УИД 780S0000-01-2021-001180-49
Дело № 3а-272/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
11 ноября 2021 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Егоровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «И-П» о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2007 № 864 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Адмиралтейском и Московском районах"
установил:
17 июля 2007 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление № 864 "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Московском районе» (далее – Постановление № 864, оспариваемый акт), которым утвержден проект планировки указанной территории площадью 465,5 га в составе:
- чертеж планировки территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Московском районе (красные линии, линии связи, объекты инженерной инфраструктуры) согласно приложению 1 (пункт 1.1);
- чертеж планировки территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Московском районе (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению 2 (пункт 1.2.);
- положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Московском районе согласно приложению 3 (пункт1.3).
Указанный акт опубликован в изданиях: "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 9, 21.09.2007, "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга", N 34, 27.08.2007.
В Постановление N 864 внесены изменения постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 9 августа 2010 года N 1054, от 17 августа 2011 года N 1265, от 15 августа 2012 года N 853, от 30 июля 2014 года N 691, от 2 декабря 2014 года N 1085, от 18 декабря 2014 года N 1189, от 29 марта 2016 года N 208, от 25 сентября 2018 года N 757, от 12 ноября 2019 года N 783.
Согласно внесенным изменениям оспариваемым актом, в частности, утвержден проект планировки территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Адмиралтейском и Московском районах, за исключением территории квартала 53, ограниченной Благодатной ул., Варшавской ул., проектируемой улицей N 24, перспективной пробивкой Новоизмайловского пр., межквартальным проездом, в Московском районе и территории квартала 26, ограниченной проектируемым проездом, Митрофаньевским шоссе, Старообрядческой ул., полосой отвода ж.д., в Московском районе, площадью 447,51 га в составе приложений N 1 - 3, изложенных в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12 ноября 2019 года N 783.
ООО «И-П» обратилось в суд с административным исковым заявлением, после уточнения которого просит признать недействующим с 01 января 2019 г. Приложение № 1 «Чертеж планировки территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Адмиралтейском и Московском районах, за исключением территории квартала 53, ограниченной Благодатной ул., Варшавской ул., проектируемой улицей № 24, перспективной пробивкой Новоизмайловского пр., межквартальным проездом, в Московском районе и территории квартала 26, ограниченной проектируемым проездом, Митрофаньевским шоссе, Старообрядческой ул., полосой отвода ж.д., в Московском районе (красные линии, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур)» к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2007 г. № 864 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Адмиралтейском и Московском районах» в части установления красных линий улично-дорожной сети в отношении территории земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер №... и Приложение № 2 «Чертеж планировки территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Адмиралтейском и Московском районах, за исключением территории квартала 53, ограниченной Благодатной ул., Варшавской ул., проектируемой улицей № 24, перспективной пробивкой Новоизмайловского пр., межквартальным проездом, в Московском районе и территории квартала 26, ограниченной проектируемым проездом, Митрофаньевским шоссе, Старообрядческой ул., полосой отвода ж.д., в Московском районе (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства)» к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2007 г. № 864 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Адмиралтейском и Московском районах» в части пересечения планируемой улицы, ограниченной с севера — кварталом N 31, с юга — кварталом № 30, и земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер №...».
Административный истец обосновал свою позицию тем, что оспариваемые положения предусматривают перспективную пробивку улицы местного значения, красные линии которой пересекают земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер №..., на котором расположено принадлежащее административному истцу здание, что противоречит требованиям статей 23, 64 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку такая улица местного значения не предусмотрена Генеральным планом Санкт-Петербурга, и препятствует реализации права административного истца на выкуп земельного участка. Административный истец полагает, что оспариваемые положения вошли в противоречие с действующим законодательством с 01 января 2019 года, когда вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 г. № 763-161, которым приложение 4 к Закону Санкт-Петербурга от 21.12.2005 г. N 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» «Схема размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения с выделением сооружений внешнего транспорта, городского транспорта, городского транспорта, автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожная сеть)» изложена в новой редакции, не предусматривающей автомобильных дорог местного значения.
Также административный истец указывает, что поскольку перспективная пробивка улицы местного значения не предусмотрена Генеральным планом Санкт-Петербурга, то она не имеет и срока реализации, что создает правовую неопределенность и бессрочное ограничение прав административного истца в противоречие требований части 1 статьи 8, части 1 статьи 19, части 1 статьи 34, части 1 статьи 35, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Представитель административного истца в суд явился, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика в суд явился, представил возражения на административный иск, полагая, что оспариваемые положения не противоречат актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд, исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим отклонению, полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2020 года по делу №За-268/2020, вступившим в законную силу 13 апреля 2021 года, установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Санкт-Петербурга в пределах компетенции, с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта, порядка его опубликования и введения в действие.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения, суд проверяет оспариваемые положения на предмет соответствия их актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Как указано в части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительного кодекса Российской Федерации), документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно действующим на момент принятия оспариваемого акта положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1 статьи 42); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42); основная часть проекта планировки территории включает в себя, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии, а также линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (часть 3 статьи 42).
Пунктами 11,12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в этот период было установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары)
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание по адресу: <адрес>, кадастровый номер №..., 1979 года постройки, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №... по тому же адресу, образованном 20.02.2009 года (далее — Земельный участок).
Северная часть Земельного участка расположена в установленных в Приложении 1 к оспариваемому акту красных линиях, которые соответствуют отображению проектируемой улицы в Приложении 2 к Постановлению № 864; красные линии проходят по принадлежащему административному истцу зданию.
Из материалов по обоснованию оспариваемого проекта планировки, исследовавшегося в рамках административного дела № 3а-268/2020, следует, что он направлен на реализацию основных положений Генерального плана по развитию территории проектирования с формированием магистральной улично-дорожной сети городского значения.
Задача по развитию улично-дорожной сети Санкт-Петербурга закреплена в пункте 2.2.3 Положения о территориальном планировании Санкт-Петербурга согласно приложению 1 к Закону Санкт-Петербурга о Генеральном плане
В составе проекта планировки разработана «Схема организации улично-дорожной сети и схема движения транспорта», согласно которой между образованными в составе проекта планировки кварталами установлена пробивка продолжения Заставской улицы - «улицы №17», предназначенной для одностороннего движения, относящейся к категории «улицы и проезды местного значения» (л.д.95-96).
Исходя из положений статьи 41, части 8 статьи 42, части 10 статьи 45, части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2, пункта 2 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N 778-116 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", действовавших на момент принятия оспариваемого акта, планировка территорий Санкт-Петербурга должна осуществляться в соответствии Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга с соблюдением требований технических и градостроительных регламентов, земельного и иного законодательства.
В указанный период статьи 63, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определявшие содержание генеральных планов субъектов Российской Федерации – городов федерального значения, предусматривали необходимость включения в состав документов территориального планирования таких субъектов Российской Федерации карт планируемого развития и размещения объектов капитального строительства регионального значения, отражение на картах планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа.
При этом требования об отражении на соответствующих карах автомобильных дорог местного значения Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержал.
Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее – Закон о Генеральном плане) утвержден Генеральный план Санкт-Петербурга, составной частью которого на момент принятия оспариваемого акта являлись приложения, включающие текстовую и графическую части, в том числе: положение о территориальном планировании Санкт-Петербурга (приложение 1); карта границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга (приложение 2); схема размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и на перспективу (далее - прогнозируемый период) основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения с выделением сооружений внешнего транспорта, городского транспорта, автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети) (приложения 3-5).
Согласно Карте границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга (Приложение 2 к Генеральному плану Санкт-Петербурга) территория, на которой впоследствии был сформирован Земельный участок, находилась в границах «территорий, резервируемых для развития функциональных зон за пределами расчетного срока» и относилась к функциональной зоне «П1» (производственной зоне предприятий IV и V классов вредности (100м и 50м), не исключающей размещения объектов улично-дорожной сети (л.д.103-106); Правила землепользования и застройки на тот момент приняты не были.
На приложениях 3-5 к Генеральному плану были отображены автомобильные дороги общего пользования: автодороги I и II категории, городские скоростные дороги, скоростные дороги, магистрали непрерывного движения, магистрали городского значения; существующие и строящиеся участки КАД и ЗСД. При этом указанными приложениями к Генеральному плану иного использования рассматриваемой территории, не допускающего размещение улицы местного значения, установлено не было (л.д.103-106);
Таким образом, на момент принятия Постановления № 864 оспариваемые положения соответствовали актам, имеющим большую юридическую силу.
Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 №763-161 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», вступившим в законную силу с 01 января 2019 года, приложения 2-16 к Закону Санкт-Петербурга от 21.12.2005 г. N 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» изложены в новой редакции.
Полагая оспариваемые положения противоречащими актам, имеющим большую юридическую силу, административный истец указывает на то, что в силу положений статей 23 и 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в их системной связи, действовавших на момент принятия Закона Санкт-Петербурга от 19.12.2018 г. № 763-161, отображение на картах в составе Генерального плана Санкт-Петербурга автомобильных дорог местного значения является обязательным, однако в Приложении 4 «Схема размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения с выделении сооружений внешнего транспорта, городского транспорта, автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожная сеть)» к Генеральному плану такие дороги не отражены, в связи с чем они не могут быть установлены подзаконным нормативным правовым актом, в том числе, проектом планировки территории.
Суд полагает эти доводы ошибочными.
Частью 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в действующей редакции установлено, что документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения являются генеральные планы, которые включают в себя сведения, предусмотренные статьей 23 настоящего Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт- Петербурга. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план, в том числе, содержит в себе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. Согласно подпункту "б" пункта 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса на указанной карте, в том числе, отображаются автомобильные дороги местного значения.
Объектами регионального значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации); объектами местного значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
В силу части 3 статьи 79 этого же нормативного правового акта перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Законом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге не отнесены вопросы осуществления дорожной деятельности.
Законом Санкт-Петербурга «О видах объектов регионального значения, подлежащих отображению на Генеральном плане Санкт-Петербурга " от 11.07.2019 № 380-94, установлена необходимость отражения в Генеральном плане Санкт-Петербурга следующих видов планируемых для размещения объектов регионального значения в области автомобильных дорог регионального значения и улично-дорожной сети: магистральная дорога скоростного движения; магистральная дорога регулируемого движения; магистральная улица общегородского значения непрерывного движения; магистральная улица общегородского значения регулируемого движения; магистральная улица районного значения; мостовое сооружение в составе магистральных дорог, магистральных улиц; транспортная развязка в разных уровнях в составе магистральных дорог, магистральных улиц; тоннель в составе магистральных дорог, магистральных улиц; пешеходный переход в разных уровнях на магистральных дорогах скоростного движения, регулируемого движения, железнодорожных путях общего пользования. При этом виды объектов местного значения в области автомобильных дорог, подлежащие отображению в Генеральном плане Санкт-Петербурга, указанным Законом Санкт-Петербурга не установлены.
Действующим Генеральным планом Санкт-Петербурга в отдельную функциональную зону «У» выделена зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной инфраструктуры, параметры планируемого развития которой отражены в Карте границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга» (приложение 2 к Генеральному плану); а также утверждены Схема размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения с выделением сооружений внешнего транспорта городского транспорта, автомобильных дорог общего пользования (внешний транспорт) (приложение 3), Схема размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения с выделением сооружений внешнего транспорта, городского транспорта, автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожная сеть) (приложение 4), предусматривающая скоростные дороги, магистрали непрерывного движения, магистрали городского значения, Схема размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга в прогнозируемый период основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения с выделением сооружений внешнего транспорта, городского транспорта, автомобильных дорог общего пользования (городской транспорт) (приложение 5).
Из приведенных положений следует, что в Генеральном плане Санкт –Петербурга предусмотрено отображение только основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры в части размещения городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения, а также объектов городского транспорта и внешнего транспорта; отображение на Генеральном плане Санкт-Петербурга автомобильных дорог местного значения не предусмотрено.
В соответствии с установленным Генеральным планом Санкт-Петербурга действующим в настоящее время функциональным зонированием, отраженным на Карте границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга (приложение № 2 к Генеральному плану), Земельный участок находится в границах «территорий, резервируемых для развития функциональных зон на прогнозируемый период» (т.е. по 2025 год); с учетом измененных временных сроков реализации Генерального плана до 01 марта 2021 он находился в функциональной зоне «ПД» (зона объектов производственного, транспортно-логистического, складского назначения, инженерной инфраструктуры; с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием данной зоны), с 01 марта 2021 - в функциональной зоне «ЖМР» (зона многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны) (л.д.117-118).
Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524, рассматриваемая территория с 01 марта 2021 года отнесена к территориальной зоне Т3Ж2 (жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры»). Градостроительным регламентом для указанной территориальной зоны «предусмотрен основной вид разрешенного использования земельных участков «Улично-дорожная сеть» с кодом 12.0.1 по Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, который предполагает размещение объектов улично-дорожной сети.
Понятие «улично-дорожной сети» закреплено в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
В соответствии с пунктом 11.4 этого же акта улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. К улицам и дорогам местного значения относятся улицы и дороги местного значения, в том числе: улицы в зонах жилой застройки (основное назначение – транспортные и пешеходные связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения, обеспечивают непосредственный доступ к зданиям и земельным участкам) и пешеходные улицы (исключающие движение всех видов транспорта); понятие «улицы» дано в пункте 3.36 этого же акта как территории общего пользования, ограниченной красными линиями улично-дорожной сети городского и сельского поселения.
Таким образом, улицы и дороги местного значения в составе улично-дорожной сети не подлежат отображению на Генеральном плане Санкт-Петербурга, не выделяются в отдельную функциональную зону Генеральным планом Санкт-Петербурга и в соответствующую территориальную зону Правилами землепользования и застройки в Санкт-Петербурга, и могут располагаться в любой территориальной зоне как территория общего пользования с учетом положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, при том, что силу пунктов 11 и 12 статьи 1 действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В соответствии с положениями раздела 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденного Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, действующей в момент принятия оспариваемого акта, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
В данном случае установление красных линий в составе планировки территории обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий исходя из установленных Генеральным планом Санкт-Петербурга задач, установление красных линий в оспариваемом проекте планировки территории осуществлено Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий, издание оспариваемого акта не противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, установление красной линии по Земельному участку само по себе не создает препятствий в его использовании в силу пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Оснований для применения к рассматриваемому спору положений части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не имеется.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 15 статьи 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" который вступил в силу с 1 апреля 2015 года, положения частей 12.4 - 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении проектов планировки территории, утвержденных до дня вступления в силу названного Федерального закона.
В связи с указанным правовым регулированием не могут служить основанием для признания акта недействующим и доводы административного истца относительно того, что оспариваемым актом и Генеральным планом Санкт-Петербурга не предусматривается срок реализации Постановления № 864, что создает правовую неопределенность для лиц, чьи объекты недвижимости находятся в красных линиях планируемого продолжения Заставской ул., и бессрочное ограничение прав административного истца. При этом следует учитывать, что оспариваемый акт принят в развитие задач Генерального плана Санкт-Петербурга, в котором установлены сроки его реализации
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
ООО «И-П» в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2007 № 864 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Московским пр., наб. Обводного кан., полосой отвода Балтийской линии Октябрьской железной дороги, Благодатной ул., в Адмиралтейском и Московском районах" – отказать
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда Е.А.Витушкина