судья Кондакова О.В.
33-3044/2019 (2-1559/2019) УИД62Я80001-01-2019-001890-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2019 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего Насоновой В.Н., судей Рогозиной Н.И., Споршевой С.В., при секретаре Оспенниковой Н.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Степановой Татьяны Александровны на решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 16 августа 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Степановой Татьяны Александровны к ТКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о признании права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и назначении выплаты - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., возражения против доводов апелляционной жалобы представителя ТКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области» по доверенности Штурмановой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанова Т.А. обратилась в суд с иском к ТКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о признании права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и назначении выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что состоит в зарегистрированном браке со Степановым С.В., от брака имеют дочь ФИО2,
ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", она имеет право на ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.
Истица, обратилась в ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области» с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты. Вместе с заявлением был представлен соответствующий комплект документов, в том числе сведения о доходах членов семьи.
Уведомлением от 18.03.2019 № ответчик отказал в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, в связи с несоблюдением условий, установленных п. 2 ст. 1 Закона 418-ФЗ от 28.12.2017.
Считает решение ответчика незаконным.
На дату подачи заявления истица являлась индивидуальным предпринимателем, супруг работал водителем в ООО «Погореловский карьер».
Доход супруга Степанова С.В. составил 195 006,54 руб. Доход Степановой Т.А. от предпринимательской деятельности составил 86 526 рублей.
Из налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 г., усматривается, что индивидуальным предпринимателем выбрана система налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов (15%). При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог па прибыль организаций".
Из представленной налоговой декларации за 2018 год, общая сумма доходов истицы составляет 864 123 рублей (строка 213), сумма произведенных расходов составляет 777 597 рублей (строка 223). Соответственно, доход истицы, как индивидуального предпринимателя, составил 86 526 (строка 243).
Таким образом, размер среднедушевого дохода на 1 члена семьи составляет (195 006,54 + 86 526) /12 /3 = 7 820,34 рублей, что не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Рязанской области за второй квартал 2018 года.
Подобный расчет дохода для индивидуальных предпринимателей приведен в письме Министерства финансов РФ от 28.07.2014 «О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы», в соответствии с которым расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
Истица полагает, что ответчиком неверно произведен расчет среднедушевого дохода семьи.
Просила суд признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка; обязать Государственное казенное учреждение Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» назначить Степановой Татьяне Александровне ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, начиная с момента рождения ребенка - ФИО2,
ДД.ММ.ГГГГ г.р.; взыскать с Государственного казенного учреждения Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Определением суда от 22.07.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Межрайонная инспекция ФНС России №9 по Рязанской области, Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе Степанова Т.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - неприменение ст.ст. 210, 221, 227 НК РФ об исчислении дохода индивидуального предпринимателя, а также приказа Минтруда России, Минфина России и Минобранауки России от 29.11.2013г. № 703н/112н/1294, согласно которому в силу подпункта "з" пункта 2 "Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" удержание производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России №9 по Рязанской области полагает, что вопросы относительно ежемесячных выплат семьям, имеющим детей регулируются ФЗ №418-ФЗ от 28.12.2017 «О ежемесячных выплатах семья, имеющим детей» и не относится к компетенции налоговых органов.
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области», Федеральная служба по труду и занятости РФ полагают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Степанова Т.А., представители третьих лиц Межрайонной ИФНС России №9 по Рязанской области, Федеральной службы по труду и занятости РФ в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены, о причинах неявки не сообщили. В письменных возражениях на апелляционную жалобу Федеральная служба по труду и занятости просила рассмотреть апелляционную жалобу Степановой Т.А. в отсутствие своего представителя.
На основании ч.З и ч.5 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Степанова Т.А. и Степанов С.В. состоят в зарегистрированном браке. От брака имеют ребенка - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С 02.11.2017 по 18.04.2019 истица Степанова Т.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
28.02.2019 Степанова Т.А.обратилась в отдел по Касимовскому и Клепиковскому ТКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка Степановой Виктории Сергеевны, 19.12.2018 года рождения. Вместе с заявлением был представлен соответствующий комплект документов, в том числе сведения о доходах членов семьи.
Уведомлением органа соцзащиты от 18.03.2019 № истице отказано в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по причине отсутствия права (несоблюдение условий, установленных п. 2 ст. 1 Закона 418-ФЗ от 28.12.2017).
Основанием отказа в назначении истице ежемесячной выплаты явилось превышение среднедушевого дохода семьи Степановых 1,5 кратной величины суммы прожиточного минимума на территории Рязанской области, установленного на 2 квартал 2018 года. При расчете среднедушевого дохода семьи ответчик учел доход супруга истицы в размере 195006,54 руб. и общую сумму дохода самой истицы от предпринимательской деятельности без учета произведенных расходов в размере 864123 руб. Среднедушевой доход семьи был исчислен органом социальной защиты в размере 29 420, 27 рублей.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», согласно ч.2 ст. 1 которого право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (часть 6 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ, при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона № 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Сумма вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ, суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ, доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ).
Приказом Минтруда России от 29.12.2017г. № 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат (далее - Порядок), а также Перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 10 Порядка, заявление о назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается заявителем по месту его жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
В силу пункта 21 Порядка, расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона № 418-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 Перечня, для подтверждения доходов членов семьи, предоставляются следующие документы:
а) справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи;
б) сведения о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки;
в) сведения о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера;
г) справка (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений;
д) справка (сведения) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам;
е) сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
ж) сведения о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, согласно справке ООО «Погореловский карьер», заработная плата супруга Степанова С.В. за период с февраля 2018 по январь 2019 составила 195006,54 рубля.
В качестве документа, подтверждающего доход истицы, как индивидуального предпринимателя, была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год. Из которой
следует, что сумма полученных доходов составляет 864123 руб. (строка 213 стр.З декларации), сумма произведенных расходов - 777597 руб. (строка 223 стр.З декларации), налоговая база для исчисления налога -86526 (строка 243 стр.З декларации).
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 31.07.2018г. № 217 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения Рязанской области за II квартал 2018 года" величина прожиточного минимума для трудоспособного населения установлена в размере 10464 рублей, соответственно 1,5 - кратный размер указанной величины составил 15 696 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что часть 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ содержит исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, в связи с чем, расходы истца, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не могут быть учтены при подсчете среднедушевого дохода ее семьи, осуществляемого в целях, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2017г. № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", а поскольку среднедушевой доход семьи Степановой Т.А. составляет 29 420 рублей 27 копеек, что превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения в Рязанской области во 2 квартале 2018 года, то у нее отсутствует право на получение ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребенка, предусмотренного Федеральным законом № 418-ФЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам находит выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, правильными, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца о необходимости применения по настоящему делу положений ст.ст. 210, 221, 227 НК РФ об исчислении дохода индивидуального предпринимателя, а также приказ Минтруда России, Минфина России и Минобранауки России от 29.11.2013г. № 703н/112н/1294 "Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г. № 841", основаны на неверном понимании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Положения Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, и регулируют властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.1 и ст.2 НК РФ). Правоотношения, возникающие в сфере социальной защиты населения, указанными нормами не регулируются.
Приказ Минтруда России № 702н, Минфина России № 112н, Минобрнауки России № 1294 от 29.11.11.2013г., которым утверждены разъяснения о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г. № 841, регулирует правоотношения, возникающие из алиментных обязательств, установленных Семейным кодексом Российской Федерации, и также не регулирует социальные правоотношения, возникающие между государством и гражданином, претендующим на получение мер социальной поддержки.
Согласно положениям ч.7 ст.1 Федерального закона № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени разъяснений, данных в соответствии с указанной нормой права, не издавались.
Состав учитываемых доходов и состав членов семьи для целей предоставления той или иной меры социальной поддержки, а значит, и размер среднедушевого дохода могут различаться.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 16 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Степановой Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
|