Принято в окончательной форме 07.09.2020
(УИД)76RS0024-01-2019-004786-77
Дело №2-1100/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карян Г.Г., при участии
представителя истца Домбровского Д.С. по ордеру (л.д.13),
представителя ответчика Сердцевой Е.В. по доверенности (л.д.72),
от третьих лиц – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вишняковой Марины Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Вишнякова Артура Васильевича, Вишняковой Аурики Васильевны, Вишняковой Веры Васильевны, Вишняковой Алены Васильевны, Вишнякова Михаила Васильевича, к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Вишнякова М.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Вишнякова А.В., Вишняковой А.В., Вишняковой В.В., Вишняковой А.В., Вишнякова М.В., обратилась в суд с иском к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля, в котором просила обязать ответчика принять истца и ее несовершеннолетних детей на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в соответствии со ст.ст.49,52 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) обратилась в территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 17.07.2018 ответчиком вынесено распоряжение об отказе Вишняковой М.Н. (и членам ее семьи) в принятии на такой учет. В обоснование отказа ответчиком сделана ссылка на ч.4 ст.52 ЖК РФ, в связи с не предоставлением документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно: документов, подтверждающих личность членов семьи заявителя – Хмелевской Е.И., Хмелевской М.Г., Хмелевской С.Г., Ким Л.Г., документов, подтверждающих согласие указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных, справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 31.01.2018 о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности членам семьи заявителя. По мнению истца, данное распоряжение незаконно, поскольку истцом при подаче заявления были представлены все необходимые документы как по себе, так и по членам семьи. Жилой дом, в котором проживают истцы, представляет собой отдельное стоящее строение (лит.Б) в домовладении по адресу: <адрес>. Дом имеет в составе два обособленных строения (жилого дома) лит.А,А1,А2,А3,А4,А5,Б, принадлежащим на праве общей долевой собственности Калугиной Л.К. (лит.Б), Ким Л.Г.-С., Смирновой Л.А. (лит.А,А1,А2,А3,А4,А5), при этом участники долевой собственности не являются родственниками и членами их семей. Указанные в распоряжении ответчика лица: Хмелевская Е.И., Хмелевская М.Г., Хмелевская С.Г., Ким Л.Г. не являются родственниками или членами семьи истцов, в связи с чем требование о предоставлении на них соответствующих документов, по мнению истца, является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании истец Вишнякова М.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Вишнякова А.В., Вишняковой А.В., Вишняковой В.В., Вишняковой А.В., Вишнякова М.В., не участвовала, уведомлена надлежаще, направила в суд представителя по доверенности Домбровского Д.С., который в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям. Ранее в предварительном судебном заседании 10.06.2020 Вишнякова М.Г. пояснила, что ей не знакомы Ким, а также Хмелевские, указанных граждан истец не знает. Дом, где проживает истец, представляет собой два отдельно стоящих литера, помимо Вишняковой М.Н. в доме проживает ее тетя Калугина А.К. и ее дети.
Представитель ответчика территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля по доверенности Сердцева Е.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, дополнительно сообщила, что на стадии принятия документов от заявителя ответчик не располагал сведениями о том, что Вишнякова М.Н. с детьми, а также Хмелевская Е.И., Хмелевская М.Г., Хмелевская С.Г., Ким Л.Г. не являются членами одной семьи; при рассмотрении документов и определении состава семьи Вишняковой М.Н. территориальная администрация исходила из факта регистрации всех указанных лиц по одному адресу.
Третьи лица Смирнова Л.А., Калугина А.К., Хмелевская Н.Г., Ким Л.Г., Хмелевская М.Г., Хмелевская Е.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Судом установлено, что Вишнякова М.Н. является матерью несовершеннолетних Вишняковой А.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, Вишнякова А.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, Вишняковой А.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, Вишняковой В.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, Вишнякова М.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения (л.д.16-20).
Вишнякова М.Н. зарегистрирована с несовершеннолетними детьми по месту жительства по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом находится в общей долевой собственности Ким Л.Г.-С. (6/15 доли), Смирновой Л.А. (4/10 доли), Калугиной А.К. (2/10 доли), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.04.2020 (л.д.53-54).
Как следует из представленного в материалы дела договора найма жилого помещения от 26.10.2017, заключенного между Калугиной А.К. (наймодатель) и Вишняковой М.Н. (наниматель), истец на основании указанного договора занимает отдельно стоящий жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 23 кв.м. Срок договора найма с 26.10.2017 по 20.10.2018. При отсутствии возражений сторон договор пролонгируется ежегодно на 11 месяцев (л.д.21).
06.06.2018 Вишнякова М.Н. обратилась в территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля с заявлением о признании истца и членов ее семьи – несовершеннолетних Вишнякова А.В., Вишняковой А.В., Вишняковой В.В., Вишняковой А.В., Вишнякова М.В. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в рамках главы седьмой ЖК РФ.
Распоряжением главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля от 17.07.2018 №543 Вишняковой М.Н., Вишняковой А.В., Вишнякову А.В., Вишняковой А.В., Вишняковой В.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ввиду не предоставления предусмотренных ч.4 ст.52 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно: документы, подтверждающие личность членов семьи заявителя – Хмелевской Е.И., Хмелевской Н.Г., Хмелевской М.Г., Хмелевской С.Г., Ким Л.Г. (в том числе, паспорт гражданина Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации; удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина Российской Федерации); при предоставлении в целях получения муниципальной услуги документов и информации об ином лице, не являющимся заявителем, - документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц; документы, подтверждающие состав семьи заявителя (выписка из домовой книги с места жительства, адресные справки на Хмелевскую Е.И., Хмелевскую М.Г., Хмелевскую Н.Г., Хмелевскую С.Г., Ким Л.Г.); справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 31.01.1998, о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности членам семьи заявителя (л.д.5).
Пункт 1 ч.1 ст.51 ЖК РФ к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относит граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п. 1 ст. 14 Закона Ярославской области от 11.07.2005 N 40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» (далее - Закон № 40-з) малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, предоставляются изолированные, благоустроенные применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям жилые помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, исходя из времени принятия на учет (в порядке очередности).
В соответствии с частью 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из смысла данной нормы следует, что постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий должна осуществляться исходя из общего уровня обеспеченности жилыми помещениями как самого гражданина, так и членов его семьи.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закон ЯО от 27.06.2007 N 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон ЯО №50-з) принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявления гражданина, поданного в орган учета. Принятие на учет граждан, не достигших возраста восемнадцати лет (за исключением граждан, ставших полностью дееспособными в результате эмансипации или вступления в брак), и граждан, признанных судом недееспособными, осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
Если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям, то по своему выбору он может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Заявление о принятии на учет может подаваться гражданином совместно с членами его семьи, которые имеют право на постановку на учет по одним и тем же основаниям и намереваются совместно проживать в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма. В этом случае представление интересов членов семьи будет осуществляться гражданином, подавшим заявление, в соответствии с гражданским законодательством.
В заявлении о принятии на учет должно быть изложено согласие гражданина и членов его семьи (их законных представителей) на проверку органом учета представленных сведений и их обработку в соответствии с федеральным законодательством о персональных данных, а также обязательство уведомлять орган учета об изменении сведений, содержащихся в ранее представленных документах. Кроме того, в заявлении гражданин и члены его семьи должны подтвердить, что в течение пяти лет, предшествующих моменту обращения в органы учета, им (ими) не совершалось действий и гражданско-правовых сделок с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Форма заявления устанавливается Правительством Ярославской области.
Частью 2 ст.4 Закона ЯО №50-з предусмотрен перечень документов, которые предоставляются гражданином одновременно с подачей заявления о постановке на жилищный учет, в том числе: документы, удостоверяющие личность гражданина (членов его семьи); документы, подтверждающие состав семьи гражданина; документы, подтверждающие место жительства гражданина и членов его семьи; документы, подтверждающие наличие или отсутствие жилых помещений на праве собственности у гражданина и членов его семьи, документы, подтверждающие иные права гражданина и членов его семьи на жилые помещения, в случае, если право собственности и иные права на жилые помещения не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктами 2,3 ст.2 Закона ЯО №40-з предусмотрено, что состав семьи – это совокупность связанных между собой родством или свойством либо семейными отношениями физических лиц - членов семьи, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство (супруги, проживающие с ними их дети, в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы, братья, сестры, их родители, а также иные физические лица, вселенные собственником (нанимателем) помещения, в котором проживает семья, в качестве ее члена); член семьи - физическое лицо, входящее в состав семьи.
