо несоблюдения налоговым органом предусмотренного законом срока для обращения в суд является юридически значимым обстоятельством по делу, которое должно устанавливаться судом независимо от наличия доводов по этому поводу со стороны административного ответчика.
Из системного толкования положений ст. 289 КАС РФ и норм Налогового кодекса РФ, а именно положений ст.ст. 48, 52 и 70, суд приходит к выводу, что применению при исчислении срока для обращения в суд наряду с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ, подлежат и сроки, установленный ст.ст. 52 и 70 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, которое должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из представленных материалов дела установлено, что срок для уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год был установлен налоговым органом до 3 декабря 2018 года, соответственно 4 декабря 2018 года у налогоплательщика образовалась налоговая недоимка по указанному налогу, о наличии которой налоговому органу было известно с момента её образования, поскольку вся информация о поступающих от налогоплательщика платежах отражается на лицевом счете налогоплательщика в электронной форме.
На основании п.1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об оплате налога на имущество физических лиц за 2017 год должно было быть направлено налогоплательщику ФИО4 А.О. не позднее 4 марта 2019 года, однако данное требование было сформировано 1 июля 2019 года, а направлено в адрес налогоплательщика только 12 июля 2019 года, т.е. с нарушением установленного ст. 70 Налогового кодекса РФ срока.
Возможность удовлетворения административных исковых требований налогового органа обусловлена его обязанностью выставления налоговых уведомлений и требований, а также обращения о взыскании задолженности в судебном порядке в строго установленные действующим законодательством сроки.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований и полагает необходимым в их удовлетворении отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по <адрес> о взыскании с законного представителя несовершеннолетнего ФИО2 Зайцевой Татьяны Александровны задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 287 руб., за 2016 год в сумме 998 руб. и за 2017 год в сумме 274 руб. (всего задолженность 1559 руб.), пени по налогу на имущество физических лиц за период с 1 декабря 2015 года по 8 ноября 2016 года в сумме 33 руб. 53 коп., с 21 по 23 февраля 2017 года в сумме 0 руб. 29 коп., с 1 декабря 2015 года по 14 февраля 2017 года в сумме 8 руб. 75 коп., с 24 февраля по 2 марта 2017 года в сумме 0 руб. 67 коп., с 3 марта по 8 августа 2017 года в сумме 14 руб. 29 коп., со 2 декабря 2017 года по 21 января 2018 года в сумме 13 руб. 41 коп., с 4 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года в сумме14 руб. 73 коп. (всего в сумме 85 руб. 67 коп.), пени по земельному налогу за период с 1 декабря 2015 года по 8 ноября 2016 года в сумме 1 руб. 21 коп., с 1 декабря 2015 года по 14 февраля 2017 года в сумме 0 руб. 32 коп. (всего в сумме 1 руб. 53 коп.) отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.
Судья подпись М.С. Толмачева
Копия верна.
Судья М.С. Толмачева