Номер дела, присвоенный судом апелляционной инстанции, 33-14915/2022
Учёт №137г
Номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-382/2022
УИД 16RS0012-01-2022-000637-61
Судья О.М. Тюфтина
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2022 г. г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Б.Г. Абдуллаева,
судей З.Ш. Бикмухаметовой и Р.Э. Курмашевой,
при секретаре судебного заседания Р.И. Шавалиеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Б.Г. Абдуллаева апелляционную жалобу В.З. Лазарева на решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 21.07.2022 по гражданскому делу по иску Российской Федерации в лице государственной компании «Российские автомобильные дороги» к В.З. Лазареву о принудительном изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика В.З. Лазарева и его представителя Т.Н. Платоновой, представителя истца государственной компании «Российские автомобильные дороги» Д.З. Рахматуллина, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Российская Федерация в лице государственной компании «Российские автомобильные дороги» обратилась в суд с иском к В.З. Лазареву о принудительном изъятии земельных участков для государственных нужд с предоставлением возмещения.
В обоснование иска указано, что государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта «Скоростная автомобильная дорога Москва – Нижний Новгород – Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, 7 этап км 586 – км 663, Чувашская Республика, Республика Татарстан (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения А-151 «Цивильск – Ульяновск» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-241 «Казань – Буинск – Ульяновск»)».
В целях реализации данного проекта на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 02.02.2022 № 214-р подлежат изъятию в установленном порядке земельные участки с кадастровым номером .... площадью 2 411 кв.м и с кадастровым номером .... площадью 742 кв.м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, Коргузинское сельское поселение, образованные из земельного участка с кадастровым номером ...., относящиеся к категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, имеющие вид разрешённого использования автомобильный транспорт.
На основании отчёта об оценке размер возмещения ответчику определён по состоянию на 14.06.2022 в сумме 648 953 руб.
16.06.2022 истец сопроводительным письмом направил ответчику копию распоряжения об изъятии и для согласования и подписания проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд. Письмо получено ответчиком 22.06.2022. В этот же день от ответчика поступило уведомление об отказе от подписания соглашения.
На основании изложенного истец просил суд изъять для нужд Российской Федерации указанные земельные участки с кадастровыми номерами ...., .... с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета.
Определением суда первой инстанции от 21.07.2022 по ходатайству истца производство по делу в части искового требования об определении размера возмещения за изымаемые земельные участки выделено в отдельное производство.
Обжалуемым решением суда исковое требование о принудительном изъятии земельных участков для государственных нужд удовлетворено и постановлено изъять у В.З. Лазарева в принудительном порядке для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельные участки с кадастровым номером .... площадью 2411 кв.м и с кадастровым номером .... площадью 742 кв.м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Коргузинское сельское поселение, образованные из земельного участка с кадастровым номером ...., относящиеся к категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения.
В апелляционной жалобе с учётом дополнений к ней ответчик просит решение суда отменить и оставить исковое заявление без рассмотрения. В обоснование жалобы указано, что суд необоснованно изъял у ответчика земельные участки без определения размера возмещения, не рассмотрел вопрос о равноценности предлагаемого возмещения, выделив данное требование в отдельное производство, что нарушает права истца. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд без одновременного разрешения вопроса о выплате возмещения за изымаемый земельный участок является незаконным. Имеются основания для оставления иска без рассмотрения ввиду несоблюдения истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора, поскольку истцом не соблюдены установленные законом порядок и срок обращения с иском в суд.
В судебном заседании ответчик и его представитель апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям; представитель истца с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения, представив письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта «Скоростная автомобильная дорога Москва – Нижний Новгород – Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, 7 этап км 586 – км 663, Чувашская Республика, Республика Татарстан (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения А-151 «Цивильск – Ульяновск» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-241 «Казань – Буинск – Ульяновск»)».
В целях реализации данного проекта на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 02.02.2022 № 214-р подлежат изъятию в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельные участки площадью 2 411 кв.м и 742 кв.м, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером .... площадью 65 421 кв.м, находящегося по адресу: Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район, Коргузинское сельское поселение, находящегося в собственности В.З. Лазарева.
Земельный участок с кадастровым номером .... относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешённого использования для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер земельного участка присвоен 17.05.2021, государственная регистрация права собственности ответчика на земельный участок осуществлена 14.09.2021.
На основании указанного распоряжения из земельного участка с кадастровым номером .... образованы земельные участки с кадастровым номером .... площадью 2 411 кв.м и с кадастровым номером .... площадью 742 кв.м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район, Коргузинское сельское поселение, относящиеся к категория земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющие вид разрешённого использования автомобильный транспорт. Кадастровые номера земельных участков присвоены 09.03.2022.
Письмом от 16.06.2022 истец уведомил ответчика об изъятии земельных участков Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 02.02.2022 № 214-р, направил ему копию данного Распоряжения и для подписания проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, предметом которого является изъятие истцом у ответчика земельных участков с кадастровыми номерами ...., .... с выплатой возмещения в сумме 648 953 руб. согласно прилагаемому отчёту об оценке.
Указанное письмо с приложением получены ответчиком 22.06.2022. Письменным уведомлением от 22.06.2022 в адрес истца ответчик отказался от подписания соглашения об изъятии недвижимости.
Разрешая спор и принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался статьями 279, 281, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 49, 56.2, 56.3, 56.6, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьёй 37 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьёй 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 5.4.1 (1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, и пришёл к выводам об удовлетворении иска, поскольку истцом предприняты необходимые и достаточные меры по выполнению требований законодательства об уведомлении правообладателя, сторонами спорных правоотношений добровольного соглашения о выкупе не достигнуто, в связи с чем у ответчика подлежат изъятию в принудительном порядке для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) спорные земельные участки.
При этом суд указал, что в рамках настоящего спора судом исследуется лишь вопрос соблюдения процедуры изъятия имущества со стороны государственных органов. Поскольку ответчик не согласен с выкупной стоимостью, размер возмещения за изымаемые земельные участки определяется в рамках гражданского дела № 2-407/2022.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены решения суда на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статьёй 279 ГК РФ установлено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее – соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6).
На основании статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1).
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4).
Из вышеприведённых положений следует, что принудительное отчуждение имущества для государственных или муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд; в случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (в том числе размер возмещения).
Реализация договорного способа передачи имущества для государственных или муниципальных нужд предопределена как принципом свободы договора, так и его публично-правовым характером. Собственник изымаемого недвижимого имущества, действуя своей волей и в своем интересе (то есть в соответствии с основными началами гражданского законодательства), вправе подписать предлагаемый ему проект соглашения, тем самым соглашаясь с предложенными условиями изъятия имущества, включая условие о его стоимости, либо отказаться от заключения договора.
При несогласии собственника с условиями, предложенными в проекте соглашения, такое изъятие может осуществляться лишь в судебном порядке, обеспечивающем необходимые гарантии частной собственности и позволяющем собственнику, в частности, настаивать на предварительном и равноценном возмещении за принудительное изъятие, размер которого определяется судом.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (Постановления от 21.04.2003 № 6-П, от 24.02.2004 № 3-П, от 12.07.2007 № 10-П, от 29.06.2012 № 16-П, от 16.04.2015 № 8-П, от 03.07.2018 № 28-П), что ограничения прав и свобод допустимы, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, строго обусловлены публичными интересами, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Возможность принудительного изъятия имущества должна уравновешиваться неукоснительным соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации гарантий неприкосновенности права собственности, что, с учетом изложенных позиций Конституционного Суда Российской Федерации, предполагает конституционную обязанность законодателя установить надлежащие юридические процедуры принятия и исполнения решений об изъятии имущества у собственника.
Таким образом, принудительное изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд находится в прямой взаимосвязи с предоставлением предварительного равноценного возмещения владельцу компенсации за такое изъятие. Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд без одновременного разрешения вопроса о выплате возмещения за изымаемый земельный участок не соответствует требованиям земельного и гражданского законодательства, а также основополагающим принципам Конституции Российской Федерации.
Изложенные выводы суда согласуются с правовой позиции, приведённой в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.02.2019 № 9-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 13 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.К. Качковского и А.Г. Федосова».
В соответствии со статьёй 151 ГПК РФ судья выделяет одно или несколько соединенных исковых требований в отдельное производство, если признает, что раздельное рассмотрение требований будет целесообразно.
Вместе с тем в рассматриваемом случае у суда первой инстанции отсутствовали основания для выделения искового требования об определении размера возмещения за изымаемые земельные участки в отдельное производство, поскольку в таком случае не обеспечивается установленное Конституцией Российской Федерации, нормами ГК РФ и ЗК РФ обязательное требование о предварительном равноценном возмещении за изымаемые земельные участки. Данное исковое требование подлежало рассмотрению и разрешению совместно и одновременно с требованием об изъятии земельных участков для государственных нужд.
При этом выделенное требование, производство по которому оформлено судом в виде гражданского дела № 2-407/2022, в настоящее время не рассмотрено и не разрешено, производство по этому делу приостановлено 04.08.2022 в связи с назначением судом экспертизы (согласно информации, размещённой на официальном сайте Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан).
Ссылка суда первой инстанции на часть 2 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является несостоятельной, поскольку данный правовой акт не регулируют спорные отношения. Указанный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» с 01.07.2012 к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий.
Изложенные нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права привели к принятию неправильного решения суда, вступление в законную силу которого приведёт к изъятию у ответчика принадлежащих ему на праве собственности земельных участков без предварительного и равноценного возмещения, что не допустимо.
Таким образом, решение суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное, а дело – направлению в суд первой инстанции для совместного рассмотрения с гражданским делом № 2-407/2022 в целях разрешения требования об изъятии спорных земельных участков для государственных нужд одновременно с решением вопросов о сроке, размере возмещения и других условий, на которых осуществляется изъятие.
Разрешение судом апелляционной инстанции данных вопросов и принятие нового решения не представляется возможным, поскольку требование об определении размера возмещения за изымаемые земельные участки уже рассматривается судом в рамках гражданского дела № 2-407/2022, а в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении нескольких исковых требований, об изменении и увеличении исковых требований (часть 6 статьи 327 ГПК РФ).
Доводы апеллянта о необходимости оставления иска без рассмотрения отклоняются, поскольку федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен.
Руководствуясь статьями 328 (пункт 2), 329, 330 (пункт 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 21.07.2022 отменить; направить данное дело в Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан для совместного рассмотрения и разрешения с гражданским делом № 2-407/2022 по иску Российской Федерации в лице государственной компании «Российские автомобильные дороги» к В.З. Лазареву об определении размера возмещения за изымаемые земельные участки.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 18.10.2022.
Председательствующий
Судьи