66RS50№ ******-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Хрущевой О.В., при секретаре Сахаровой П.А., с участием представителя истца Прикуль Н.Ю., представителя ответчика Тарасова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жило Алексея Владимировича к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании незаконным решения о снятии с учета, возложении обязанности рассмотреть вопрос о постановке на учет,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с вышеупомянутым иском. В обоснование указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу. Решением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ он составом семьи из четырех человек был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение № ****** о снятии его с учета и отказе в предоставлении жилого помещения. Полагает у казанное решение незаконным, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, истец не был обеспечен жилым помещением по установленным нормам. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у него была в собственности квартира по адресу <адрес>, право собственности на неё прекращено ДД.ММ.ГГГГ. Он и члены его семьи были признаны нуждающимися в обеспечении служебным жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление о снятии с учета нуждающихся в служебном жилом помещении ему не направлялось. В течение пяти лет, предшествующих подаче заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, он не совершал действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий. Просил признать за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать незаконным решение Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета военнослужащего в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, возложить обязанности повторно рассмотреть вопрос о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, направил своего представителя.
Представитель истца поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что квартиру, полученную на основании договора долевого участия в строительстве по адресу <адрес>99, площадью 64,17 кв.м., Жило А.В. подарил своей матери ДД.ММ.ГГГГ. Указанную квартиру Жило А.В. приобрел на основании договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, как военнослужащий, проходящий службу в ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И.Забабахина». При этом в соответствии с Приказом начальника предприятия В-2827 войсковой части 04201 № ****** от ДД.ММ.ГГГГ Жило А.В. было выделено 532350 руб. в виде безвозмездной финансовой помощи. Согласно письма ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И.Забабахина» от ДД.ММ.ГГГГ № ******, направленного в адрес Жило А.В., указанные денежные средства в размере 532350 являются доходом Жило А.В. и не подпадают ни под одну категорию необлагаемого дохода, которые определены в ст. 217 НК РФ. Источником финансирования является непрограммная часть финансирования бюджета. Следовательно указанные денежные средства выделялись Жило А.В. не из федерального бюджета и не являются реализацией обязанностей государства в рамках целевой программы «Жилье». Поскольку денежные средства выделены Жило А.В. не из федерального бюджета, следовательно право на обеспечение жильем по линии Министерства Обороны Российской Федерации он не утратил, а решение ответчика о снятии его с учета является неправомерным.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска. Указал, что в соответствии с абз. 2 п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», ФГАУ «Росжилкомплекс» является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей полномочия Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. По сведениям Единого реестра военнослужащих, Жило А.В. - был принят на учет нуждающихся, в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания решением начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № ****** с составом семьи 4 человека, в том числе: супруга Жило Ольга Вячеславовна ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын Жило Никита Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын Жило Артем Алексеевич ДД.ММ.ГГГГ г.р., в статусе - «очередник», с избранным местом жительства <адрес>, формой обеспечения «жилищная субсидия». Брак между Жило А.В. и Жило О.В. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии II-ИВ № ******). ДД.ММ.ГГГГ Жило А.В. обратился в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о внесении изменений в учетные данные в связи с изменением состава семьи. Решением начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № ****** члены семьи военннослужащего: супруга Жило Ольга Вячеславовна ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын Жило Никита Алексеевич ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын Жило Артем Алексеевич ДД.ММ.ГГГГ г.р. исключены из Единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, на основании заявления военнослужащего и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ. Согласно представленной копии нотариально заверенного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ место жительство несовершеннолетних детей Жило Н.А., Жило А.А. определено с матерью Жило О.В. в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Из материалов учетного дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жило А.В.
проходил военную службу в войсковой части 04201, ФГУП «РФЯЦ ВНИИТФ им. Академика Е.И. Забабахина» Госкорпорации «Росатом», <адрес>. Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № Д-14-30/409 Администрацией <адрес>, Жило А.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Снежинском городском округе. На момент постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением Жило А.В. являлся военнослужащим войсковой части 4201. В период прохождения военной службы Жило А.В. получил денежные средства из Федерального бюджета по Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р (раздел Росатом, непрограммная часть, Жилищное строительство), принятому на основании ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» в целях реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год. Этим же распоряжением Правительства Российской Федерации определено и назначение выделяемых средств - «обеспечение жильем кадровых военнослужащих». Жило А.В. приобрел жилое помещение по адресу: <адрес> (общей площадью 64,6 кв.м., в том числе 31,50 кв.м., которые оплачены денежными средствами из Федерального бюджета) по договору от ДД.ММ.ГГГГ № ****** участия в долевом строительстве многоквартирного дома. В связи с улучшением жилищных условий Жило А.В. был снят с учета нуждающихся Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 2 п. 27 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Избранным местом жительства Жило А.В. указал <адрес>. Уровень обеспеченности Жило А.В. составляет 31,50 кв. м., что выше учетной нормы, утвержденной Решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «<адрес>»» (10 кв. м.). Таким образом, Жило А.В. был обеспечен денежными средствами из Федерального бюджета на покупку жилого помещения. Указанное обстоятельство подлежит учету при решении
вопроса о предоставлении жилого помещения (жилищной субсидии) из Федерального бюджета по линии Министерства обороны Российской Федерации. Решением ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ № ****** Жило А.В. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ. По смыслу п. 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ч. 2 ст. 1 Жилищного Кодекса РФ военнослужащий вправе реализовать свое право на обеспечение жилым помещением по своему выбору только в одном из предусмотренных законом порядке. Жило А.В. избрал форму реализации своего права на обеспечение жильем в рамках государственной поддержки путем приобретения жилого помещения с привлечением средств, выделенных ФГУП «РФЯЦ ВНИИТФ им. академика Е.И. Забабахина» Госкорпорации «Росатом», совершил для этого юридически значимые действия, в результате которых им осуществлен выбор жилого помещения, соответствующего установленным нормам, внесены денежные средства в счет оплаты излишка общей площади, за ним и членами его семьи было закреплено право на последующее оформление данного жилья в собственность после оплаты нормативной площади жилого помещения. Совершение истцом указанных действий, свидетельствующих о его участии в льготной программе жилищного обеспечения (по условиям которой с учетом выделенных денежных жилое помещение ему предоставлялось фактически бесплатно за счет государства) исключало возможность реализации им любой из других форм жилищного обеспечения на безвозмездной основе. Следовательно, для снятия Жило А.В. с учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, имелись основания, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации. Претендуя на получение жилого помещения на основании ст. 15 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации или в собственность членов семьи, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья влечет необходимость его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем. Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом о статусе военнослужащих.
Представитель третьего лица ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И.Забабахина» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв, в котором указал, что Жило А.В. проходил военную службу в АИО Аварийно-технического центра ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И.Забабахина». В 2006 году Жило А.В. принял участие в долевом строительстве двухкомнатной квартиры площадью 67, 2 кв.м., находящейся по адресу <адрес> – договор № ****** участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. Денежные средства для обеспечения жильем кадровых военнослужащих в 2006 году были предусмотрены адресным распоряжением госкапвложений в соответствии с распоряжением Правительства РФ № ******р от ДД.ММ.ГГГГ и распределены в соответствии с приказом начальника предприятия В-2827 войсковой части 04201 от ДД.ММ.ГГГГ № ******. В соответствии с п. 3.5 договора участия в долевом строительства от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И.Забабахина» оплатило застройщику за счет денежных средств, полученных из федерального бюджета по договору, заключенному с Росатомом России № ****** от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ для государственных нужд по программе «Жилье для кадровых военнослужащих» 31, 5 кв.м проектной площади всех частей квартиры с учетом лоджии и безвозмездно передало оплаченные квадратные метры Жило А.В. Денежные средства по оплате 31, 5 кв.м. были перечислены Застройщику на основании договора №9 долевого участия в строительстве многоквартирного дома от 01.03.2006.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Как указано в абзаце третьем данного пункта, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма. В его абзаце шестнадцатом определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом пунктом 14 той же статьи предусматривается, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержание приведенных норм указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному постоянному месту жительства.
В силу части 2 статьи 1 и статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жило А.В. проходил военную службу в войсковой части 04201, ФГУП «РФЯЦ ВНИИТФ им. академика Е.И. Забабахина» Госкорпорации «Росатом», <адрес>.
В связи с организационно-штатными мероприятиями Жило А.В. досрочно уволен из рядов Вооруженных сил РФ на основании приказа министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** приказом директора ФГУП «РФЯЦ ВНИИТФ им. академика Е.И. Забабахина» Госкорпорации «Росатом» от ДД.ММ.ГГГГ № ******/лс (л.д.15,16). Выслуга лет в Вооруженных силах РФ составляет в календарном исчислении 22 года 04 месяц, в льготном 32 года 01 месяц.
В период службы в соответствии с личным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Жило А.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Снежинском городском округе. На момент постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением Жило А.В. являлся военнослужащим войсковой части 4201.
В 2006 году в период прохождения военной службы Жило А.В. принял участие в долевом строительстве двухкомнатной квартиры площадью 67, 2 кв.м., находящейся по адресу <адрес>99 – договор № ****** участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ.
Денежные средства для обеспечения жильем кадровых военнослужащих в 2006 году были предусмотрены в соответствии с распоряжением Правительства РФ № ******-р от ДД.ММ.ГГГГ и распределены Жило А.В. в соответствии с приказом начальника предприятия В-2827 войсковой части 04201 от ДД.ММ.ГГГГ № ******.
Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ******, денежные средства предоставлены истцу в виде безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья на основании ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», приказа Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и списка военнослужащих отдела Аварийно-технического центра предприятия В-2827 войсковой части 04201, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 3.5 договора участия в долевом строительства от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. Академ. Е.И.Забабахина» оплатило застройщику за счет денежных средств, полученных из федерального бюджета по договору, заключенному с Росатомом России № ****** от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ для государственных нужд по программе «Жилье для кадровых военнослужащих» 31, 5 кв.м проектной площади всех частей квартиры с учетом лоджии и безвозмездно передало оплаченные квадратные метры Жило А.В. Денежные средства по оплате 31, 5 кв.м. были перечислены Застройщику на основании договора № ****** долевого участия в строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. Объектом договора являлось жилое помещение по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилое помещение по адресу <адрес> было зарегистрировано за Жило А.В.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** Жило А.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ Жило О.В. подарил жилое помещение по адресу <адрес> своей матери Жило В.В.
Решением № ****** о принятии на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ Жило А.В. составом семьи из четырех человек Жило О.В. – супруга, Жило Н.А. – сын, Жило А.А. – сын, поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ брак между Жило А.В. и Жило О.В. прекращен. В соответствии с нотариальным соглашением, местом жительства детей определено место жительства матери.
На основании заявления Жило А.В. от ДД.ММ.ГГГГ решением № ****** от ДД.ММ.ГГГГ его супруга Жило О.В. и двое сыновей сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Решением № ****** от ДД.ММ.ГГГГ Жило А.В. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений на основании п.2 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодлекса РФ в связи с обеспечением денежными средствами из федерального бюджета на приобретение жилого помещения в соответствии с учетной нормой.
Основанием для снятия с учета Жило А.В. послужило предоставление истцу денежных средств из федерального бюджета на основании Распоряжения Правительства РФ № ******-р от ДД.ММ.ГГГГ, принятому на основании ст. 99 ФЗ №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» в целях реализации федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год. Этим же распоряжением Правительства РФ определено и назначение выделяемых средств – «обеспечение жильем кадровых военных».
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в период военной службы Жило А.В. был обеспечен жилым помещением площадью 31,5 кв. м по адресу: <адрес>, тем самым истец реализовано право на обеспечение жилым помещением на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", которое может быть использовано, согласно указанным выше положениям закона, однократно.
Отчуждение по своему выбору военнослужащим полученной им жилой площади, в данном случае по договору дарения, не возлагает на государство обязанность по повторному обеспечению жилой площадью по линии Министерства обороны РФ.
Доводы истца о том, что ранее он обеспечивалась жильем не как военнослужащий, денежные средства выделялись не из федерального бюджета и не являются реализацией обязанностей государства в рамках целевой программы «Жилища», опровергаются исследованными материалами дела.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р прямо предусмотрено, что строительство объектов осуществляется из средств федерального бюджета. Обеспечение жильем кадровых военнослужащих <адрес> предусмотрено п. 70.32.1 Распоряжения Правительства РФ № ******-р от ДД.ММ.ГГГГ.
В п. 3.5 Договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ указано на оплату Институтом за счет денежных средств, полученных из федерального бюджета по Договору, заключенному с Росатомом России, на выполнение работ для государственных нужд по программе «Жилье для кадровых военнослужащих» 31, 5 кв.м. и безвозмездную передачу оплаченных квадратных метров истцу.
Проанализировав применимые к возникшим спорным правоотношениям правовые нормы и дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что Жило А.В. по месту прохождения военной службы в городе Снежинск, вправе претендовать на обеспечение жильем за счет военного ведомства в любой из предоставленных законом форм реализации жилищных прав при условии сдачи жилого помещения, ранее предоставленного, либо возникновения объективно обусловленных оснований для улучшения жилищных условий с учетом общей площади указанного жилья, ранее предоставленного военнослужащему за счет средств военного ведомства в порядке реализации именно этой социальной гарантии.
Указанное согласуются с содержащимися в абзаце втором пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснениями о том, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и не может представить документы о его освобождении, то повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Вопреки доводам истца, при вышеприведенных обстоятельствах у федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, не возникло обязанности повторно обеспечить военнослужащего жильем в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Истечение пятилетнего срока с момента совершения Жило А.В. действий, повлекших прекращение права пользования ранее предоставленным жилым помещением и исключающих возможность его сдачи, не предполагает само по себе возникновения у уполномоченного органа безусловной обязанности по принятию военнослужащего на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, а из основанного на разъяснениях высших судебных инстанций анализа совокупности вышеприведенных норм Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что в отношении требований к однократности предоставления военнослужащим жилищных гарантий законодатель ограничений по срокам не установил.
Именно такой подход к существу правового регулирования спорных отношений следует из конституционно-судебного истолкования применимых норм материального права, которое Конституционный Суд Российской Федерации привел в Определении от 13 января 2022 г. N 3-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Р. на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также пунктами 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", указав, что законодательное регулирование жилищных гарантий в качестве дополнительных мер социальной защиты военнослужащих должно осуществляться с учетом общеправового принципа справедливости, с тем чтобы не допустить необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет бюджетных средств. При этом законодатель, как следует из положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", использует комплексный подход при регулировании данной сферы общественных отношений, основанный как на применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации, его статьи 53 об основаниях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так и на закреплении специальных правил и условий предоставления жилищных гарантий, к которым, в частности, относится требование об однократности их предоставления военнослужащим, содержащееся в абзаце первом пункта 14 статьи 15 этого Федерального закона.
Данное требование, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, не может восприниматься как расходящееся с конституционным принципом социальной справедливости и нарушающее конституционное право на жилище (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 N 2270-О и N 2272-О, от 29.09.2016 N 1977-О, от 20.04.2017 N 890-О, от 27.06.2017 N 1267-О, от 28.09.2017 N 1949-О и N 1952-О, от 28.06.2018 N 1570-О, от 15.10.2018 N 2515-О и др.).
То есть, обеспечение истца жильем в порядке улучшения жилищных условий без учета реализованной ранее государством социальной гарантии в виде предоставления жилого помещения, правом пользования которым он распорядился по своему усмотрению, фактически приведет к необоснованному сверхнормативному обеспечению его жильем.
Поскольку ответчик, принимая Жило А.В. на жилищный учет, не обладал сведениями об его обеспечении жилым помещением, то в последующем он подлежал снятию с такого учета по основаниям, предусмотренному п.6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, то есть в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом ошибочное указание жилищным органом иного основания для снятия истца с жилищного учета, не может влиять на правомерность принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Жило Алексея Владимировича к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании незаконным решения о снятии с учета, возложении обязанности рассмотреть вопрос о постановке на учет – отказать..
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья О.В.Хрущева