Дело № 2-7593/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2015 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Симон Н.Б.,
при секретаре Куксовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах ФИО3 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Барнаула в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, заявив требования о возложении на ответчика обязанности предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту своего жительства в г. Барнауле Алтайского края общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ФИО17 относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно информации Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на основании постановления администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о ФИО11 внесены в список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ реестровая запись №. В настоящее время ФИО3 проживает по адресу .... с супругом ФИО14, сыном ФИО6
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО3, сын ФИО6 прав на объекты недвижимости не имеют. ФИО14 принадлежит квартира площадью 29,2 кв.м по адресу ...., которая приобретена супругом до заключения брака. ФИО3 проживает с супругом и несовершеннолетним ребенком, в связи с чем норма предоставления ей жилого помещения устанавливается в размере 33 кв.м общей площадью. По таким основаниям заявлены исковые требования.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор ФИО7 на удовлетворении исковых требований настаивала по указанным в исковом заявлении основаниям.
Истец ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении требований также настаивала, просила установить срок исполнения решения суда не более 3-х месяцев.
Представитель ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, извещены, представлены возражения на иск.
В возражениях на исковое заявление ответчиком указано, что положения жилищного законодательства, предусматривавшие внеочередное обеспечение жильем указанной категории граждан, утратили силу с 01.01.2013. Сведения об истце включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, реестровая запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно Списка, сформированного Главным управлением по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014-2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 31.10.2014 № 503. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие в собственности недвижимости за последние пять лет у него и членов его семьи; выписка из домовой книги, документы, подтверждающие окончание учебного заведения. С учетом новых изменений истцу в случае удовлетворения иска может быть предоставлено жилье по социальным нормам, установленным действующим законодательством Алтайского края, но не менее 28 кв.м. В случае удовлетворения исковых требований указано на необходимость установления срока исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из представленных документов усматривается, что родителями ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлись ФИО8, ФИО9, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. Мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № назначена ФИО10 опекуном над несовершеннолетней ФИО11
Постановлением администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
По информации Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края сведения от ДД.ММ.ГГГГ сведения о ФИО3 внесены в список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в органе местного самоуправления – ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ реестровая запись №.
ФИО3 получено образование, что подтверждается копией диплома.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и ФИО14 заключен брак, супруге присвоена фамилия ФИО15, в браке рожден сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.
Семья ФИО15 проживает по адресу ...., ФИО3 зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на объекты недвижимости у истца ее ребенка за последние 5 лет отсутствуют.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 является собственником квартиры по адресу ...., общей площадью 29,2 кв.м, право собственности возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, обременено ипотекой в силу закона.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.
С 01.01.2013 вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
При этом ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку истцу жилое помещение не предоставлено, при разрешении спора подлежат применению нормы вышеуказанных нормативно-правовых актов в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012.
Законом Алтайского края от 11.10.2012 № 74-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края» в числе прочих внесены изменения в закон Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», в том числе п. 2 ч. 2. ст. 5 закона, предусматривающий, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу. Кроме того, указанный закон дополнен ст. 17-1 и ст. 17-2, направленными на регламентацию права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края.
Статья 17-1 названного закона Алтайского края повторяет положения ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пунктом 5 указанной статьи установлено, что детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.
Часть 3 ст. 17-1 указанного Закона Алтайского края содержит перечень обстоятельств, при наличии которых проживание детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным.
Так, согласно п. 3 ч. 3 ст. 17-1 Закона проживание детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании по месту нахождения жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая наличие в собственности супруга истца жилого помещения, фактического проживания одной семьей, юридически значимым является выяснение вопроса о возможности проживания истца в данном жилом помещении.
Как следует из материалов дела, ФИО14 на праве собственности принадлежит .... в г.Барнауле Алтайского края, общей площадью 29,2 кв.м.
В соответствии с решением Барнаульской городской Думы «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Барнауле» от 27.02.2006 № 294 утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.
Таким образом, на каждого члена семьи истца приходится 9,73 кв.м (29,2 кв.м : 3 человека), что менее учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи. А поэтому проживание в жилом помещении следует признать невозможным.
Указанное обстоятельство, свидетельствует о наличии у истца права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статья 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ФЗ «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края».
До настоящего времени жилое помещение истцу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено, с учета он не снят.
В возражениях на исковое заявление ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края указал на преждевременность заявленных прокурором исковых требований, ссылаясь на то, что для решения жилищной проблемы детей-сирот постановлением администрации Алтайского края от 31.10.2014 № 503 утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014-2020 годы, в рамках которой планируется обеспечить жилыми помещениями детей-сирот, при этом жилые помещения буду предоставляться лицам указанной категории согласно Списку, сформированному управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Такие доводы не могут являться основанием для отказа в иске.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку право истца на обеспечение жилым помещением нарушено.
При этом суд учитывает, что местом регистрации и фактического проживания истца в настоящее время является г. Барнаул Алтайского края, в связи с чем, жилое помещение должно быть предоставлено в границах указанного муниципального образования.
Определяя площадь подлежащего предоставлению ФИО3 жилого помещения, суд исходит из права самого материального истца быть обеспеченным жилым помещением (независимо от членов семьи) и положений ст. 8 Закона Алтайского края №136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 кв.м общей площади для одиноко проживающего гражданина.
Законом Алтайского края от 29 июня 2015 года №56-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и Закон Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» внесены изменения в ст. 8 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» статья 8 Закона №136-ЗС дополнена нормой о том, что для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 кв.м., если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
Данные изменения вступили в силу с 12 июля 2015 года.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Определяя площадь подлежащего предоставлению жилого помещения, суд исходит из права истца быть обеспеченным жилым помещением и положений ст. 8 Закона Алтайского края № 136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
С учетом изложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства на момент рассмотрения спора является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в соответствии с п.1.1 Положения, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 № 55. Согласно п. 2.20, 2.27 Положения Главное управление предоставляет отдельным категориям граждан помещения государственного жилищного фонда Алтайского края; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Алтайского края.
В части доводов ответчика об установлении срока исполнения решения суда, суд с учетом необходимости соблюдения длительной процедуры приобретения жилого помещения, в случае отсутствии соответствующего жилого помещения, полагает возможным установить срок в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ _____________ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░ _____________ ░.░. ░░░░░░░