УИД 50RS0029-01-2023-001814-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2023г. г.Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Бузылевой Н.А.,
при секретаре помощнике судьи Грузинцевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2124/23 по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> о признании права муниципальной собственности Наро-Фоминского городского округа <адрес> на бесхозяйные объекты недвижимого имущества
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа обратился в суд с заявлением, в котором просит признать право муниципальной собственности в пользу муниципального образования Наро-Фоминской городской округ <адрес> на объекты недвижимости:
-сооружение с кадастровым номером №, наименование: водопроводная сеть, значение: 10) сооружения коммунального хозяйства, протяженность 180 метров, адрес: <адрес>
-сооружение с кадастровым номером №, наименование: сеть канализационная, назначение: 10.3 сооружения канализации, протяженность 616 метров, адpec: <адрес>
-сооружение с кадастровым номером №, наименование: сеть канализационная, назначение: 10.3 сооружения канализации, протяженность 454 метра, адрес: <адрес>,
-сооружение с кадастровым номером №, наименование: сеть канализационная, назначение: 10.3. сооружения канализации, протяженность 530 метров,?адрес: <адрес>
Заявление обосновано тем, что в Комитет поступило обращение МУП «Водоканал» о выявлении на территории <адрес>-Фоминского городского округа сетей водоснабжения и водоотведения, имеющих признаки бесхозяйного имущества, с просьбой провести мероприятия по остановке выявленных сетей на кадастровый учет и принятию их в муниципальную собственность муниципального образования Наро-Фоминский городской округ <адрес>. К обращению МУП «Водоканал» прилагался список бесхозяйных объектов недвижимости, а также и схемы расположения указанных объектов.
С целью выявления собственников бесхозяйных объектов недвижимости, Комитетом был направлен запрос в Управление оформления прав и реестра собственности Министерства имущественных отношений <адрес> о наличии/отсутствии в реестре имущества, находящегося в собственности <адрес>, сведений о бесхозяйных объектах недвижимости. По информации Управления оформления прав и реестра собственности Министерства имущественных отношений <адрес>, сведения о бесхозяйных объектах недвижимости в реестре имущества, находящегося в собственности <адрес>, отсутствуют. Так же Комитетом был сделан запрос в территориальное управление Росимущества по <адрес> о наличии/отсутствии в реестре федеральной собственности сведений о бесхозяйных объектах недвижимости. По информации территориального управления Росимущества по <адрес>, в реестре федеральной собственности сведения о бесхозяйных объектах недвижимости отсутствуют.
В соответствии с порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанные объекты недвижимости были поставлены на кадастровый учет и приняты Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности муниципального образования Наро-Фоминский городской округа <адрес> и не обременен правами третьих лиц. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО9. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО10. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО11. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО1. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях ФИО12 и ФИО13. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО14. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО15. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях ФИО2, ФИО3 и ФИО4. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО5. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях ФИО16, ФИО17 и несовершеннолетним ФИО6 и ФИО7. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО18. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО19. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО20. Согласно сведениям ЕГРН, сооружение с кадастровым номером № частично расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО8. Согласно сведениям ЕГРН, сооружение с кадастровым номером № частично расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами № и №, занятых автомобильными дорогами местного значения. Постановлениями Администрации Наро-Фоминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «Водоканал Наро-Фоминского некого округа» назначено ответственным за эксплуатацию бесхозяйных объектов недвижимости с кадастровыми номерами №.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Учитывая отсутствие лиц, заявивших о своих правах на выявленные бесхозяйные объекты недвижимости, а также учитывая обязанность органов местного самоуправления осуществлять полномочия по организации в границах городского округа водоснабжения населения и организации водоотведения, Комитет вправе обратиться в суд по месту нахождения объектов бесхозяйного недвижимого имущества с заявлением о сдаче бесхозяйных объектов недвижимости в собственность муниципального образования в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Представитель заявителя Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.
Представитель третьего лица МУП «Водоканал», третьи лица ФИО9, ФИО10, ФИО26, ФИО1, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО21 Н.В., ФИО24 М.В., ФИО24 Н.Н., ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО8, ФИО29 ФИО30, ФИО28 в судебном заседании отсутствовали, о дате, времени и месте судебного заседания извещались посредством направления извещений по адресам регистрации.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 12 ГК РФ среди предусмотренных законом способов защиты гражданских прав указывает на возможность осуществления такой защиты путем признания права. В некоторых предусмотренных ГК РФ случаях использовать данный способ защиты гражданских прав может лицо, которое на момент заявления требования о признании за ним соответствующего права этим правом не обладает. В таких случаях судебный акт о признании за истцом права становится основанием возникновения у него права в смысле ст. 8 ГК РФ и, следовательно, правоустанавливающим документом. Возможность предъявления подобных исков о признании права предусмотрена абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ по делам о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу положений ч.1,3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, в соответствии со ст. 225 ГК РФ и главой 33 ГПК РФ постановка на учет недвижимого имущества осуществляется в целяхпоследующего признания права муниципальной собственности. По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно обязан это сделать.
В силу ч.2 ст. 291 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту её нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно ч.2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № является функциональным исполнительно-распорядительным органом администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> в области имущественных отношений. Комитет выявляет бесхозяйное имущество на территории Наро-Фоминского городского округа и подготавливает предложения по принятию его в муниципальную собственность, представительствует в судах, обращается в суды с исками в защиту имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования Наро-Фоминский городской округ <адрес>.
В адрес Комитета поступило обращение МУП «Водоканал» о выявлении на территории <адрес>-Фоминского городского округа сетей водоснабжения и водоотведения, имеющих признаки бесхозяйного имущества, с просьбой провести мероприятия по постановке выявленных сетей на кадастровый учет и принятию их в муниципальную собственность муниципального образования Наро-Фоминский городской округ <адрес>. К обращению МУП «Водоканал» прилагался список бесхозяйных объектов недвижимости, а также и схемы расположения указанных объектов, а именно:
-сооружение с кадастровым номером №, наименование: водопроводная сеть, значение: 10) сооружения коммунального хозяйства, протяженность 180 метров, адрес: <адрес>
-сооружение с кадастровым номером № наименование: сеть канализационная, назначение: 10.3 сооружения канализации, протяженность 616 метров, адpec: <адрес>
-сооружение с кадастровым номером №, наименование: сеть канализационная, назначение: 10.3 сооружения канализации, протяженность 454 метра, адрес: <адрес>,
-сооружение с кадастровым номером №, наименование: сеть канализационная, назначение: 10.3. сооружения канализации, протяженность 530 метров,?адрес: <адрес> (л.д. №).
С целью выявления собственника, Комитетом был сделан запрос в территориальное управление Росимущества по <адрес> о наличии/отсутствии в реестре федеральной собственности сведений о бесхозяйном объекте недвижимости. По информации территориального управления Росимущества по <адрес>, в реестре федеральной собственности сведения о бесхозяйном объекте недвижимости отсутствуют (л.д. №).
Комитетом был направлен запрос в Управление оформления прав и реестра собственности Министерства имущественных отношений <адрес> о наличии/отсутствии в реестре имущества, находящегося в собственности <адрес>, сведений о бесхозяйном объекте недвижимости. По информации Управления оформления прав и реестра собственности Министерства имущественных отношений <адрес>, сведения о бесхозяйном объекте недвижимости в реестре имущества, находящегося в собственности <адрес>, отсутствуют (л.д. 39).
В соответствии с порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанные объекты недвижимости были поставлены на кадастровый учет, и принят Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, полученными в виде выписок из ЕГРН.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждено, что в течение года с момента постановки данного имущества на учет как бесхозяйного его правообладатели не установлены, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке права требования не установлены. Данные объекты расположены в границах муниципального образования - Наро-Фоминский городской округ, собственник этих объектов неизвестен, установленный ч. 3 ст. 225 ГК РФ срок со дня постановки данного объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, а Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> является органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Отсюда суд в соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что имеются основания для признания права муниципальной собственности Наро-Фоминского городского округа <адрес> на бесхозяйное недвижимое имущество.
На основании изложенного, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку данное недвижимое имущество- сооружение канализации и водопроводная сеть приняты на учет в установленном законом порядке, поэтому имеются все основания для принятия решения о признании права муниципальной собственности на нее за Наро-Фоминским городским округом <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> о признании права муниципальной собственности Наро-Фоминского городского округа <адрес> на бесхозяйные объекты недвижимого имущества удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности в пользу муниципального образования Наро-Фоминской городской округ <адрес> на объекты недвижимости:
-сооружение с кадастровым номером № наименование: водопроводная сеть, значение: 10) сооружения коммунального хозяйства, протяженность 180 метров, адрес: <адрес>
-сооружение с кадастровым номером №, наименование: сеть канализационная, назначение: 10.3 сооружения канализации, протяженность 616 метров, адpec: <адрес>
-сооружение с кадастровым номером №, наименование: сеть канализационная, назначение: 10.3 сооружения канализации, протяженность 454 метра, адрес: <адрес>,
-сооружение с кадастровым номером №, наименование: сеть канализационная, назначение: 10.3. сооружения канализации, протяженность 530 метров,?адрес: <адрес>
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд в апелляционном порядке через Наро-Фоминский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа ОГРН № ФИО22 5030011263 КПП №
Судья Н.А. Бузылева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.