Дело № 2а-1053/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск Московской области 21 мая 2021 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: Сумкиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания: Иващенко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1053/2021 по административному иску ИФНС России по г. Егорьевску Московской области к Симакову Ю.И. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Егорьевску Московской области (далее Инспекция, административный истец) обратилась в суд с административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика Симакова Ю.И. задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год и пени на общую суму <данные изъяты> рублей.
В обоснование иска указано, что Симаков Ю.И. в ДД.ММ.ГГГГ году являлся собственником земельных участков с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. На основании ст. 389 НК РФ вышеуказанные земельные участки признаются объектами налогообложения, а Симаков Ю.И., как их собственник, является плательщиком налога на землю. Сумма земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год составила <данные изъяты> рублей. Симаков Ю.И. обязан был оплатить земельный налог за вышеуказанные объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности в ДД.ММ.ГГГГ году в установленный законом срок, однако он обязанность по уплате платежей по налогу своевременно не выполнил, в связи с чем, на основании ст.75 НК РФ ему были начислены пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля. Симакову Ю.И. были направлены требования об уплате налога и пени № и №, согласно которым ответчику было предложено в добровольном порядке уплатить задолженность. Симаковым Ю.И. сумма налога и пени в срок, указанный в требовании уплачена не была. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Егорьевску Московской области в адрес мирового судьи судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Симакова Ю.И. задолженности по налогу и пени за ДД.ММ.ГГГГ год, такой судебный приказ был выдан ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области был отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности Симакова Ю.И. по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год и пени в общем в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ административный иск поступил в суд.
Представитель ИФНС России по г. Егорьевску Московской области по доверенности Васёнина О.Е. в судебном заседании административный иск поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении, также ею представлены пояснения по делу.
Административный ответчик Симаков Ю.И. в судебное заседание не явился.
Согласно части 1 статьи 140 КАС РФ в случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (части 2, 6, 7 статьи 150 КАС РФ). Вопрос о необходимости отложения разбирательства дела разрешается судом самостоятельно, применительно к каждому конкретному делу, с учетом соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции, и разумного срока судопроизводства (статья 10 КАС РФ).
Способы и порядок извещения и вызова в суд участников процесса регламентированы главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая допускает фактически любой способ извещения, но при этом в результате такого извещения должен быть с достоверностью подтвержден факт уведомления участника процесса о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте.
Из разъяснений, содержащихся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что по смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Как следует из материалов дела, почтовые извещения административному ответчику Симакову Ю.И. о дате судебных заседаний направлены заказными письмами с уведомлением о вручении по месту его регистрации (г. <адрес>) и по месту его фактического проживания (<адрес>), также в адрес ответчика судом была направлена телеграмма, которая возвращены без вручения адресату, т.к. дом закрыт, адресат за телеграммой не явился. Какие-либо допустимые и достоверные доказательства невозможности получения почтовой корреспонденции по объективным причинам ответчиком не представлены, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела.
Судом был обсужден вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося ответчика, явка которого не признана судом обязательной. Судом с учетом обстоятельств дела, норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие Симакова Ю.И. Следует отметить, что судебное заседание назначалось на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, о которых административный ответчик извещался надлежащим образом, препятствий представить письменные объяснения на административный иск, либо явиться в судебное заседание не имелось. Однако Симаков Ю.И. таким правом не воспользовался, реализовав свои процессуальные права на свое усмотрение.
Исследовав материалы дела, учитывая доводы административного истца, обозрев материалы административного дела № судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 6 ст. 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В ст. 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ). В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ), В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ). В силу пункта 1 статьи 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ на органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Из анализа изложенных выше положений закона следует, что налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету объектов при исчислении имущественных налогов. На основании сведений, полученных от регистрирующих органов, налоговая инспекция формирует налоговое уведомление, в котором указывается объект имущества, на который был начислен налог; такое уведомление является документом, подтверждающим наличие у должника того либо иного объекта имущества.
В соответствии с Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронной форме при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396. 408 НК РФ.
Форма представления сведений Росреестром в налоговые органы о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества (форма по КПД 1114235) утверждена Приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302.
В соответствии с пунктом 1 Порядка заполнения указанной формы она заполняется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. В целях исчисления земельного налога инспекция обязана использовать сведения, полученные в установленном порядке от уполномоченного органа. Сведения передаются Росреестром по форме, утвержденной ФНС России. В рамках Соглашения налоговые органы вправе направлять запросы в случае возникновения спорных вопросов по сведениям в ранее полученной информации (ст. 8 Соглашения). Тем самым налоговый орган производит начисление налога на основании сведений представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Симаков Ю.И. в ДД.ММ.ГГГГ году являлся собственником земельных участков с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты> кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ и с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. На основании ст. 389 НК РФ вышеуказанные земельные участки признаются объектом налогообложения, а Симаков Ю.И., как их собственник, является плательщиком налога на землю.
Согласно п.п.2 ст. 2 Решения Совета депутатов городского поселения Егорьевск Егорьевского района Московской области от 22.05.2014 года №33/5 «О земельном налоге», в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства установить налоговую ставку в размере 0,30 процента от кадастровой стоимости участка.
Недоимка по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год составляет: земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый № рублей, земельный участок, адрес: <адрес>, д. Титовская, кадастровый номер № - <данные изъяты> рублей.
В силу пп.1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В установленный законом срок ответчик обязанность по уплате платежей по налогам не выполнил, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ ему были начислены пени. В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. В соответствии с п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Согласно п.4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Согласно расчета, представленному административным истцом, сумма пеней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.
В связи с неуплатой Симаковым Ю.И. налога в срок, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, в адрес ответчика были направлены требования об уплате налога и пени № и № (л.д. 9-16), согласно которым Симакову Ю.И. было предложено в добровольном порядке уплатить задолженность по налогу и пени. Ответчиком сумма налога и пени в срок, указанный в требованиях, уплачена не была.
Направление, как налогового уведомления, так и требований подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, а у налогоплательщика Симакова Ю.И. имеется задолженность, которую он добровольно не уплатил.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Егорьевску Московской области обращалась к мировому судье судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Симакова Ю.И. задолженности по земельному налогу и пени. Такой судебный приказа был выдан ДД.ММ.ГГГГ. Определением мирового судьи судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области ДД.ММ.ГГГГ был отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности с Симакова Ю.И. по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год и пени в общем в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 6).
Учитывая, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога и пени, срок обращения в суд административным истцом не пропущен, доказательства возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате указанного налога, которая не была исполнена в установленный законом срок добровольно, представлены, у суда имеются основания взыскать с ответчика недоимку по земельному налогу. Принимая во внимание положения вышеприведенных норм и факт регистрации в ДД.ММ.ГГГГ годах за Симаковым Ю.И. вышеуказанных объектов недвижимости, а также несвоевременной уплаты им налога, суд приходит к выводу о том, что начисление пени являлось правомерным. Основания для освобождения административного ответчика от уплаты налога и пени судом не установлены.
Представителем ИФНС России по г. Егорьевску представлены пояснения, согласно которым Симаков Ю.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является пенсионером и инвалидом <данные изъяты> группы, в связи с чем, ему в соответствии с Главой 31 Налогового кодекса и Федеральным законом от 06.10.20003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставляются соответствующие льготы- налоговый вычет в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере <данные изъяты> рублей.
Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд удовлетворяет административное исковое заявление ИФНС по г.о. Егорьевск Московской области о взыскании с Симакова Ю.И. задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рубля.
В силу положений ст. 114 ч. 1 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Исходя из размера взысканной суммы задолженности по налоговым платежам с Симакова Ю.И., в соответствии со ст. 114 КАС РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░/ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.