Решение по делу № 33-18459/2023 от 11.10.2023

УИД 61RS0023-01-2019-001515-36

Судья Шам С.Е. № 33-18459/2023

№ 2-1937/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,

судей Портновой И.А., Курносова И.А.,

при секретаре Сукаче И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Веры Петровны, Колесникова Романа Владимировича, Колесниковой Дарьи Константиновны, Крыловой Надежды Викторовны, Фроловой Светланы Алексеевны, Стеценко Сергея Николаевича к Администрации г. Шахты, третье лицо Министерство топлива и энергетики РФ об установлении факта постоянного проживания и обязании включения в списки граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания, по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 25 сентября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Портновой И.А., судебная коллегия

установила:

Колесникова В.П., Колесников Р.В., Колесникова Д.К., Крылова Н.В., Фролова С.А., Стеценко С.Н. обратились в суд с иском к Администрации г. Шахты Ростовской области об установлении факта постоянного проживания и обязании включения в списки граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания, ссылаясь на то, что с 06.09.2002 Колесникова В.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Дом, в котором находится указанная квартира, признан непригодным для проживания. Истец проживает в указанном доме совместно с сыном Колесниковым Р.В., его женой Колесниковой Д.К., дочерью Крыловой Н.В., а также родственником истца Фроловой С.А. и с супругом последней Стеценко С.Н. После признания дома непригодным для проживания истцы в 2018 году обращались в Администрацию г. Шахты с заявлением о включении в список граждан, подлежащих переселению. Однако, в удовлетворении заявления ответчиком было отказано на том основании, что истцы не были включены в список ранее, когда он формировался.

В связи с изложенными обстоятельствами, истцы просили суд: установить факт постоянного проживания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, Колесниковой В.П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время, Колесникова Р.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время, Колесниковой Д.К., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., с ноября 2017 года по настоящее время, Крыловой Н.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время, Фроловой С.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р. и Стеценко С.Н., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р. с ноября 2017 года по настоящее время; обязать Администрацию г. Шахты включить Колесникову В.П., Колесникова Р.В., Колесникову Д.К., Крылову Н.В., Фролову С.А. и Стеценко С.Н. в списки граждан, подлежащих переселению из жилья непригодного для проживания, обязать Администрацию г. Шахты направить списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья на согласование в Министерство энергетики РФ; обязать Администрацию г. Шахты заключить с Колесниковой В.П., Колесниковым Р.В., Колесниковой Д.К., Крыловой Н.В., Фроловой С.А., Стеценко С.Н. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 25.09.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Шахты Ростовской области выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что истцами не была доказана вся совокупность условий для предоставления социальной выплаты, а именно истцы на момент принятия решения о ликвидации шахты в списках граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, не значились. В связи с чем истцы не имели права на включение их в соответствующие списки, граждан, подлежащих переселению и получение социальной выплаты. Таким образом, в удовлетворении исковых требований суду следовало отказать.

Представитель ответчика администрации г. Шахты по доверенности Карелина Ю.Л. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, поданную истцом апелляционную жалобу удовлетворить.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, сведения о надлежащем извещении которых, в том числе и с учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ и абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», имеются в материалах дела.

Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ростовского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем лица, участвующие в деле, действуя добросовестно, могли ознакомиться и проследить дату рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

Во исполнение данного Закона Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден «Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования», включающий реализацию программ местного развития шахтерских городов и поселков, в частности, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (подп. «б», п. 8).

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. п. 3, 8, 9, 12).Предоставление социальных выплат осуществляется в связи с переселением из ветхого жилья граждан, при условии отсутствия обеспеченности другим жилым помещением, что определяет социальный характер указанных выплат, и является однократным.

Иного порядка предоставления социальной выплаты, кроме как предусмотренного вышеназванными Правилами, нормативными актами не предусмотрено.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» и исходил из того, что дальнейшее проживание в жилом помещении по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН для истцов невозможно, установив совокупность необходимых условий для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, пришел к выводу о том, что истцы имеют право на социальную помощь от государства в виде социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, подлежащего сносу, обязав администрацию г. Шахты включить истцов в списки граждан, подлежащих переселению из жилья непригодного для проживания и заключить с истцами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

С изложенными выводами судебная коллегия не может согласиться исходя из следующего.

Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно пунктам 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: а) снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 01.01.2012 года угольных (сланцевых) шахтах; б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации угольных шахт Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2016 № 976, вступившим в законную силу 08.11.2016, пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков №428 дополнен текстом следующего содержания:

«Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье».

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

Из материалов дела известно, что решение о ликвидации шахты «Аютинская» ОАО «Ростовуголь» было принято 05.02.2002.

Между тем, Колесникова В.П. приобрела спорное ветхое жилье по договору купли-продажи от 06.09.2002 и зарегистрировалась в указанном жилом помещении 15.04.2003, что подтверждается представленными доказательствами. В свою очередь, Колесников Р.В. зарегистрирован в ветхом жилье 13.05.2003, Колесникова Д.К. – 30.11.2017, Крылова Н.В. – 31.12.2002, Стеценко С.Н. в ноябре 2017 года

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что на момент принятия решения о ликвидации шахты 05.02.2002 истцы не проживали в спорном доме и не были зарегистрированы в спорном жилом помещении по месту жительства, право собственности Колесниковой В.П. на указанный объект недвижимости возникло 06.09.2002, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, определенных Правилами № 428 и являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований.

Таким образом, правовых оснований для включения Колесниковой В.П. с составом семьи в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, в рассматриваемом случае не имелось, а отказ ответчика во включении истцов в данные списки и предоставлении истцам социальной выплаты по приведенным мотивам признается судебной коллегией обоснованным.

Поскольку требование истцов об обязании включения их в списки граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания, не подлежит удовлетворению, то и отсутствуют основания для удовлетворения требования об установлении факта постоянного проживания истцов в спорном жилом помещении, так как согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 264, ст. 265 и 267 ГПК РФ суд устанавливает только факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 25 сентября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Колесниковой Веры Петровны, Колесникова Романа Владимировича, Колесниковой Дарьи Константиновны, Крыловой Надежды Викторовны, Фроловой Светланы Алексеевны, Стеценко Сергея Николаевича к Администрации г. Шахты, третье лицо Министерство топлива и энергетики РФ об установлении факта постоянного проживания и обязании включения в списки граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.11.2023.

30.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Передано в экспедицию
30.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее