УИД 23RS0031-01-2023-001135-20
13 июня 2023 Дело № 12-304/2023
РЕШЕНИЕ
Судья Прикубанского районного суда Зубарева И.В. при секретаре Рыбаковой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Премиум» Ковальчук Екатерины Владимировны,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ юрисконсультом 1 категории отдела административного производства Юридического управления Южного ГУ Банка России Скворцовой М.А. в отношении Ковальчук Екатерины Владимировны (генеральный директор ООО «Ломбард Премиум») в связи с нарушением ею требований Федерального Закона №115-ФЗ, положения Банка России № 445-П в части организации внутреннего контроля, выразившемся в несоответствии ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям законодательства Российской Федерации, составлен протокол № ТУ-03-ДЛ-22-6472/1020-2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Не согласившись с таким постановлением ЮГУ Центрального банка России, заявитель подала на него жалобу в Ленинский районный суд г. Краснодара, решением судьи которого данный акт передан по подведомственности в Прикубанский районный суд г. Краснодара.
В обоснование доводов жалобы, заявитель указала, что события и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ отсутствуют, так как обществом был предоставлен отчет об исполнении предписания, в котором учтены все рекомендации, изложенные в предписании Южного ГУ Банка России.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Ходатайства об отложении не заявляли.
Исследовав доводы жалобы, оснований к признанию незаконным и отмене, либо изменению постановления должностного лица суд не находит по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ - Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального Закона №115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Как следует из материалов дела, в рамках контрольно-надзорных мероприятий по результатам рассмотрения представленной ООО «Ломбард Премиум» редакции ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденной Приказом директора от 22.09.2022 №12, Банком России установлено несоответствие ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям законодательства, а именно:
- в нарушение пункта 4.4 Положения Банка России №445-П в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ отсутствуют конкретные сроки пересмотра степени (уровня) риска использованию услуг некредитной финансовой организации в в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в случаях, предусмотренных подпунктами 5.7.2.2 и 5.7.2.3 пункта 5.7.2 Программы управления риском ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
- Неисполнение ООО «Ломбард Премиум» пункта 4.4 Положения Банка России №445-П, выразившееся в несоответствии ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям законодательства, свидетельствует о ненадлежащей организации внутреннего контроля в обществе.
- Постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия или бездействие, выражающееся в неисполнении требований законодательства, устанавливающего правила организации и (или) осуществления внутреннего контроля в целях предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно пункту 9.1 статьи 4 федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ « О центральном банке Российской Федерации (Банке России) » (далее – Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль, надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 76.5 Федерального Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций (далее – НФО), направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры.
На основании статьи 5 федерального закона от 07.08.2002 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) ломбарды относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со стаьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ к числу мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организации внутреннего контроля.
Статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ определено, что под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, включающих разработку ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля с учетом требований, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации и определенных Положением банка России от 15.12.2014 №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля не кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение Банка России №445-П) и Указанием Банка России от 22.02.2019 № 5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массовго уничтожения» (далее – Указание Банка России №5075-У), а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии со статьей 76.5 Федерального Закона №86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций (далее – НФО), направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры.
Состав совершения Ковальчук административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность, и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
- протокол от 26.12.2022 № ТУ-03-ЮЛ-22-6471/Ю20-2 об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностным лицом, причиной составления которых послужило выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имееется.
Действиям Ковальчук дана верная юридическая оценка по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Смягчающих и отягчающих обстоятельств наказания судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление ТУ-03-ДЛ-22-6472/3120 от 10.01.2023г Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Судья Зубарева И.В.