Решение по делу № 2а-27/2022 (2а-271/2021;) от 14.12.2021

Дело № 2а-27/2022

УИД 19RS0008-01-2021-000519-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

поселок Копьево 13 января 2022 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Южаковой М.Н.,

при секретаре Горбацевич Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет запрещенной,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице с электронным адресом <данные изъяты>, содержащую способ изготовления взрывчатого вещества

В обоснование административного иска истец указал, что ../../.. прокуратурой Орджоникидзевского района Республики Хакасия с 13 часов 00 минут до 14 часов 30 минут был проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму с целью выявления информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. При мониторинге Интернет – ресурсов выявлен сайт, размещающий на своих страницах запрещенную информацию, а именно выявлена статья «Коктейль Молотова», в которой изложена технология изготовления взрывчатого вещества (зажигательной смеси).

В связи с тем, интернет – ресурс доступен для неограниченного круга лиц которые имеют реальную возможность получить информацию, размещенную на указанном Интернет-сайте, ее необходимо признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца – помощник прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Янькова Ю.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связей, информационных технологий и массовых коммуникаций не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее, Федеральный закон № 149-ФЗ) определено понятие информационно-телекоммуникационной сети, под которым понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу положений ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения и в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с абз. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

На основании п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12.03.02 № 5 под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п. Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.

Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации) является террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Статьей 205.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.

Под пособничеством в данной статье понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

В соответствии с подп. «д» п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЭ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах приготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Вместе с тем предоставление возможности доступа к информации о способах приготовления взрывных устройств с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются:

1)    доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2)    сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно сведениям Роскомнадзора сайт <данные изъяты> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.

Поскольку свободный доступ к сайту, где размещена информация, содержащая побуждение к изготовлению взрывных устройств, фактически способствует совершению гражданами преступлений и, тем самым, создается возможность нарушения публичных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, следовательно, информация, размещенная в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, принятие Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор) к числу решений, являющихся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, решения о признании информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, не отнесено.

Поскольку информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, прямо не отнесена к информации, в отношении к которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке.

Иной порядок ограничения доступа к данной информации и соответственно, защиты неопределенного круга лиц от такой информации, не предусмотрен.

Таким образом, для выполнения обязанностей, возложенных законом на государственные органы по защите от информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, посредством ограничения доступа к такой информации Роскомнадзором в установленном порядке требуется признание информации о технологии изготовления взрывчатых веществ на <данные изъяты> запрещенной к распространению.

В силу п. 5 ст. 46 Закона о связи, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

Статьей 39 КАС РФ предусмотрено, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор в соответствии со ст. 39 КАС РФ выступает в интересах неопределенного круга лиц на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах Российской Федерации является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию о технологии изготовления взрывчатого, вещества (зажигательной смеси) «Коктейль Молотова», размещенную в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 20 января 2022 года.

Председательствующий                        М.Н. Южакова

2а-27/2022 (2а-271/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Орджоникидзевского района
Другие
Енисейское управление Роскомнадзора
Суд
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
Судья
Южакова Марина Николаевна
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky.hak.sudrf.ru
14.12.2021Регистрация административного искового заявления
14.12.2021Передача материалов судье
16.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Подготовка дела (собеседование)
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее