судья Григорьева Е.Н.
|
№ 33-4703-2023 УИД 51RS0002-01-2023-002452-10 |
мотивированное апелляционное определение
изготовлено 21 декабря 2023 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
20 декабря 2023 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Захарова А.В. |
судей |
Сазановой Н.Н. |
Лучника А.В. |
|
при секретаре |
Кауфман О.Н. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2543/2023 по исковому заявлению Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области о понуждении к выполнению определенного вида работ,
по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 20 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., выслушав пояснения представителя Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Гриб П.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения помощника прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области Седых Е.А. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с иском к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области о понуждении к выполнению определенного вида работ.
С учетом уточнения заявленных требований указал, что 23.07.2020 в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора (далее – Управление Росприроднадзора) из регионального отделения ОНФ в Мурманской области поступило обращение по факту фиксации несанкционированной свалки отходов в районе ....
С целью проверки указанной информации Управлением Росприроднадзора организован рейдовый осмотр заявленного земельного участка, в ходе которого установлено, что при съезде ... вдоль грунтовой дороги к безымянному озеру обнаружены навалы разнородных отходов (отработанные покрышки пневматических шин, резинотехнические изделия, утратившие потребительские свойства, отходы древесины). Общая площадь свалки составила *** кв.м.
В ходе проверки установить собственника отходов не представилось возможным, в связи с чем 10.08.2020 главе администрации Кольского района объявлено предостережение с предложением принять меры к ликвидации несанкционированном свалки.
26.08.2020 в Управление Росприроднадзора из администрации Кольского района поступили возражения на указанный акт реагирования органа контроля с отражением сведений о том, что земельный участок, где установлена свалка отходов, относится к категории земель лесного фонда, в связи с чем ее ликвидация за счет местного бюджета, не допустима.
31.08.2020 Управление Росприроднадзора направило соответствующую информацию в Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области для принятия мер, направленных на организацию работ по ликвидации свалки на землях лесного фонда, в границах Мурманского лесничества (земельный участок с кадастровым номером *).
22.08.2022 в рамках выездного обследования, проведенного инспекторами Управления Росприроднадзора установлено, что свалка не ликвидирована.
19.07.2023 Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области организован частичный вывоз отходов, в связи с чем филиалом ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» - Мурманское лесничество 30.08.2023 повторно проведено обследование лесных участков, расположенных в районе ... (справа и слева) .... В ходе данного обследования на лесном участке, расположенном с правой стороны дороги, Тайбольского участкового лесничества Мурманского лесничества в квартале 6, выделах 43, 21, 26, 44, 29 обнаружены места несанкционированного размещения отходов, общим объемом *** м3, находящиеся в районе между точек с координатами ***.
На лесном участке, расположенном с левой стороны дороги, Тайбольского участкового лесничества Мурманского лесничества в квартале 6, выделах 12, 13, 14, 16, 40 обнаружены места несанкционированного размещения отходов, общим объемом ***, находящиеся в районе между точек с координатами ***.
Несанкционированное размещение разнородных отходов на землях лесного фонда, вследствие ненадлежащей реализации Министерством статьи 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации в части обеспечения охраны соответствующих лесных территорий, способно повлечь истощение, деградацию и порчу лесного участка.
Исходя из защиты конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, просил суд возложить обязанность на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в срок не позднее 01.11.2023 организовать и обеспечить очистку лесных участков, расположенных в квартале 6, выделах 12, 13, 14, 16, 40, 43, 21, 26, 44, 29 Тайбольского участкового лесничества Мурманского лесничества от покрышек, древесных порубок, пластин и (или) корпусов аккумуляторов, кусков железобетонных изделий, рубероида, ткани, пенопласта, плитки, мебели, отходов асфальта, стеклянных бутылок, пластмассы, ртутьсодержащих ламп и иных видов отходов. Лесные участки привести в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Судом принято решение, которым исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено; на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области возложена обязанность в срок не позднее 01.11.2023 организовать и обеспечить очистку лесных участков, расположенных в квартале 6, выделах 12, 13, 14, 16, 40, 43, 21, 26, 44, 29 Тайбольского участкового лесничества Мурманского лесничества от покрышек, древесных порубок, пластин и (или) корпусов аккумуляторов, кусков железобетонных изделий, рубероида, ткани, пенопласта, плитки, мебели, отходов асфальта, стеклянных бутылок, пластмассы, ртутьсодержащих ламп и иных видов отходов. Лесные участки привести в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В апелляционной жалобе представитель министра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Гриб П.И. просит решение отменить.
В обоснование жалобы приводит доводы, что действующее законодательство не возлагает на Министерство, уполномоченное в области лесных отношений, обязанности по организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда.
Отмечает, что средства субвенций федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации только на осуществление полномочий, установленных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Ссылаясь на положении статьи 38, 162, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что поскольку ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.
Таким образом, считает, что возложение на Министерство обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов, исполнение которой потребует финансовых затрат, производимых за счёт средств субвенций из федерального бюджета, приведёт к нецелевому расходованию бюджетных средств и нарушит нормы Лесного кодекса Российской Федерации природоохранного законодательства, а также положения статьи 38, части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обращает внимание, что финансирование на ликвидацию свалок бытовых отходов на землях лесного фонда Министерством на 2023 год не предусмотрено, вместе с тем на 2024 год Министерством планируется внесение изменений в бюджет Мурманской области с целью выделения денежных средств на ликвидации свалок бытовых отходов на землях лесного фонда.
Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой представлены возражения на апелляционную жалобу.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» поддерживает жалобу Министерства. Самостоятельная апелляционная жалоба ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» не подавалась.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц администрации Кольского района, ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, неявка которых в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 г. N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 г. N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу абзаца 8 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству (часть 1).
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2).
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.07.2020 в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора из регионального отделения ОНФ в Мурманской области поступило обращение по факту фиксации несанкционированной свалки отходов в районе ***.
С целью проверки указанной информации на основании приказа от 28.07.2020 № 186 Управлением Росприроднадзора организован рейдовый осмотр заявленного земельного участка.
В рамках проведения рейда сотрудниками Управления Росприроднадзора была обследована территория земельного участка с кадастровым номером * (категория земель не установлена) в географической точке с координатами *** с.ш., *** в.д. и далее по съезду от ***, и в ходе обследования обнаружены навалы отходов производства и потребления: отработанные покрышки пневматических шин, резинотехнические изделия, утратившие потребительские свойства, отходы древесины). Всего было обнаружено 6 навалов. Общая площадь свалки составила *** кв.м. По результатам данного обследования составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № * от 31.07.2020.
В ходе проверки установить собственника отходов не представилось возможным, в связи с чем 04.08.2020 главе администрации Кольского района объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований за номером * с предложением принять меры к ликвидации несанкционированной свалки.
26.08.2020 в Управление Росприроднадзора из администрации района поступили возражения на указанный акт реагирования органа контроля с отражением сведений о том, что земельный участок, где установлена свалка отходов, относится к категории земель лесного фонда, в связи с чем ее ликвидация за счет местного бюджета, не допустима.
31.08.2020 Управление Росприроднадзора направило соответствующую информацию в Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - Министерство) для принятия мер, направленных на организацию работ по ликвидации свалки на землях лесного фонда, в границах Мурманского лесничества (земельный участок с кадастровым номером *).в рамках выездного обследования, проведенного государственным инспекторами Управления установлено, что свалка не ликвидирована.
24.08.2022 в рамках выездного обследования, проведенного государственным инспекторами Управления Росприроднадзора, установлено, что свалка не ликвидирована. Так, на территории анализируемого лесного участка выявлено 6 навалов отходов: навал отходов ориентировочно размером *** метров в точке с географическими координатами *** (покрышки, рубероид, отходы пластин и (или) корпуса аккумуляторов, нефтепродуктов); навал отходов ориентировочно размером *** метров в точке с географическими координатами *** (покрышки, шифер, древесные отходы, куски железобетонных изделий, изделия из черных металлов, ткань); навал отходов ориентировочно размером *** метра в точке с координатами *** (отходы пластин, корпуса аккумуляторов, покрышки, пенопласт, ткань, картон, древесные отходы, стекло, плитка, мебель, обувь, ртутьсодержащие лампы); навал отходов ориентировочно размером *** метра в точке с географическими координатами *** (отходы пластин, корпуса аккумуляторов и покрышки): навал отходов ориентировочно размером *** метра в точке е географическими координатами *** (отходы пластин, корпуса аккумуляторов и покрышки, древесные отходы, битое стекло, пластмасса); навал отходов ориентировочно размером *** метров в точке с географическими координатами *** (покрышки, пенопласт, древесные отходы, отходы асфальта, рубероид, ткань, стеклянные бутылки, пластмасса, обои, утратившие потребительские свойства, древесные расходы, автомобильные запчасти, резиновые изделия, гофра, пенопласт, полиэтилен).
Из возражений Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области на исковое заявление следует, что 19.07.2023 Министерство организовало уборку лесного участка от отработанных автомобильных покрышек, пластика, стекла, железа и другого крупногабаритного и мелкого мусора в районе ***.
Согласно сообщению от 05.09.2023 ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» - Мурманское лесничество адресованного Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области 30.08.2023 филиалом ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» - Мурманское лесничество повторно проведено обследование лесных участков, расположенных в районе ***. В ходе данного обследования на лесном участке, расположенном с правой стороны дороги, Тайбольского участкового лесничества Мурманского лесничества в квартале 6, выделах 43, 21, 26, 44, 29 обнаружены места несанкционированного размещения отходов, общим объемом *** м3.
На лесном участке, расположенном с левой стороны дороги, Тайбольского участкового лесничества Мурманского лесничества в квартале 6, выделах 12, 13, 14, 16, 40 обнаружены места несанкционированного размещения отходов, общим объемом *** м3.
Поскольку по факту загрязнения земель лесного фонда отходами, собственников отходов установить не представилось возможным по причине отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу, учитывая, что лесные участки, на которых обнаружены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, являются свободными от аренды, истец просил суд возложить обязанность по проведению мероприятий по очистке земель лесного фонда от загрязнения строительными отходами на Министерство природных ресурсов.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истцом подтверждено нахождение на лесных участках, расположенных в квартале 6, выделах 12, 13, 14, 16, 40, 43, 21, 26, 44, 29 Тайбольского участкового лесничества Мурманского лесничества несанкционированное размещение отходов, что свидетельствуют о нарушении ответчиком требований законодательства в сфере охраны земель лесного фонда, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду, что является недопустимым и требует немедленного устранения, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Возлагая на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области обязанность обеспечить очистку лесных участков, расположенных в указанном квартале, суд обоснованно учел следующее.
На основании пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 ст. 50.7 Лесного кодекса РФ).
Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 5.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" со ссылкой на Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), согласно которому такие свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, что в случае, если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. N 2047 установлены Правила санитарной безопасности в лесах. Правила устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании охране, защите и воспроизводстве лесов.
Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются на лесных участках, (к предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правила санитарной безопасности в лесах).
Постановлением Правительства Мурманской области от 18 апреля 2013 г. № 196- ПП утверждено положение о Министерстве природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области.
Согласно п. 1.1 Положения Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - Министерство) является исполнительным органом Мурманской области, осуществляющим функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе по переданным полномочиям Российской Федерации, включая нормативно-правовое регулирование, в сферах:
- использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности, охраны атмосферного воздуха, радиационной безопасности населения (за исключением вопросов международного сотрудничества и технической помощи в области ядерной и радиационной безопасности, а также вопросов развития Мурманской территориальной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки и осуществления руководства ее функционированием), недропользования, обращения с отходами производства и потребления (за исключением твердых коммунальных отходов), экологической экспертизы объектов регионального уровня, водных отношений, безопасности гидротехнических сооружений, экологического просвещения, создания, обеспечения охраны (регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий) и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществления регионального государственного контроля (надзора) и федерального государственного контроля (надзора) в указанных сферах деятельности;
- использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны, определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Согласно пункту 2.1.27 одной из основных задач Министерства является участие в рамках своей компетенции в организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что на основании пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, суд пришел к правильному выводу о том, что именно на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области возложена обязанность по охране лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Такой подход отвечает правовой позиции, отраженной в п.33 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
Доводы апелляционной жалобы о том, что ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда не относится к полномочиям, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, выводов суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку из вышеприведенных законоположений следует, что полномочия по охране и защите лесов на землях лесного фонда включают в себя, в том числе полномочия по охране и защите лесов от загрязнения отходами производства и потребления, по ликвидации выявленных на землях лесного фонда несанкционированных свалок.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 8); осуществления выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организации ликвидации такого вреда в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункт 173).
Таким образом, ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые подлежат реализации за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий по охране лесов, либо за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации путем организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, довод подателя жалобы о том, что ликвидация несанкционированной свалки ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств не является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку в силу частей 3, 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 г. N 837, и пункта 2.2.16 Положения о Министерстве данный орган является главным распорядителем бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций.
В этой связи проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных судом фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, в связи с чем, расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является.
Разрешая требования прокурора в части установления срока исполнения решения суда, суд исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить требования федерального законодательства в заявленный срок – не позднее 1 ноября 2023 г., ответчиком не представлено, в связи с чем удовлетворил требования прокурора о понуждении к выполнению определенного вида работ в указанный срок.
Соглашаясь с судом первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Согласно части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судебная коллегия считает, что указанный срок, установленный судом в силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Каких-либо доказательств невозможности исполнения судебного постановления в указанный срок, как того требует положение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела суду первой либо апелляционной инстанции не представлено.
Само по себе указание в апелляционной жалобе о том, что финансирование на ликвидацию свалок бытовых отходов на землях лесного фонда Министерством на 2023 год не предусмотрено, не может являться безусловным основанием для увеличения срока исполнения обязанности, возложенной на исполнительный орган государственной власти в области лесных отношений в Мурманской области - Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области принимая во внимание, что данная обязанность возложена на ответчика в силу закона.
Каких-либо доказательств невозможности исполнения судебного постановления в указанный срок, как того требует положение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела суду первой либо апелляционной инстанции не представлено. При этом, учитывая истечение установленной судом для исполнения решения суда даты 1 ноября 2023 г. к моменту рассмотрения дела судом апелляционной инстанции следует отметить, что ответчик при наличии к тому оснований не лишен права обратиться в суд первой инстанции с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 20 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
председательствующий
судьи: