Решение по делу № А17-485/2008 от 16.04.2008

Арбитражный суд Ивановской области

153022, г. Иваново, ул. Б.Хмельницкого, д. 59-Б

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Иваново                                                                                                Дело №А17-485/2008

14 апреля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 апреля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2008 года.

Судья Арбитражного суда Ивановской области  Борисова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Римской Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ларионова Виктора Анатольевича о признании недействительным письма Инспекции ФНС России по г. Иваново от 24.01.2008 года за № 42 об отказе в осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и об обязании Инспекции переключить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1032 руб. с КБК 18210202040061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии) на КБК 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии), третье лицо по делу на стороне заявителя, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области, при участии в судебном заседании: от ответчика: специалиста 1 разряда юридического отдела Никитиной С.А. по доверенности от 11.01.2008 года, от третьего лица: ведущего специалиста-эксперта юридического отдела Иванова О.В. по доверенности от 01.11.2007 года;

установил:

            Индивидуальный предприниматель Ларионов Виктор Анатольевич (далее предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции ФНС России по г. Иваново от 24.01.2008 года за № 42 об отказе в осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и об обязании Инспекции переключить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1032 руб. с КБК 18210202040061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии) на КБК 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии).

Определением от 21.03.2008 года заявление принято к производству арбитражного суда с назначением предварительного судебного разбирательства.

Указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика (заинтересованного лица) привлечено Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее УПФР, Управление).

До настоящего судебного заседания от индивидуального предпринимателя поступило ходатайство от 10.04.2008 года  о рассмотрении дела по имеющимся документам в его отсутствие.

Представители Инспекции и УПФР представили в материалы дела отзывы.

Принимая во внимание, отсутствие возражений предварительное заседание завершено, в порядке пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ открыто слушание дела по существу в суде первой инстанции.

Существо настоящего спора обусловлено следующими обстоятельствами. 

Индивидуальный предприниматель Ларионов Виктор Анатольевич 1964 года рождения, состоящий на учете в Управлении Пенсионного фонда РФ, как страхователь, уплачивающий страховые взносы за себя в виде фиксированного платежа, при оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в течение 2005-2006 г.г. ошибочно уплатил через Отделение Сбербанка денежные средства в сумме 1.200 руб. на КБК 18210202040061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии),  в т.ч.: 19.10.2004 года – 150 руб., 18.01.2005 года – 150 руб., 19.04.2005 года – 450 руб., 13.07.2005 года – 150 руб., 15.10.2005 года – 150 руб., 18.01.2006 года – 150 руб.

Факт поступления указанных сумм платежей в бюджет Пенсионного фонда РФ подтверждается реестром поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года, актом сверки между предпринимателем, Инспекцией и Управлением ПФР на 20.03.2008 года, выпиской из лицевого счета на 10.04.2008 года, копиями платежных документов и не оспаривается представителями ИФНС и УПФР.

Письмом от 22.01.2008 года предприниматель просил Инспекцию произвести зачет ошибочно произведенных платежей по страховым взносам в сумме 1.032 руб. (1.200 руб. – 168 руб.) с КБК 18210202040061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии) на КБК 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии).

Решением от 24.01.2008 года за № 42 налоговый орган сообщил, что вопрос по зачетам (возвратам) страховых взносов в компетенцию налоговых органов не входит.

Считая указанное решение незаконным и нарушающим права страхователя, индивидуальный предприниматель Ларионов В.А. в соответствии со статьями 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, 137, 138 Налогового кодекса РФ обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным указанного решения налогового органа и об обязании Инспекции переключить ошибочно уплаченные денежные средства в общей сумме 1.032 руб.

Инспекция в отзыве на заявление и в выступлении своего представителя в судебном заседании отклонила требования заявителя, сославшись на следующие положения действующего законодательства.

Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон № 167-ФЗ) страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

Конституционный Суд РФ в своих Определениях от 05.02.2004 года № 28-О и от 04.03.2004 года № 49-0 разъяснил, что в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности, поскольку при поступлении в бюджет ПФ РФ персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов.

Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж».

Постановлением Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 года № 12355/02, информационным Письмом Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 года № 79, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование также признаются не отвечающими понятию «налога», закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ.

Федеральным законом от 15.08.1996 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в РФ» установлено, что администраторы поступлений в бюджет осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов.

Вместе с тем, положения Закона № 167-ФЗ разделяют функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ. Так, статья 25 указанного Закона возлагает на налоговые органы только контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,  который  осуществляется ими  в порядке, определяемом законодательством  РФ, регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке. Т.е. в законодательстве четко не определено, какое из указанных ведомств как администратор поступлений в бюджет должно производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, равно как не установлен порядок его проведения.

