Решение по делу № 66а-1242/2020 от 06.10.2020

    Дело № 66а-1242/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Сочи                                  5 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Сиротиной Е.С., Катанаевой А.С.

при секретаре судебного заседания Беляк В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-243/2020 (УИД 61OS0000-01-2020-000209-73) по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим решения Собрания депутатов Красносулинского района Ростовской области от 24 сентября 2018 г. № 338 «Об утверждении Генерального плана Божковского сельского поселения» в части включения в границы Божковского сельского поселения Красносулинского района земель лесного фонда

по апелляционной жалобе Собрания депутатов Красносулинского района Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 28 июля 2020 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просило признать не действующим со дня принятия решение Собрания депутатов Красносулинского района Ростовской области от 24 сентября 2018 г. № 338 (далее также – Решение № 338) «Об утверждении генерального плана Божковского сельского поселения» (далее – Генеральный план) в части включения в границы Божковского сельского поселения земель лесного фонда общей площадью 3684 квадратных метров месторасположением:

1) Красносулинское участковое лесничество Шахтинского лесничества Ростовской области – п. Колонка Божковского сельского поселения, квартал 50, части выделов 15,16 площадью пересечения 2175 кв. м;

2) Красносулинское участковое лесничество Шахтинского лесничества Ростовской области – х. Обухов-7 Божковского сельского поселения, квартал 52, часть выдела 11 площадью пересечения 1509 кв. м.

В обоснование административного иска указано, что Решение № 338 не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ), приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования», поскольку в границы Божковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области включены находящиеся в федеральной собственности лесные участки с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана с Рослесхозом и процедуры изменения категории земель. Таким образом, оспариваемым актом изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

Решением Ростовского областного суда от 28 июля 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено; Решение № 338 признано не действующим в оспариваемой части со дня принятия.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Собрание депутатов Красносулинского района Ростовской области, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неверное определение обстоятельств по делу, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. По мнению автора апелляционной жалобы, отсутствие на момент рассмотрения административного дела в суде первой инстанции надлежащим образом установленных границ лесных участков и земель населенных пунктов исключало возможность определить наложение границ данных земель друг на друга. Доказательством, опровергающим наложение границ населенных пунктов х. Обухов-7 и п. Колонка с границами лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Красносулинского участкового лесничества Шахтинского лесничества Ростовской области, является факт внесения после вынесения обжалуемого решения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах данных населенных пунктов, что в противном случае было бы невозможным в силу требований части 5.1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Рослесхозом, участвующим в деле прокурором представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.

Заслушав заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого акта, утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Муниципальное образование Божковское сельское поселение является муниципальным образованием со статусом сельского поселения (статья 2 Областного закона Ростовской области от 27 декабря 2004 г. № 232-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «Красносулинский район» и муниципальных образований в его составе») и входит в состав муниципального образования «Красносулинский район».

Частью 1.2 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 г. № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» принятие генерального плана сельского поселения исключено из вопросов местного значения сельских поселений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Устава муниципального образования «Красносулинский район», принятого решением Собрания депутатов Красносулинского района от 14 января 2015 г. № 431, к вопросам местного значения Красносулинского района относится принятии генеральных планов поселений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Решение № 338 принято уполномоченным органом в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.

Утвержденным названным решением Генеральным планом установлены границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Божковское сельское поселение Красносулинского муниципального района Ростовской области.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Как усматривается из материалов дела, лесные кварталы 50, 52 Красносулинского участкового лесничества Шахтинского лесничества входят в состав земельного участка с кадастровым номером 61:18:0000000:17 общей площадью 13363000 кв. м, месторасположением: Ростовская область, Красносулинский район, относящегося к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации (право собственности зарегистрировано в органах Росреестра 13 июля 2004 г.).

В ходе мероприятий, осуществленных филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», установлено наложение границ двух населенных пунктов Божковского сельского поселения (п. Колонка и х. Обухов-7) и земель лесного фонда, относящихся к Красносулинскому участковому лесничеству Шахтинского лесничества Ростовской области, площадью 3684 кв. м:

1) Красносулинское участковое лесничество Шахтинского лесничества Ростовской области – п. Колонка Божковского сельского поселения, квартал 50, части выделов 15,16 площадью пересечения 2175 кв. м;

2) Красносулинское участковое лесничество Шахтинского лесничества Ростовской области – х. Обухов-7 Божковского сельского поселения, квартал 52, часть выдела 11 площадью пересечения 1509 кв. м.

Нормы части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ обусловливают необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта Генерального плана), следует, что Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта.

Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункт 5.4.3).

В данном случае судом установлено, что в нарушение норм статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана утвержден без согласования с Рослесхозом.

Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 ГрК РФ, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, является существенным нарушением порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Установив, что при подготовке проекта Генерального плана нарушена предусмотренная ГрК РФ процедура согласования, а также документально подтвержден факт наложения границ населенных пунктов на участки лесного фонда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Доводы апелляционной жалобы повторяют возражения представителя административного ответчика, изложенные в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии доказательств включения в границы населенных пунктов спорных лесных участков опровергаются материалами дела.

В силу части 2 статьи 69 ЛК РФ (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Право собственности Российской Федерации на вышеуказанный лесной участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.

Наложение границ населенных пунктов на земли лесного фонда подтверждено материалами дела, в том числе результатами выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов Божковского сельского поселения, выписками из государственного лесного реестра, схемами графического совмещения границ населенных пунктов с границами лесных участков.

Указанным доказательствам по настоящему административному делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для признания Решения № 338 не действующим в оспариваемой части основаны на законе и материалах дела, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Утверждение административного ответчика о том, что факт внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов (п. Колонка и х. Обухов-7) подтверждает отсутствие наложения границ данных населенных пунктов на границы лесных участков, вышеуказанные выводы суда не опровергает, в том числе по причине того, что границы земельного участка с кадастровым номером 61:18:0000000:17 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и сведения об их координатах в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся.

Ссылка автора апелляционной жалобы в подтверждение своих доводов на часть 5.1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является несостоятельной, поскольку положениями приведенной нормы определены лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении земельных участков, являющихся в соответствии с лесным законодательством лесными участками в составе земель лесного фонда.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

В целом апелляционная жалоба не содержит сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Ростовского областного суда от 28 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов Красносулинского района Ростовской области – без удовлетворения.

    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи

66а-1242/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Собрание депутатов Красносулинского района Ростовской области
Другие
Администрация Божковского сельского поселения Красносулинского района
Собрание депутатов Божковского сельского поселения
Департамент лесного хозяйства по ЮФУ
Ли Филипп Алексеевич
Министерство природных ресурсов Ростовской области
Администрация Красносулинского района
Прокуратура Ростовской области
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Гылкэ Дмитрий Иванович
Дело на сайте суда
3ap.sudrf.ru
07.10.2020Передача дела судье
05.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2020Передано в экспедицию
05.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее