Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
в составе председательствующего судьи Кокошкиной Г. Ю.
при секретаре Саматовой Н.И.
с участием заместителя прокурора Котовского района Яковлева А.А., представителя заинтересованного лица –главы администрации Коростинского сельского поселения Павловского С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово
29 апреля 2015 г.
дело по заявлению прокурора Котовского района об оспаривании нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Котовского района обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Указывает, что постановлением администрации Коростинского сельского поселения от 26.12.2013 № 117 утверждено Положение о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения (далее – Положение).
Указанное Положение не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, подлежит приведению в соответствие.
Не соответствие Положения требованиям федерального законодательства наделяет должностных лиц при проведении муниципального контроля неограниченно широким кругом полномочий, что в соответствии с п. «а» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 отнесено к коррупциогенным факторам.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой Котовского района 13.01.2015 года был принесен протест. По результатам рассмотрения протеста 23.01.2015 администрацией Коростинского сельского поселения дан ответ, что разработан проект и будет принят на ближайшем заседании Совета Коростинского сельского поселения.
Однако, до настоящего времени указанный нормативный правовой акт не утвержден, в соответствие с действующим законодательством не приведен.
От прокурора Котовского района поступило заявление, в котором заявленные требования были изменены и дополнены. Просит признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу п. 1.5, п. 2.4. постановления администрации Коростинского сельского поселения от 26.12.2013 № 117 «Об утверждении Положения о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения» - в связи с его несоответствием ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Сообщение о решении суда, в соответствие с положениями части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", после вступления в законную силу, направить в газету для публикации.
Указывает, что постановление администрации Коростинского сельского поселения от 26.12.2013 № 117 «Об утверждении Положения о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения» подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой Котовского района 13.01.2015 был принесен протест. По результатам рассмотрения протеста 23.01.2015 администрацией Коростинского сельского поселения дан ответ, что разработан проект и будет принят на ближайшем заседании Совета Коростинского сельского поселения.
Однако, до настоящего времени указанный нормативный правовой акт не утвержден, в соответствие с действующим законодательством в соответствие не приведен.
Данное заявление подается прокуратурой Котовского района в целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан, поскольку указанный нормативный акт распространяет свое действие в отношении неопределенного круга лиц на территории Коростинского сельского поселения, круг которых персонального изменчив.
Согласно полномочиям, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
В судебном заседании заместитель прокурора Котовского района Яковлев А.А. изменил заявленные требования. Просит признать п. 1.5, п. 2.4. Положения о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения, утвержденного постановлением администрации Коростинского сельского поселения от 26.12.2013 № 117 противоречащими федеральному закону и недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Коростинского сельского поселения обнародовать решение суда после вступления его в законную силу.
Представитель заинтересованного лица-глава администрации Коростинского сельского поселения Павловский С.М. с заявлением не согласен. Поясняет, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Полагает, что заявленные требования являются вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав зам. прокурора Яковлева А.А. представителя заинтересованного лица Павловского С.М., находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Ч.1 ст. 251 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Коростинского сельского поселения от 26.12.2013 № 117 утверждено Положение о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
Суд считает, что указанное Положение не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, подлежит приведению в соответствие.
Федеральным законом от 14.10.2014 № 307 – ФЗ внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе, в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с ч.1 ст. 9 ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
П. 1.5 Положения не соответствует требованиям ч.1 ст. 9 ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с п. 1.5 Положения установлено, что муниципальный контроль осуществляется за соблюдением требований, установленных: нормативными правовыми актами поселения, регулирующими деятельность в сфере использования автомобильных дорог местного значения; Правилами благоустройства территории сельского поселения, утвержденными в установленном порядке; иными муниципальными правовыми актами по вопросам использования автомобильных дорог местного значения в пределах установленной сферы деятельности администрации сельского поселения.
Согласно ч.3 ст. 13 ФЗ № 294 в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Однако, п. 2.4. Положения предусмотрено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более, чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более, чем на пятнадцать часов.
Таким образом, постановление администрации Коростинского сельского поселения от 26.12.2013 № 117 «Об утверждении Положения о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения» подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Не соответствие Положения требованиям федерального законодательства наделяет должностных лиц при проведении муниципального контроля неограниченно широким кругом полномочий, что в соответствии с п. «а» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 отнесено к коррупциогенным факторам.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой Котовского района 13.01.2015 года был принесен протест.
По результатам рассмотрения протеста 23.01.2015 администрацией Коростинского сельского поселения дан ответ, что разработан проект и будет принят на ближайшем заседании Совета Коростинского сельского поселения.
Однако, на день рассмотрения дела в суде указанный нормативный правовой акт не утвержден, в соответствие с действующим законодательством не приведен.
Суд считает необоснованными доводы представителя заинтересованного лица о том, что заявленные требования являются вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку эти доводы основаны на неверном толковании закона.
Руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Признать п. 1.5, п. 2.4. Положения о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения, утвержденного постановлением администрации Коростинского сельского поселения от 26.12.2013 № 117, противоречащими федеральному закону и недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Коростинского сельского поселения обнародовать решение суда после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
СУДЬЯ
Решение суда в окончательной форме принято 04.05.2015.
Судья