РЕШЕНИЕ CУДА
Именем Российской Федерации17 декабря 2018 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лозовых О.В.,
при секретаре Куликовой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ВолковойМВ к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ № по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении периодов работы в специальный стаж, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Волкова М.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ № 36 по г. Москве и Московской области (далее ГУ-УПФ РФ №36) о признании незаконным решения об отказе во включении периодов работы в специальный стаж, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 17.09.2018 г.
В обоснование своих требований истец ссылалась на то, что 17.09.2018 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии ГУ-УПФ РФ №36 от 02.10.2018 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано. К зачету в специальный стаж трудовой деятельности не были приняты: периоды нахождения на сертификационных курсах – 04 месяца 06 дней, периоды нахождения в служебных командировках – 03 месяца 19 дней. Волкова М.В. не согласна с принятым ответчиком решением, в связи с чем обратилась в суд.
Истец Волкова М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала объяснения аналогичные доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №36 по г.Москве и Московской области по доверенности Майорова Н.В. исковые требования не признала по тем основаниям, что на момент обращения, т.е. на 17.09.2018 г., у истца отсутствовал требуемый специальный стаж (30 лет). Истцу было засчитано только 29 лет 06 месяцев 22 дня. Возражения представителя ответчика аналогичны основаниям отказа, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии от 02.10.2018 г.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Волковой М.В. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу с 01.01.2015 г. (далее - Закон), установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч.8 ст. 13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до днявступления в силунастоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Закона).
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» устанавливается, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом установлено, что 17.09.2018 г. Волкова М.В. обратилась в ГУ – УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением комиссии ГУ – УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.10.2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку необходимого для досрочного назначения пенсии специального стажа у
Волковой М.В. не имеется, к зачету принято 29 лет 06 месяцев 22 дня при необходимом специальном стаже 30 лет. Всего не принято к зачету в специальный стаж – 08 месяцев 11 дней, в том числе периоды нахождения на сертификационных курсах – 04 месяца 06 дней, периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы – 16 дней, периоды нахождения в командировках – 03 месяца 19 дней (л.д. 18-19).
В связи с указанными обстоятельствами у истца отсутствует требуемый специальный стаж, что послужило поводом для обращения Волковой М.В. в суд с вышеназванными требованиями.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на сертификационных курсах – 04 месяца 06 дней и периодов нахождения в командировках – 03 месяца 19 дней.
Как следует из представленных в материалы дела личной карточки (л.д. 13-17) и приказов (л.д. 20-26) истец находилась на сертификационных курсах, а также в командировках с сохранением заработной платы.
На основании ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации является обязательной частью трудовой деятельности истца, что следует из положений ст. ст. 72, 73 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также ранее действовавших Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ч. 1 ст. 54).
Анализируя указанные нормы права, действующие на момент возникновения отношений, а также установленные обстоятельства, которые ответчиком не опровергнуты, суд считает, что ответчик необоснованно отказал Волковой М.В. во включении в специальный стаж периодов нахождения истца в командировках и на курсах повышения квалификации. Указанные выше периоды являются периодами с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
С учетом удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж периодов нахождения на сертификационных курсах – 04 месяца 06 дней (с 07.05.2001 г. по 26.05.2001 г. – 20 дн.; с 04.09.2006 г. по 30.09.2006 г. – 27 дн.; с 09.03.2010 г. по 04.04.2010 г. – 26 дн.; с 25.03.2013 г. по 20.04.2013 г. – 26 дн.; с 02.04.2018 г. по 28.04.2018 г. – 27 дн.) и периодов нахождения в командировках – 03 месяца 19 дней(18.11.2004 г. – 1 день, с 21.01.2008 г. по 08.05.2008 г. – 03 мес. 18 дн.), суд приходит к выводу, что на 17.09.2018 г. у Волковой М.В., в соответствии с п.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., имелся требуемый специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости: 29 лет 06 месяцев 22 дня (принято ответчиком) + 07 месяцев 25 дней (включено судом) = 30 лет 02 месяца 17 дней.
Таким образом, требования истца к ответчику о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.09.2018 г. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ВолковойМВ к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №36 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении периодов работы в специальный стаж, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения – удовлетворить.
Признать решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №36 по г. Москве и Московской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № от 02.10.2018 г. незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ
№ 36 по г. Москве и Московской области засчитать ВолковойМВ в специальный стаж: периоды нахождения на сертификационных курсах – 04 месяца 06 дней (с 07.05.2001 г. по 26.05.2001 г. – 20 дн.; с 04.09.2006 г. по 30.09.2006 г. – 27 дн.; с 09.03.2010 г. по 04.04.2010 г. – 26 дн.; с 25.03.2013 г. по 20.04.2013 г. – 26 дн.; с 02.04.2018 г. по 28.04.2018 г. – 27 дн.) и периоды нахождения в командировках – 03 месяца 19 дней (18.11.2004 г. – 1 день, с 21.01.2008 г. по 08.05.2008 г. – 03 мес. 18 дн.).
Признать за ВолковойМВ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ
№ 36 по г. Москве и Московской области назначить ВолковойМВ досрочную страховую пенсию по старости с 17.09.2018 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2018 года.
Судья: подпись