Решение от 15.10.2015 по делу № 2-7593/2015 от 11.09.2015

Дело № 2-7593/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2015 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего     Симон Н.Б.,

при секретаре         Куксовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах ФИО3 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Барнаула в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, заявив требования о возложении на ответчика обязанности предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту своего жительства в г. Барнауле Алтайского края общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ФИО17 относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно информации Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на основании постановления администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ сведения о ФИО11 внесены в список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ реестровая запись . В настоящее время ФИО3 проживает по адресу .... с супругом ФИО14, сыном ФИО6

Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО3, сын ФИО6 прав на объекты недвижимости не имеют. ФИО14 принадлежит квартира площадью 29,2 кв.м по адресу ...., которая приобретена супругом до заключения брака. ФИО3 проживает с супругом и несовершеннолетним ребенком, в связи с чем норма предоставления ей жилого помещения устанавливается в размере 33 кв.м общей площадью. По таким основаниям заявлены исковые требования.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор ФИО7 на удовлетворении исковых требований настаивала по указанным в исковом заявлении основаниям.

Истец ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении требований также настаивала, просила установить срок исполнения решения суда не более 3-х месяцев.

Представитель ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, извещены, представлены возражения на иск.

В возражениях на исковое заявление ответчиком указано, что положения жилищного законодательства, предусматривавшие внеочередное обеспечение жильем указанной категории граждан, утратили силу с 01.01.2013. Сведения об истце включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, реестровая запись от ДД.ММ.ГГГГ. Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно Списка, сформированного Главным управлением по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014-2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 31.10.2014 № 503. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие в собственности недвижимости за последние пять лет у него и членов его семьи; выписка из домовой книги, документы, подтверждающие окончание учебного заведения. С учетом новых изменений истцу в случае удовлетворения иска может быть предоставлено жилье по социальным нормам, установленным действующим законодательством Алтайского края, но не менее 28 кв.м. В случае удовлетворения исковых требований указано на необходимость установления срока исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из представленных документов усматривается, что родителями ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлись ФИО8, ФИО9, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. Мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ назначена ФИО10 опекуном над несовершеннолетней ФИО11

Постановлением администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

По информации Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края сведения от ДД.ММ.ГГГГ сведения о ФИО3 внесены в список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в органе местного самоуправления – ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ реестровая запись .

ФИО3 получено образование, что подтверждается копией диплома.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и ФИО14 заключен брак, супруге присвоена фамилия ФИО15, в браке рожден сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.

Семья ФИО15 проживает по адресу ...., ФИО3 зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги.

В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на объекты недвижимости у истца ее ребенка за последние 5 лет отсутствуют.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 является собственником квартиры по адресу ...., общей площадью 29,2 кв.м, право собственности возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, обременено ипотекой в силу закона.

Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

С 01.01.2013 вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

При этом ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку истцу жилое помещение не предоставлено, при разрешении спора подлежат применению нормы вышеуказанных нормативно-правовых актов в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012.

Законом Алтайского края от 11.10.2012 № 74-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края» в числе прочих внесены изменения в закон Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», в том числе п. 2 ч. 2. ст. 5 закона, предусматривающий, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу. Кроме того, указанный закон дополнен ст. 17-1 и ст. 17-2, направленными на регламентацию права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края.

Статья 17-1 названного закона Алтайского края повторяет положения ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пунктом 5 указанной статьи установлено, что детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.

Часть 3 ст. 17-1 указанного Закона Алтайского края содержит перечень обстоятельств, при наличии которых проживание детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным.

Так, согласно п. 3 ч. 3 ст. 17-1 Закона проживание детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании по месту нахождения жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая наличие в собственности супруга истца жилого помещения, фактического проживания одной семьей, юридически значимым является выяснение вопроса о возможности проживания истца в данном жилом помещении.

Как следует из материалов дела, ФИО14 на праве собственности принадлежит .... в г.Барнауле Алтайского края, общей площадью 29,2 кв.м.

В соответствии с решением Барнаульской городской Думы «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Барнауле» от 27.02.2006 № 294 утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.

Таким образом, на каждого члена семьи истца приходится 9,73 кв.м (29,2 кв.м : 3 человека), что менее учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи. А поэтому проживание в жилом помещении следует признать невозможным.

Указанное обстоятельство, свидетельствует о наличии у истца права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статья 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ФЗ «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края».

До настоящего времени жилое помещение истцу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено, с учета он не снят.

В возражениях на исковое заявление ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края указал на преждевременность заявленных прокурором исковых требований, ссылаясь на то, что для решения жилищной проблемы детей-сирот постановлением администрации Алтайского края от 31.10.2014 № 503 утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014-2020 годы, в рамках которой планируется обеспечить жилыми помещениями детей-сирот, при этом жилые помещения буду предоставляться лицам указанной категории согласно Списку, сформированному управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Такие доводы не могут являться основанием для отказа в иске.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку право истца на обеспечение жилым помещением нарушено.

При этом суд учитывает, что местом регистрации и фактического проживания истца в настоящее время является г. Барнаул Алтайского края, в связи с чем, жилое помещение должно быть предоставлено в границах указанного муниципального образования.

Определяя площадь подлежащего предоставлению ФИО3 жилого помещения, суд исходит из права самого материального истца быть обеспеченным жилым помещением (независимо от членов семьи) и положений ст. 8 Закона Алтайского края №136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 кв.м общей площади для одиноко проживающего гражданина.

Законом Алтайского края от 29 июня 2015 года №56-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и Закон Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» внесены изменения в ст. 8 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» статья 8 Закона №136-ЗС дополнена нормой о том, что для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 кв.м., если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.

Данные изменения вступили в силу с 12 июля 2015 года.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Определяя площадь подлежащего предоставлению жилого помещения, суд исходит из права истца быть обеспеченным жилым помещением и положений ст. 8 Закона Алтайского края № 136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.

С учетом изложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства на момент рассмотрения спора является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в соответствии с п.1.1 Положения, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 № 55. Согласно п. 2.20, 2.27 Положения Главное управление предоставляет отдельным категориям граждан помещения государственного жилищного фонда Алтайского края; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Алтайского края.

В части доводов ответчика об установлении срока исполнения решения суда, суд с учетом необходимости соблюдения длительной процедуры приобретения жилого помещения, в случае отсутствии соответствующего жилого помещения, полагает возможным установить срок в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░ _____________ ░.░. ░░░░░

        

░░░░░░░░░ _____________ ░.░. ░░░░░░░

2-7593/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Плотникова С.Л.
Прокурор Центрального р-на г.Барнаула
Ответчики
Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства АК
Другие
Плотников Д.А.
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
11.09.2015Передача материалов судье
11.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.10.2015Предварительное судебное заседание
15.10.2015Судебное заседание
06.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2015Дело оформлено
15.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее