№ 16-4575/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 25 декабря 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» Мясоедовой Е.С. на постановление судьи Кетовского районного суда Курганской области от 13 марта 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 19 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Введенское ДРСУ «Автодорстрой»,
установил:
постановлением судьи Кетовского районного суда Курганской области от 13 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 19 мая 2020 года, юридическое лицо акционерное общество «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» (далее - АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Мясоедова Е.С. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 09 января 2020 года в 10 часов 50 минут на автомобильной дороге Курган-Звериноголовское, 11км + 735м установлено наличие недостатка в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, которое выразилось в наличии колеи, параметры которой (длина 10,2 м, глубина 3,8 см) превышают предельно допустимые размеры, предусмотренные пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, чем создана угроза безопасности дорожного движения, ответственным за который в силу государственного контракта № 505 от 15.01.2020 (исполнявшего работы по нему с 01.01.2020) является АО «Введенское ДРСУ «Автодорстрой», которым нарушены положения пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, и пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Постановлением судьи Кетовского районного суда Курганской области от 13 марта 2020 года в связи с указанными обстоятельствами общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением судьи областного суда постановление оставлено без изменения.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В статье 47 Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями.
Согласно общему правилу, предусмотренному частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данная категория дел рассматривается мировыми судьями, поскольку не относится к числу исключений прямо оговоренных данной нормой.
Кроме того, к числу исключений, рассматриваемых судьями районных судов, относятся дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
В материалах дела имеется определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 10 января 2020 года (л.д.6), что, само по себе, не указывает на то, что по делу фактически проводилось административное расследование.
В силу разъяснений, указанных в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Из материалов дела следует, что в настоящем случае действий, требующих значительных временных затрат для выяснения фактических обстоятельств дела, не проводилось. Само по себе наличие вынесенного определения о проведении административного расследования, направление должностным лицом запроса (15.01.2020), получение им сведений в ответ на запрос (16.01.2020) не указывают на совершение комплекса требующих значительных временных затрат процессуальных действий.
Доводы жалобы в указанной части заслуживают внимания.
В настоящем деле с учетом того, что фактически административное расследование не проводилось, дело подлежало рассмотрению мировым судьей по месту нахождения общества - мировым судьей судебного участка №11 Кетовского судебного района Курганской области.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 623-О-П и от 15.01.2009 № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия. Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При изложенных обстоятельствах постановление судьи Кетовского районного суда Курганской области от 13 марта 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 19 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Кетовского районного суда Курганской области от 13 марта 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 19 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Введенское ДРСУ «Автодорстрой» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова