Дело № 2а-82/2018. копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации.
13 апреля 2018 г. р.п. Сосновское,
Нижегородская область.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Охтомова А.В., при секретаре судебного заседания Андроновой О.М., в отсутствие представителя административного истца, с участием административного ответчика Шибаева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Нижегородской области к Шибаеву А.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц и земельному налогу с физических лиц,
установил:
- административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Нижегородской области (далее по тексту – МРИ ФНС РФ № 7 по Нижегородской области) обратился в Сосновский районный суд Нижегородской области с административным иском к Шибаеву А.С., о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год, налог – 34982 руб., пеня – 924 руб. 37 коп., по земельному налогу с физических лиц за 2015 г. – 385 руб. 35 коп., пеня – 19 руб. 36 коп.
Административный истец МРИ ФНС РФ № 7 надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, согласного которого административный истец требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Шибаев А.С. не возражал о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя административного истца.
С учетом изложенного суд считает, что административный истец был надлежащим образом извещен о дате и времени судебного разбирательства по настоящему административному делу.
Согласно ст. 150 КАС Российской Федерации - лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Поскольку административный истец, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание, и при этом его явка не была признана судом обязательной, настоящее административное дело рассматривается судом в отсутствие представителя административного истца.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Шибаев А.С. ( , по данным, предоставленным регистрирующими органами, является собственником объекта налогообложения, указанного в приложении.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса. Законом Нижегородской области «О транспортном налоге» № 71-3 от 28.11.2002 г. установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства.
В соответствии со ст. 388 НК РФ - налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст.75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени.
В связи с возникновением у административного ответчика недоимки по налогам и пени, в соответствии со ст. 69 НК РФ ему были направлены требования об уплате налога и пени от 09 ноября 2016 г. № 17895, от 14 февраля 2017 г. 677, однако задолженность по налогу и пени до настоящего времени погашены не полностью.
В настоящее время административный ответчик имеет непогашенную задолженность по выше указанным требованиям по транспортному налогу за 2015 г. в размере 34 982 руб., пени за период с 01 декабря 2015 г. по 13 февраля 2017 г. – 924 руб. 37 коп., неоплаченная задолженность по земельному налогу за 2015 г. – 385 руб. 35 коп., пени за период с 02 декабря 2016 г. по 13 февраля 2017 г. – 19 36 коп., согласно представленного расчета.
Инспекция обратилась на судебный участок Сосновского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 01 сентября 2017 г., который 03 октября 2017 г. был отменен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.3 ст.1, ст.19 КАС РФ, ст. 31, 48 НК РФ, Межрайонная ИФНС России № 7 по Нижегородской области просят взыскать с Административного ответчика Шибаева А.С. задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в размере 34 982 руб., пени за период с 01 декабря 2015 г. по 13 февраля 2017 г. – 924 руб. 37 коп., задолженность по земельному налогу за 2015 г. – 385 руб. 35 коп., пени за период с 02 декабря 2016 г. по 13 февраля 2017 г. – 19 36 коп., всего в сумме 36 311 руб. 08 коп.
В судебное заседание поступило заявление административного истца об изменении исковых требований в сторону их уменьшения, в части отказа от требований о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу в связи с его добровольной уплатой в сумме 385 руб. 35 коп. и пени 19 руб. 36 коп., уменьшение пеней по транспортному налогу до 862 руб.89 коп. (л.д.50).
Административный ответчик Шибаев А.С. поддержал заявление административного истца об отказе от иска в части задолженности по земельному налогу, который он в добровольном порядке уплатил и уменьшения пеней по задолженности за транспортный налог.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС Российской Федерации - административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В соответствии с ч.1 ст.194 КАС Российской Федерации - суд прекращает производство по административному делу в случае: если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Суд, на основании заявления административного истца об отказе от иска в части задолженности Шибаева А.С. по земельному налогу за 2015 г., уменьшения пеней по транспортному налогу, а также в соответствии с выше указанными нормами закона, считает необходимым принять отказ административного истца от иска в части задолженности по земельному налогу, уменьшения пеней по транспортному налогу и прекратить административное дело в этой части.
Административным истцом представлено дополнительное заявление, согласно которого, решением Сосновского районного суда от 06 марта 2017 г. в удовлетворении требований инспекции о взыскании с Шибаева А.С. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 7 288 руб. и пени было отказано. Соответственно, пени должны исчисляться на неоплаченную сумму 34 982 руб. за 2015 г. с 02 декабря 2016 г. (следующий день за сроком уплаты) по 13 февраля 2017 г. (дату формирования требования № 677). Расчет пени по транспортному налогу с учетом решения суда от 06 марта 2017 г. составляет – 862 руб. 89 коп. (л.д.50).
В судебном заседании административный ответчик Шибаев А.С. требования налоговой инспекции признал частично и пояснил, что задолженность по земельному налогу он погасил и в настоящее время ему предъявляют претензии по транспортному налогу. С задолженностью за автомобиль Лексус он не согласен, так как указанный автомобиль он продал 08 ноября 2014 г. К.. и выдал на его имя генеральную доверенность, на основании которой К.. взял на себя обязательства продать машину, уплатить все налоги и штрафы, какие будут к тому времени. Затем 18 ноября 2014 г. К.. продал автомобиль Лексус Н.., который перерегистрировал Лексус только в сентябре 2015 г. В связи с этим считает, что обязанность по уплате налога за автомобиль Лексус возлагается на К. и Н.. Просит суд в удовлетворении иска в части задолженности по транспортному налогу за 2015 г. с него за автомобиль Лексус, отказать.
Суд, выслушав доводы административного ответчика, исследовав материалы административного дела, пришел к следующему заключению.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст. 45 НК Российской Федерации - налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога».
Согласно ст. 356 НК Российской Федерации - Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога».
Абзацем 1 ст. 357 НК Российской Федерации установлено, что «налогоплательщиками налога, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей».
В свою очередь, ч.1 ст. 358 НК Российской Федерации предусмотрено: «Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что административный ответчик Шибаев А.С. являлся собственником имущества, которое в соответствии со статьей 358 НК РФ является объектом налогообложения, а именно транспортные средства: в периоды с 08 ноября 2014 г. по 29 сентября 2015 г. – легковой автомобиль Лексус гос. рег. знак <***>; с 28 ноября 2014 г. по 07 июля 2015 г. – легковой автомобиль ВАЗ 21140 Лада Самара гос. рег. знак <***>; с 26 сентября 2015 г. по 31 декабря 2015 г.- легковой автомобиль АУДИ А6 гос. рег. знак <***>.
Исходя из ставок транспортного налога, установленных Законом Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. № 71-З «О транспортном налоге», за 2015 г. начислен транспортный налог с физического лица, но не оплачен административным ответчиком Шибаевым А.С., в связи с чем, имеется задолженность за 2015 год из следующего расчета: автомобиль Лексус - 280 л.с. (налоговая база) х 150 (налоговая ставка руб.) х 9\12 (количество месяцев владения в году = 31 500 руб.; автомобиль ВАЗ 21140 - 76.7 л.с. (налоговая база) х 22.50 (налоговая ставка руб.) х 7\12 (количество месяцев владения в году = 1 007 руб.; автомобиль АУДИ А6 - 165 л.с. (налоговая база) х 45 (налоговая ставка руб.) х 4\12 (количество месяцев владения в году = 2 475 руб.
Из содержания административного искового заявления и материалов дела следует, что обязанность по уплате транспортного налога выполнена Шибаевым А.С. не была, в связи с чем, за ним образовалась задолженность по уплате транспортного налога.
Статьей 75 НК Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса…
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной 1\300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации».
В связи с неуплатой административным ответчиком Шибаевым А.С. транспортного налога в установленный законом срок, МРИ ФНС РФ № 7 по Нижегородской области, произвели начисление пени на сумму долга по налогу, с учетом его уменьшения за 2014 г., общая сумма которых составила: пеня за период с 02 декабря 2015 г. по 13 февраля 2017 г., в сумме 862 руб. 89 коп. (л.д.50).
Частью 1 ст. 70 НК Российской Федерации установлено, что: «Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи».
Согласно ч.1, ч.2 ст. 48 НК Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного 3 – х летнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В связи с неисполнением Шибаевым А.С. обязанности по уплате налога и пени налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2015 г. и пени за указанный выше период.
Таким образом, требование об уплате налога и пени № 17895 от 09 ноября 2016 г., № 677 от 14 февраля 2017 г. были направлены в адрес Шибаева А.С.
Согласно указанных требований, срок их исполнения был установлен – до 20 декабря 2016 г. и до 12 мая 2017 г. соответственно (л.д.6,9).
Исходя из положений ч.2 ст.48 НК РФ, с учетом того, что сумма задолженности Шибаевым А.С. по уплате транспортного налога и пени по транспортному налогу за трехлетний период с момента истечения срока исполнения самого раннего обязательства превысила 3 000 рублей, налоговый орган имеет право обратиться в суд с иском о взыскании суммы задолженности по уплате пени в течение 6 месяцев, с даты отмены судебного приказа. Судебный приказ был отменен 03 октября 2017 г., административное исковое заявление поступило в суд 20 февраля 2018 г., т.е. в пределах установленного 6-ти месячного срока.
Доводы административного ответчика Шибаева А.С. о том, что он не являлся собственником автомобилей Лексус в спорный налоговый период, то есть за 2015 г., так как указанный автомобиль был им продан, о чем имеются расписка, договоры купли продажи и генеральная доверенность, заверенная нотариально, суд находит несостоятельными.
В силу ст. 357 НК Российской Федерации - налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, до момента регистрации новым собственником автомобиля в органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога остается прежний владелец (ст. 357 НК РФ), в данном случае административный ответчик Шибаев А.С., поскольку после заключения договора купли-продажи покупатель автомобиля не произвел перерегистрацию купленного автомобиля на свое имя, предусмотренная Административным регламентом МВД РФ, в связи с чем плательщиком транспортного налога в силу указанной выше нормы закона остался прежний владелец Шибаев А.С.
С учетом изложенного, поскольку судом установлен факт неуплаты административным ответчиком Шибаевым А.С. транспортного налог и пени за 2015 г. в сумме 34 982 руб., пени в сумме 862 руб. 89 коп., суд, основываясь на имеющихся в деле письменных доказательствах, а также учитывая, что других доказательств отсутствия обязательств перед налоговым органом от административного ответчика не поступило, приходит к выводу о том, что исковые требования МРИ ФНС РФ № 7 по Нижегородской области являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС Российской Федерации: «Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета».
Поскольку МРИ ФНС РФ № 7 по Нижегородской области, являясь государственным органом, освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями 333.36 НК РФ, с административного ответчика Шибаева А.С. в доход бюджета Сосновского муниципального района Нижегородской области, подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела судом, в сумме 1 275 руб. 35 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
- административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Нижегородской области к Шибаеву А.С. - удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с административного ответчика Шибаева А.С. , в пользу административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Нижегородской области, задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в сумме 34 982 рубля, пени за период с 01 декабря 2015 г. по 13 февраля 2017 г. в сумме 862 руб. 89 коп., а всего в сумме 35 844 рубля 89 копеек.
Взыскать с Шибаева А.С. в доход бюджета Сосновского муниципального района Нижегородской области государственную пошлину за рассмотрение дела судом в сумме 1 275 руб. 35 коп.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Сосновский районный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Решение в законную силу не вступило.
Судья А.В. Охтомов