Как следует из материалов дела, право общей долевой собственности Калугиной А.К. в размере 2/10 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес> возникло на основании решения Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 30.03.2017 по делу №2-491/2017. Смирнова Л.А., Ким Л.Г. принимали участие а данном деле в качестве третьих лиц, территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля – в качестве ответчика. Указанным решением установлено, что между владельцами жилого дома по адресу: <адрес> сложился такой порядок пользования, в соответствии с которым в пользовании Ким Л.Г. и Смирновой Л.А. находится жилой дом лит.А,А1,А2,А3,А4, в пользовании Калугиной А.К. – жилой дом лит.Б.
Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 19.12.2017 по делу №2-2234/2017, с учетом определения суда от 13.07.2018 о разъяснении решения, удовлетворены исковые требования Ким Л.Г.-С. к Смирновой Л.А., Калугиной А.К., Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о разделе жилого дома и земельного участка: произведен раздел жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; выделено в натуре и признано право собственности Ким Л.Г.-С. на жилое помещение, состоящее из лит.А,А1,А2, общей площадью 53,1 кв.м. по адресу: <адрес>, а также произведен раздел земельного участка по указанному адресу.
Истец Вишнякова М.Н. занимает лит.Б жилого дома по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения от 26.10.2017, заключенного с Калугиной А.К.
Как следует из копии домовой книги на жилой дом по адресу: <адрес>, в жилом доме по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства, в том числе, Хмелевская Е.И., Хмелевская Н.Г., Хмелевская М.Г., Хмелевская С.Г., Ким Л.Г.-С.
Из объяснений истца и ее представителя в ходе судебного разбирательства по делу следует, что Вишнякова М.Н. с детьми и Хмелевская Е.И., Хмелевская Н.Г., Хмелевская М.Г., Хмелевская С.Г., Ким Л.Г.-С. родственниками и членами одной семьи не являются, общего хозяйства не ведут, совместно не проживают; Ким Л.Г.-С. фактически занимает иную обособленную часть жилого дома, Вишнякова М.Н. занимает лит.Б. Данные доводы материалами дела не опровергаются.
Таким образом, обязанности по предоставлению в отношении указанных лиц документов, предусмотренных ч.ч.1,2 ст.4 Закона ЯО №50-з, у Вишняковой М.Н. при обращении с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не имелось, поскольку членами одной с заявителем семьи они не являются.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или в муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Порядок признания гражданина малоимущим, исчисления уровня его дохода и дохода, приходящегося на каждого членам его семьи, виды имущества и доходов, учитываемых в целях признания гражданина малоимущим, предусмотрены положениями ст.ст.4-8 Закона ЯО №50-з.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.2 Закона ЯО №50-з ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления поселений и городских округов Ярославской области.
Учитывая, что основанием для отказа в постановке на учет являлось не представление заявителем соответствующих документов в отношении Хмелевской Е.И., Хмелевской М.Г., Хмелевской Н.Г., Хмелевской С.Г., Ким Л.Г., заявление Вишняковой М.Г. по существу не рассматривалось, уровень обеспеченности истца и членов ее семьи жилой площадью органом местного самоуправления не исследовался, как не исследовались иные условия для постановки семьи истца на соответствующий жилищный учет, а также принимая во внимание, что требований о признании незаконным распоряжения от 17.07.2018 истцом не заявлялось, оснований для принятия в настоящее время решения о возложении на ответчика обязанности принять Вишнякову М.Н. и ее несовершеннолетних детей на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд не усматривает. В рассматриваемом случае орган местного самоуправления оценку уровня обеспеченности семьи истца жилой площадью не производил, в связи с чем при указанных обстоятельствах суд не вправе подменять орган жилищного учета принятием решения о признании Вишняковой М.Н. и членов ее семьи нуждающимися в жилых помещениях. С учетом установленных по делу обстоятельств Вишнякова М.Н. не лишена права обращения с заявлением о поставке на соответствующий жилищный учет вновь.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Пестерева