Дело № 2а-27/2022
УИД 19RS0008-01-2021-000519-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
поселок Копьево 13 января 2022 года
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Южаковой М.Н.,
при секретаре Горбацевич Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице с электронным адресом <данные изъяты>, содержащую способ изготовления взрывчатого вещества
В обоснование административного иска истец указал, что ../../.. прокуратурой Орджоникидзевского района Республики Хакасия с 13 часов 00 минут до 14 часов 30 минут был проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму с целью выявления информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. При мониторинге Интернет – ресурсов выявлен сайт, размещающий на своих страницах запрещенную информацию, а именно выявлена статья «Коктейль Молотова», в которой изложена технология изготовления взрывчатого вещества (зажигательной смеси).
В связи с тем, интернет – ресурс доступен для неограниченного круга лиц которые имеют реальную возможность получить информацию, размещенную на указанном Интернет-сайте, ее необходимо признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца – помощник прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Янькова Ю.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связей, информационных технологий и массовых коммуникаций не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее, Федеральный закон № 149-ФЗ) определено понятие информационно-телекоммуникационной сети, под которым понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу положений ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения и в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с абз. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
На основании п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12.03.02 № 5 под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п. Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.
Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации) является террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Статьей 205.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.
Под пособничеством в данной статье понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
В соответствии с подп. «д» п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЭ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах приготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Вместе с тем предоставление возможности доступа к информации о способах приготовления взрывных устройств с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно сведениям Роскомнадзора сайт <данные изъяты> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.
Поскольку свободный доступ к сайту, где размещена информация, содержащая побуждение к изготовлению взрывных устройств, фактически способствует совершению гражданами преступлений и, тем самым, создается возможность нарушения публичных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, следовательно, информация, размещенная в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, принятие Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор) к числу решений, являющихся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, решения о признании информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, не отнесено.
Поскольку информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, прямо не отнесена к информации, в отношении к которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации и соответственно, защиты неопределенного круга лиц от такой информации, не предусмотрен.
Таким образом, для выполнения обязанностей, возложенных законом на государственные органы по защите от информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, посредством ограничения доступа к такой информации Роскомнадзором в установленном порядке требуется признание информации о технологии изготовления взрывчатых веществ на <данные изъяты> запрещенной к распространению.
В силу п. 5 ст. 46 Закона о связи, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
Статьей 39 КАС РФ предусмотрено, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор в соответствии со ст. 39 КАС РФ выступает в интересах неопределенного круга лиц на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах Российской Федерации является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию о технологии изготовления взрывчатого, вещества (зажигательной смеси) «Коктейль Молотова», размещенную в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 января 2022 года.
Председательствующий М.Н. Южакова