Согласно статье 3 Закона № 167-ФЗ средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а бюджет Пенсионного фонда - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования.

С 01.01.2007 года пункт 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ действует в новой редакции. Из данной статьи исключено положении о применении правил статьи 78 Налогового кодекса РФ о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм платежей во внебюджетные фонды. Следовательно, Налоговый кодекс РФ не содержит обязанности права налоговых органов производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов.

Принимая во внимание характер и природу спорных сумм страховых взносов, вид платежей, их зачисление в полном объеме на счета Пенсионного фонда РФ, отсутствие в действующем законодательстве норм, прямо возлагающих на налоговые органы обязанность по осуществлению возвратов (зачетов) данных сумм, и руководствуясь письмом Министерства финансов РФ от 04.04.2006 года № 03-05-02-07/10, налоговая инспекция просила арбитражный суд оставить требования индивидуального предпринимателя Ларионова В.А. без удовлетворения.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреж­дение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в отзыве на заявление и в выступлении своего представителя в судебном заседании поддержало доводы заявителя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с упла­той обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 указанного Федерального закона контроль за уплатой страхо­вых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым орга­ном в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность на­логовых органов.

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхова­ние, в связи, с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 На­логового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплачен­ного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по это­му или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В пункте 14 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излиш­не уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Таким образом, налоговый орган обязан осуществлять зачет или возврат суммы излишне уплаченного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование по заявлению страхователя в случае уплаты им страховых взносов с указанием ошибочно­го кода бюджетной классификации.

Данная позиция поддерживается постановлением Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 года № 4240/06 по делу № А66-9157/2005.

На основании изложенного Управление ПФР считает, что требования индивидуального предпринимателя Ларионова В.А. подлежат удовлетворению: следует произвести переключение ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 1.032 руб. КБК 18210202040061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии) на КБК 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии).

Оценив изложенные доводы и представленные доказательства лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к заключению об удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Ларионова В.А.

При вынесении указанного решения арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

         В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 года основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц.

В силу положений статьи 137 Налогового кодекса РФ налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если последние нарушают их законные права.

Из перечисленных норм также следует, что суд при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных актов, действия (бездействия) государственных органов должен исследовать указанные акты, действия (бездействие) на предмет соответствия закону, нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с упла­той обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 указанного Федерального закона контроль за уплатой страхо­вых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым орга­ном в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность на­логовых органов.

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхова­ние, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 На­логового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплачен­ного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по это­му или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 2 указанной статьи производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Как установлено пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункты 6 и 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ).

В пункте 14 указанной статьи установлено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излиш­не уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Индивидуальным предпринимателем Ларионовым В.А. оспаривается отказ Инспекции в зачете ошибочно произведенных платежей по страховым взносам в сумме 1.032 руб. с КБК 18210202040061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии) на КБК 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии).

Ссылка Инспекции на отсутствие у нее необходимых полномочий на зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на возможность возврата органами Пенсионного фонда РФ не может быть принята судом по следующим основаниям.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 года страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 года № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 года № 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

При названных обстоятельствах довод Инспекции о том, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, кроме случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, является ошибочным.

На основании изложенного, арбитражный суд считает уклонение Инспекции ФНС России по г. Иваново от зачета (возврата) ошибочных платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование противоречащим положениям статей 1, 21, 22, 32, 33, 45, 78 Налогового кодекса РФ.

Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, госпошлина по делу в сумме 100 руб. подлежит взысканию с Инспекции в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 3, 21, 22, 31, 32, 33, 78, 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1.Требования заявителя удовлетворить.

2.Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Иваново от 24.01.2008 года за № 42 об отказе индивидуальному предпринимателю Ларионову В.А. произвести зачёт по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

3.Обязать Инспекцию ФНС России по г. Иваново произвести индивидуальному предпринимателю Ларионову В.А. зачет ошибочно произведенных платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1.032 руб. с КБК 18210202040061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии) на КБК 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии).

4.Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (г. Иваново, пер. Семеновского, дом 10) в пользу индивидуального предпринимателя Ларионова Виктора Анатольевича судебные расходы в сумме 100 рублей.

5.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ивановской области. На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения. В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Судья                                             В.Н. Борисова

А17-485/2008

Категория:
Другие
Статус:
Иск удовлетворить полностью, обратить взыскание на имущество должника
Истцы
Ларионов Виктор Анатольевич
Суд
АС Ивановской области
Судья
Борисов В. Н.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее