Дело № 2а-1764/2021
УИД 76RS0017-01-2021-001626-66
Принято в окончательной форме 23.08.2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2021 года г.Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Хахиной А.М.,
при секретаре Ларичевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Козырева Дениса Евгеньевича к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, директору Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Грибенникову Андрею Николаевичу о признании незаконным не рассмотрения и рассмотрения обращения
у с т а н о в и л :
Козырев Д.Е. обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее по тексту – Минприроды России) и к директору Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Грибенникову А.Н., в котором просил:
- признать незаконным не рассмотрение Минприроды России по существу его обращения от 22.01.2021 и обязать направить ответ по существу заданных вопросов,
- признать незаконным рассмотрение его жалобы от 19.03.2021 Грибенниковым А.Н.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что он 22.01.2021 обратился в Минприроды России с просьбой о разъяснении действующего законодательства относительно осуществления лесного надзора. Ему был направлен ответ директора Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Грибенникова А.Н. от 20.02.2021, который не содержал ответов по существу поставленных в обращении вопросов.
Указывает, что 19.03.2021 он вновь обратился через сайт Минприроды РФ с жалобой на данный ответ и просил обеспечить рассмотрение его обращения от 22.01.2021 в соответствии с положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Ему был направлен ответ от 19.04.2021 за подписью также Грибенникова А.Н. и без ответов по существу заданных им вопросов. Ссылается на нарушение его прав, регламентированных вышеуказанным Федеральным законом.
Административный истец Козырев Д.Е. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен заранее, надлежаще. Представил письменные пояснения по делу в ответ на поступившие возражения административного ответчика, считает, что со стороны Минприроды России не доказана законность действий.
Представитель административного ответчика – Минприроды РФ по доверенности Подвигина А.Ю. в судебное заседание не явилась, представила возражения, в которых указывала, что в обращения Козырева Д.Е. рассмотрены в установленном порядке с учетом действующего Положения о Минприроде России, на оба обращения был дан ответ за подписью уполномоченного лица.
Остальные участники процесса в суд не явились, о дне слушания дела извещены заранее.
Исследовав материалы административного дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что Козырев Д.Е. обратился с обращением от 22.01.2021 (л.д.6) в Минприроды России, в котором просил разъяснить положения законодательства в части федерального государственного пожарного надзора в лесах, порядка осуществления патрулирования в лесах.
20.02.2021 административному истцу на его обращение на адрес электронной почты был направлен ответ Миприроды России (л.д.8), подписанный директором Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Грибенникова А.Н., в котором разъяснено законодательство по проведению мероприятий по надзору, в том числе при проведении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
19.03.2021 Козырев Д.Е. вновь обратился в Минприроды России с обращением (л.д.7), в котором указал, что ответ от 20.02.2021 не содержит ответа по существу поставленных вопросов и просил обеспечить рассмотрение его обращения.
19.04.2021 в адрес административного истца на указанное обращение был дан ответ по поставленным вопросом с разъяснением законодательства в части осуществления федерального государственного лесного надзора, полномочий должностных лиц при его проведении. данный ответ также подписан директором Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Грибенникова А.Н. (л.д.9).
Суд считает, что оба указанных ответа даны в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», являются законным, обоснованным. Оба обращения рассмотрены уполномоченным лицом, в пределах компетенции, в установленные сроки.
Согласно статье 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 59-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично в государственные органы и их должностным лицам, реализуя свое право на обращение свободно и добровольно.
В силу п.1 ст.4 Закона № 59-ФЗ обращение гражданина (далее - обращение) – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Суд считает, что оба обращения Козырева Д.Е. были направлены на получение разъяснений законодательства, а второе обращение от 19.03.2021 не являлось жалобой по смыслу п.4 ст.4 Закона № 59-ФЗ, поскольку не содержало просьбы о восстановлении или защите каких-либо его прав, свобод, которые были нарушены.
Статьей 10 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрен порядок рассмотрения обращения. Пунктом 1 части 1 указанной статьи установлено, что государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 (далее - Положение), Минприроды России является федеральный органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 5.34 вышеуказанного Положения, Минприроды России организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 1.14 Регламента Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 26.04.2016 № 2; 4, директор департамента Министерства в соответствии с полномочиями, определенными в Регламенте, положении о структурном подразделении, должностном регламенте, а также на основании отдельных письменных поручений Министра (заместителей Министра) обеспечивает в пределах своей компетенции своевременное и полное рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Министерства и подписывает ответы на них.
Из Положения о Департаменте государственной политики и регулировании в области лесных ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 301 следует, что одной из основных задач деятельности данного Департамента является участие в выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны лесов, земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли других категорий, в области лесных отношений (п.2.1). Для выполнения своих задач департамент осуществляет функции, в том числе, по проведению анализа реализации государственной политики и обобщение практики применения законодательства РФ в сфере изучения, воспроизводства и охраны лесов (п.3.4), в установленной сфере деятельности Министерства в части компетенции Департамента осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление по поручению руководства Министерства ответов заявителям (п.3.20).
Факт предоставления ответов на оба обращения административным истцом не отрицается, копии ответов к иску приложены. Соответственно какого-либо не рассмотрения его обращений со стороны административных ответчиков не допущено.
Административным истцом в административном иске не указано, а судом не установлено, какие именно права и законные интересы Козырева Д.Е. были нарушены со стороны административных ответчиков. Оба обращения были рассмотрены в установленные сроки, уполномоченным лицом с направлением соответствующих мотивированных ответов, несогласие с содержанием данных ответов об их незаконности и нарушении прав заявителя, гарантированных законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан, не свидетельствует.
Как разъяснено в п.62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регламентирует перечень конкретных действий, которые должен совершить государственный орган при рассмотрении обращения, и суд не вправе обязывать государственный орган совершать конкретные действия по рассмотрению поступившего обращения, поскольку такой выбор является правом государственного органа или должностного лица, рассматривающего обращение. Несогласие административного истца содержанием ответа, как уже указано выше, не свидетельствует о нарушении его прав, предусмотренных вышеуказанным законом.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что право административного истца на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение его обращений не нарушено.
Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований Козырева Дениса Евгеньевича к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, директору Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Грибенникову Андрею Николаевичу о признании незаконным не рассмотрения и рассмотрения обращения отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М.Хахина