дело № 2-513/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2014 года ст. Крыловская
Крыловской районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Остапенко Л.Ю.,
при секретаре Рясной О.В.,
с участием помощника прокурора Крыловского района Бескоровайного М.С.,
с участием представителя администрации муниципального образования Крыловский район Тешелковой А.А., действующей на основании доверенности за № 1070/0130-04 от 25.09.2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Крыловского района в интересах Залесского Д.В. к администрации муниципального образования Крыловский район о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального образования по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокурор Крыловского района в интересах Залесского Д.В. обратился с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального образования по договору найма специализированного жилого помещения.
Указывает о том, что Залесский Д.В. обратился в прокуратуру района с заявлением о неисполнении законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как он не обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Залесский Д.В. состоит на учете по категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании приказа Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 10.07.2013 года за № 1226-жс, с указанного времени включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. С момента постановки на учет до настоящего времени Залесский Д.В. жильем не обеспечен, тем самым он не имеет возможности реализовать свои права, закрепленные в п. 1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в муниципальном образовании Крыловский район, что свидетельствует о нарушении прав Залесского Д.В. и позволяет прокурору района в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в его интересах.
В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Бескоровайный М.С. поддержал заявленные исковые требования, настаивал на удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Крыловский район Тешелкова А.А. исковые требования считает необоснованными, просит в иске отказать, по тем основаниям, что формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета, поскольку на основании ст. 7.1 Закона Краснодарского края № 1748-КЗ расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета, при поступлении которых на указанные цели Залесский Д.В. будет однократно предоставлено благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебное заседание представитель Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края не явился, в заявлении, адресованном суду первый заместитель министра Т.Ф. Ковалева указала о том, что муниципальное образование Крыловский район обладает бюджетными полномочиями по обеспечению бюджетных обязательств подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году, муниципальному образованию Крыловский район выделена из краевого бюджета субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в размере 13483000 рублей.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, исковые требования, предъявленные прокурором района в интересах Залесского Д.В., подлежат удовлетворению.
Так, согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2013 года, следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Краснодарского края от 26.12.2012 года № 2645-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений» в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Этим же законом статья седьмая дополнена статьей 7.1 «финансирование расходов на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой расходы на и реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805 КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, в том числе и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае,- в части приобретения, строительства (в том числе в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальные специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Этим же Законом определено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье первой Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно п.1.1 Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 года № 743 Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а так же опеки, попечительства, патронажа защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края осуществляет контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в том числе и по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности и законности, заявленных в интересах Залесского Д.В. прокурором Крыловского района исковых требований, так как Залесский Д.В. состоит на учете по категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как Залесский Д.В. жильем не обеспечен, тем самым он не имеет возможности реализовать свои права, закрепленные в п. 1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в муниципальном образовании Крыловский район, что свидетельствует о нарушении его прав.
Суд, удовлетворяя заявленные исковые требования, считает несостоятельными возражения администрации муниципального образования Крыловский район об отсутствии оснований для удовлетворения иска, ввиду отсутствия денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, в том числе и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как это следует из ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805 КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы». В соответствии с таблицей 31 приложения 22 к Закону краснодарского края от 18.12.2013 года № 2850-КЗ «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» муниципальному образованию Крыловский район выделена из краевого бюджета субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, тем самым муниципальное образование Крыловский район обладает бюджетными полномочиями по обеспечению бюджетных обязательств.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию муниципального образования Крыловский район предоставить Залесскому Д.В., <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования Крыловский район, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по месту жительства.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение одного месяца.
судья